Психолог о том, почему компьютер не должен быть «другом» ребенка
Представить жизнь современного человека без гаджета просто невозможно. Специалисты отмечают, что с каждым годом аудитория всемирной Сети молодеет. Сегодня телефон или планшет есть почти у каждого дошкольника. Как правильно организовать взаимодействие ребенка со смартфоном и почему так важно, чтобы гаджет был «помощником», а не «другом», рассказала психолог-консультант высшей квалификационной категории, кандидат педагогических наук Наталья Кий.
Что говорят исследования
Для начала коротко познакомимся с некоторыми результатами исследований, которые за последние годы были проведены в нашей стране.
Среди них — исследование члена-корреспондента РАО, доктора психологических наук Галины Солдатовой и Фонда Развития Интернета и исследование «Лаборатории Касперского».
- По статистике, более 80% современных дошкольников умеют самостоятельно включить компьютер и пользоваться интернетом, скачать игры, смотреть мультфильмы и т. д.
- 42% ребят впервые познакомились с гаджетом уже в 2–3 года.
- Большинство детей 3–5 лет проявляют интерес к новому устройству и не успокаиваются, пока полностью его не изучат.
- 75% детей 5–7 лет — уверенные пользователи интернета.
- 24% детей каждый день пользуются гаджетом, 24% — через день, 24% — редко, 8% — только по выходным.
- 15% дошкольников столкнулись с различными угрозами в интернете (реклама, страшные картинки и видео, мошенники и т. д.).
- 42% ребят на вопрос «Сколько бы ты мог играть на компьютере?» ответили: «Бесконечно».
- 30% детей уверены, что им дают слишком мало времени на гаджеты. Однако большинство дошкольников говорят, что очень легко переключаются на другие игры, если родители их ими увлекают.
- 75% детей в Сети играют (к слову, эта цифра снижается, несколько лет до этого было 90%), 54% смотрят мультики и видео, 14% общаются, 8% создают свой контент, 5% ищут информацию, 2% учатся.
- 36% детей 7–8 лет испытывают привязанность к любимому гаджету, 8% ребят говорят, что «не могут без него жить».
- При этом 64% дошкольников и младших школьников отмечают, что гаджет — это просто удобное устройство.
Особенности взаимоотношений современных дошкольников с гаджетами
Согласно одной из теорий, современные поколения сменяют друг друга гораздо быстрее: если раньше между разными поколениями могло пройти 50–70 лет, то сегодня этот период сократился до 12–15 лет. Нынешних школьников и подростков относят к зумерам (поколению Z), а дошкольников — к поколению А (альфа) — так называемые экранные дети. Современные старшие школьники росли «вместе с компьютерами», осваивая их постепенно, а во время рождения современных дошкольников компьютеры уже полностью вошли в нашу жизнь.
И можно сказать, что с самого раннего возраста ребенок сегодня получает возможность смотреть на жизнь через экран смартфона, когда виртуальный и реальный миры находятся настолько близко друг к другу, что их даже можно спутать.
И подростки, и дошкольники сегодня растут в атмосфере многозадачности, для них не составляет труда одновременно рисовать или решать задачу, слушать музыку и переписываться с друзьями. Для взрослого человека такие действия сложны.
Еще одна особенность «экранного поколения» в том, что традиционная игра все больше становится занятием, а не образом жизни, ребенка нужно приучать к игре, заинтересовывать. Ему гораздо проще окунуться в виртуальную игру, чем играть с родителями или с друзьями.
У ребят поколения альфа высокий уровень традиционного интеллекта по сравнению со многими предыдущими поколениями. Однако специалисты отмечают, что это особый тип интеллекта: при высоком уровне IQ низкий уровень эмоционального и социального интеллекта. Таким ребятам непросто решать конфликты, взаимодействовать с другими, различать эмоции людей, реагировать на эмоции других.
Современные дошкольники очень одарены технически. Так, согласно исследованиям, ребенку нужно всего 2 часа, чтобы разобраться в новом планшете, тогда как взрослый может потратить на это несколько дней.
Также, согласно другим исследованиям, именно дошкольники сегодня — одни из самых активных пользователей соцсетей, и отмечается, что возраст начала пользования гаджетом с каждым годом все уменьшается.
Ученые с удивлением отмечают, что сегодня проходит естественный эксперимент адаптации детей к информационному динамическому обществу. То есть дети сами ищут новые способы защиты от информационных перегрузок, компенсируют ограниченность своих ресурсов мышления в новой многозадачной реальности.
Сегодня важнее не «знать» информацию, а самостоятельно найти ее и критически воспринять — среди множества фейков найти правду. И родителям важно научить этому ребенка.
У дошкольников складывается «клиповое мышление» — это своеобразная форма перехода от «линейного» мышления к «сетевому». Многие взрослые считают, что такой тип мышления снижает внимание, однако это совершенно не так. Именно такой тип внимания помогает действовать в ситуациях неопределенности в Сети.
