Учимся распознавать фейковую информацию
Мы живем в мире цифровых технологий и каждый день неизменно сталкиваемся с различного рода информацией, среди которой встречается и фейковая, ставшая уже неотъемлемой частью нашей постоянной цифровой жизни. Яркий баннер, громкий кликбейт, информационная война — все это только часть фейковых новостей. Наталья Алхимова, специалист по учебно-методической работе факультета «Социальная коммуникация» МГППУ, рассказывает о причинах появления фейковых новостей, о том, как отличить фейковую информацию от реальной и как противостоять фейкам.
Что же такое фейк?
Фейк — русифицированное производное от английского слова fake — «мошенничество, подлог, фальшивка». То есть фейк — это намеренно ложная информация, которая подается в массы с целью введения человека в заблуждение и его дезинформации.
Фейковые новости! Откуда?
Чаще всего такие новости распространяют такие же люди, как и мы с вами, с целью быть особенными и замеченными. Триггером распространения фейковых новостей является запрос автора репоста на «уникальность» и то, что эта информация больше никому не известна. Он стремится быть замеченным, хотя в жизни не представляет особого интереса. Размещает недостоверную информацию на сайте. После ее размещают у себя на страницах пользователи или передают ее «из чата в чат». Таким образом фейковые новости разлетаются от пользователя к пользователю. И нередко они достигают и телевидения, где уже их разоблачают.
Пример
Фейк-новость: «Внимание! В России дефицит сахара, гречки и других базовых продуктов питания. Успейте купить!»
Бот: распространение информации по сети.
Люди: распространение информации по чатам.
Итог: в магазинах искусственно созданный дефицит товара.
Причины появления фейковых новостей
- Для распространения ложной информации. Например, информационная война. Это противостояние двух сторон, с распространением специально подготовленной информации. И очень часто такое воздействие остается незамеченным.
- Для повышения посещаемости и рейтинга сайта или блогера. «Горячие новости». Например, «Вакцина против коронавируса». Кто-то сказал, что она нужна для чипирования людей, и эта информация быстро ушла в массы, пока ее не опровергли в СМИ.
- Неумышленное распространение (без злого умысла). Это фейк, который запустился не специально. Например, одному человеку помогли «чудо-витамины», и он говорит, что ими можно вылечится. Затем он делится информацией, и она вирусится, тем самым идет в массы. Как итог, люди начинают этому верить и лечить ими любые заболевания.
- «Прикол», вышедший из-под контроля. Например, появление новости в виде шутки или мема на 1 апреля. В них нет злого умысла, но они облетают Всемирную паутину в считанные минуты.
Почему фейковая новость так быстро становится популярной?
Главная проблема фейковых новостей — это скорость их распространения. По-другому еще можно сказать, что это «вирусная» информация. Ложная новость способна проникнуть в любое медийное поле, в группы в популярных соцсетях, новостные каналы в мессенджерах, на сайты, освещающие последние события, в видеоблоги, в рилсы, сторис…
Интернет-пользователь находит эту новость и быстро пересылает ее друзьям. А дальше уже по принципу цепной реакции она облетает всю страну или мир за короткое время.
Информационная война: что это?
Информационная война прежде всего подразумевает борьбу двух сторон с помощью заранее заготовленной ложной информации. В такой войне воздействия избирательны и вовлекают в себя различные слои населения. Целью такой войны является установление контроля над людьми и манипуляция ими.
Выделяют два вида информационной войны:
- электронная война — например, блокировка ряда соцсетей и приложений, возможности оплаты через телефон;
- психологическая война — «зомбирование» человека через пропаганду или информацию, например, через умышленную и управляемую подачу материала, для того чтобы формировать или корректировать общественное мнение в угоду одной из сторон.
Как распознавать фейковые новости и отличать их от реальных
Надо помнить, что такие новости чаще всего носят громкие названия. К таким названиям применяется даже интернет-термин — кликбейт.
Кликбейт (с англ. click — «щелчок», bait — «наживка») — дословно это сенсационный заголовок, который противоречит истинной информации. Это провокационные приемы в цифровой среде, направленные на привлечение внимания и получение просмотров. Обычно под кликбейтом подразумевают заголовки-сенсации, которые вводят людей в заблуждение.
Пример
Блогер: Подпись к видео: «Ты не поверишь! У нас будет ребенок!»
Реальность: купили собаку.
Чтобы не «повестись» на фейковую информацию:
- нужно изучить первоисточник ее распространения;
- проверить достоверность данной информации;
- нужно убедиться, что автор статьи является экспертом в вопросе;
- главное — не поддаваться эмоциям и рассмотреть ситуацию с разных сторон;
- также полезно выждать, пока она не обрастет новыми фактами (как правило, на это уходит 24 часа).
Как бороться с фейковыми новостями
- Всегда смотрите источник новостей. Пройдите по ссылкам и проверьте, действительно ли приведенная информация соответствует новостям. Если источник не имеет подтверждения, то это фейковые новости.
- Обратите внимание на того, кто сделал данный репост с ложной информацией. Чаще всего за такими репостами стоят боты (пустые аккаунты), от которых может идти непроверенная или недостоверная информация.
- Если репост сделал ваш друг. Убедитесь в его осведомленности о том, что он пишет (например, он очевидец той или иной ситуации).
- Проверьте дату размещения информации. Перепост старых новостей не означает, что они сохранили актуальность.
- Прочтите целиком. Заголовки могут быть скандальными, чтобы привлечь внимание (например, заголовки в желтой прессе часто носят громкие названия, не отвечающие действительности).
- Трезво оценивайте информацию. Подумайте, могут ли ваши убеждения влиять на восприятие информации.
- Это что, шутка? Если новость очень странная, то она может быть сатирической заметкой. Проверьте сайт и информацию об авторе.
Фейки и искаженная информация могут по-разному влиять на жизни людей. Фейковые новости могут наносить огромный ущерб компаниям и предприятиям, хотя они не являются первоисточником проблем. Также они могут вызвать подрыв доверия к той или иной организации или ведомству.
Важно научиться не реагировать эмоционально на такую информацию и подходить к ней с холодной головой, рассмотрев ее со всех сторон. И помните, что за каждой ложной информацией всегда стоит человек, который может нанести информационный вред — умышленно или не желая того.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.