Риски, связанные с использованием гаджета
Очень важно, чтобы родители правильно подготовили дошкольника к работе с гаджетом. Для этого нужно адекватно оценивать все возможные риски. Дошкольник в силу своих когнитивных способностей не может распознать опасный контент в Сети. Поэтому нужно, чтобы взрослые вовремя установили на смартфон «родительский контроль».
Еще одна опасность в том, что у дошкольника нет навыка разделения реального и виртуального мира. Для того чтобы такой ситуации не возникло, родители должны разграничивать экранное и реальное время, увеличивая возможность общения с реальными людьми, предлагая обычные игры и занятия. Особенно важны тактильные игры, игры с животными и уход за ними, помощь по дому, чтобы ребенок видел реальный результат действий.
Существует и такой риск от чрезмерного использования гаджета, как формирование личностного отношения к компьютеру, когда телефон или планшет становится «лучшим другом». Поэтому первое знакомство с гаджетом должно быть не раньше 2-3 лет и в течение нескольких минут в день — можно показать ребенку мультик или яркие картинки.
Важно, чтобы малыш воспринимал смартфон как помощника, полезный инструмент, а не привязывался к нему.
Также среди минусов называются недостаток физической активности, истощение центральной нервной системы, большая нагрузка на зрение, а иногда даже нарушение сна при слишком длительном нахождении у экрана.
Почему компьютер все-таки нужен современному дошкольнику
Среди основных аргументов, почему же компьютер все-таки нужен современному ребенку, — возможность получать в интернете и играх новые знания, эмоции, умения.
Также гаджет — это показатель самодостаточности, успешности. Ребенок, у которого нет ни планшета, ни компьютера, ни телефона, рискует быть изгоем в компании сверстников.
В игре дошкольник становится активным участником, а не пассивным зрителем. Доказано, что при проведении ограниченного количества времени в Сети у ребенка лучше развиваются познавательные процессы, зрительные и моторные функции.
Интернет позволяет ребенку расширять географию общения (например, созваниваться с родственниками, которые живут в других городах и странах).
С помощью гаджета родитель может влиять на ребенка: смартфон может стать поощрением или наказанием. Но только в том случае, если в семье существуют определенные правила и стратегии.
Несколько правил для родителей
Для того чтобы первое знакомство с гаджетом прошло успешно, а экранное время было только на пользу, нужно соблюдать несколько важных правил.
- Будьте примером. Согласно исследованиям, родители нередко сами нарушают семейные правила пользования гаджетами, «залипая» в смартфонах гораздо дольше, чем дети. Важно, чтобы в семье правила были едиными для всех.
- Учите ребенка цифровой гигиене. Много полезной информации об этом вы найдете в наших материалах.
Учим ребенка безопасному поведению в Сети
Заботимся о безопасности ребенка: полезные приложения для родителей
- Не манипулируйте гаджетом. Использовать компьютер как наказание или поощрение можно только в том случае, если в семье есть четкие правила пользования гаджетами, иначе вы можете только вызвать агрессию и непонимание.
- Не впадайте в крайности. Иногда бывают ситуации, когда родители буквально «демонизируют» гаджеты, говоря: «Этот компьютер захватил ребенка. Я ничего не могу сделать». И получается, что мама или папа слабее, у них нет авторитета. Другие родители, наоборот, делают из гаджета фетиш: самую дорогую вещь в доме, главный подарок на торжество. Специалисты уверены, что электронное устройство должно быть помощником, чем-то обыденным. Поэтому многие психологи рекомендуют покупать смартфоны и планшеты просто так, а не на день рождения.
- Не искажайте первое впечатление. Важно, чтобы первое впечатление, эмоцию ребенок получил именно от физического мира, а не из гаджета. Например, речь о вкусном блюде, красивом закате, тактильном ощущении, первом снеге и т. д.
- Не упустите сверхувлеченность ребенка. Согласно исследованиям, первые признаки чрезмерной увлеченности гаджетом, когда смартфон или планшет становится для ребенка другом, самым любимым занятием, проявляется в 3–4 года. Тогда как родители начинают обращать на это внимание только в 6–7 лет.
- Знакомьте ребенка с разными функциями компьютера, а не только с игровой. Обязательно учите искать и фильтровать информацию, расскажите, как здорово получать знания в Сети, общаться и т. д.
- Развивайте физические навыки, которые помогут овладеть компьютером. Обращайте внимание на развитие памяти, мелкой моторики, научите ребенка обязательно делать перерывы, делать зарядку, специальную разминку для глаз.
Для многих взрослых сегодня гаджеты кажутся чем-то пугающим, опасным для детей. Но даже если мы будем очень стараться ограждать ребенка от Сети, сделать этого не получится, а вот нанести вред мы можем. Именно поэтому так важно научиться самим и научить ребенка использовать этот полезный и важный инструмент правильно и безопасно. И тогда из «пожирателя времени» и бесполезной игрушки он обязательно превратится в незаменимого помощника.
Материал подготовлен при содействии Центра родительской компетентности ВГПУ.