Об этапах сепарации детей от родителей
Сегодняшний наш разговор с экспертом посвящен одному из сложных процессов детско-родительских отношений — психологической сепарации. Психологическая сепарация — это постепенный процесс, посредством которого ребенок отходит от родительской опеки, формируясь как самостоятельная и самодостаточная личность. В результате взаимоотношения с родителями трансформируются из отношений, основанных на подчинении, в равноправное общение между взрослыми. Этот процесс начинается с момента появления малыша на свет и в идеале завершается к 18–20 годам. О том, какие этапы сепарации проходят дети и почему она необходима, рассказывает Наталия Власова, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ.
О необходимости сепарации
Важно отметить, что сепарация не означает ухудшения отношений с родителями. Напротив, она может привести к их переоценке и переходу на качественно новый уровень, основанный на взаимном уважении и свободе. В психологии сепарация — это процесс эмоционального, финансового и физического отделения ребенка от родителей, направленный на формирование независимой личности. Если говорить проще, это путь, проходя который, ребенок становится самостоятельным, а его отношения с родителями переходят от иерархической модели (ребенок и взрослый) к равноправному взаимодействию (взрослый и взрослый).
Сепарация важна для реализации следующих элементов взросления.
- Возможность самостоятельно управлять своей жизнью, принимать собственные решения и находить в жизни удовлетворение.
- Развитие собственной уверенности и обретение независимости. Это позволяет направить усилия на реализацию личных целей, а не на соответствие чужим требованиям.
- Формирование личных границ. Умение устанавливать границы — ключевой элемент для автономной личности, обеспечивающий возможность построения гармоничных отношений в семье, с друзьями и на работе.
- Определение собственных жизненных принципов. Человек освобождается от влияния родительских убеждений и получает ресурсы для изменения сложившейся ситуации.
О привязанности ребенка к родителю
В последнее время большую популярность приобрела теория привязанности британского психолога Дж. Боулби. Многие родители, стремясь выстроить позитивные и доверительные отношения с ребенком, ищут ответы на возникающие у них вопросы в сфере воспитания, обращаются к различным источникам в Сети, которые, к сожалению, часто являются сомнительными. По поводу теории Дж. Боулби в интернете также представлено много противоречивой информации.
Казалось бы, самый надежный путь к пониманию сути привязанности между ребенком и родителем — обратиться к книгам психологов, профессионально занимающихся данной проблемой. Но в наш стремительный век с перегрузкой на работе и в семье, стремлением реализоваться в карьере, творчестве, поддерживать позитивный имидж и значимые социальные контакты на глубокий и детальный анализ психологической литературы у родителей попросту не хватает времени. А ведь каждому из нас хочется, чтобы отношения с ребенком на протяжении всей жизни оставались доверительными, приносили радость родителям и способствовали формированию самостоятельности и личностной зрелости ребенка.
Итак, привязанность ребенка к родителю — процесс динамичный, зависящий от возраста ребенка, эмоциональности общения в детско-родительских отношениях, а также от личных качеств как родителя, так и ребенка, к которым чаще всего относят сдержанность или раздражительность, уравновешенность или тревожность, последовательность или импульсивность, недоверчивость и принятие, стремление контролировать или позволять.
Возрастные этапы привязанности
Возраст до 3 лет
Ребенок до 3 лет во всем зависит от родителей: для него они единственная возможность и источник жизни, средство защиты, получения эмоций и социальной адаптации. Полная физическая и эмоциональная привязанность необходима в данном возрастном периоде для нормального развития малыша. Если же ребенок не чувствует физически и эмоционально своих родителей, например, они крайне редко берут его на руки, не проявляют нежности, эмоционально сдержанны и холодны, то ребенок не чувствует себя в безопасности. Он становится тревожным, беспокойным, подвержен страхам и в некоторых случаях даже заметно отстает в психическом и физическом развитии.
Возраст 3–7 лет
Начиная с 3 лет ребенок впервые обретает самостоятельность. Ему самому хочется осуществлять определенные действия — пользоваться ложкой, одеваться, манипулировать с игрушками по своему усмотрению, вступать в контакт с другими детьми или уклоняться от общения с ними.
Именно в этом возрастном периоде у ребенка проявляются первые попытки сепарации от родителей.
Поэтому важно, чтобы родители, с одной стороны, поддержали самостоятельность своего малыша, а с другой — не перекладывали на него груз ответственности, с которым он еще не готов справляться. Так, например, если ребенок хочет самостоятельно есть, следует позволить ему сделать это. Вполне естественно, что первый опыт закончится не очень успешно: ребенок обольется или испачкается. Это не повод для того, чтобы не давать ему такой возможности: можно лишь немного помочь — подвязать салфетку, дать прибор, более подходящий по размеру, и т. д. И обязательно нужно похвалить его за самостоятельность.
Младший школьный возраст
К периоду поступления в школу ребенок уже обретает определенную самостоятельность. Растет и уровень его ответственности. Обучение в школе требует от него решения многих проблем, организованности и дисциплинированности, самостоятельного выстраивания отношений с одноклассниками и педагогами. В этот период крайне важна поддержка родителей — в адаптации в классе, в выполнении домашних заданий. Необходимо давать ему советы по разрешению конфликтов с другими детьми, обучить аргументированно и тактично отстаивать свое мнение и личные границы.
Сепарация от родителей в этот период является постепенной, но необходимой. Как только родители замечают, что ребенок может самостоятельно справляться с выполнением заданий, нужно передать ему этот уровень ответственности. Если же он просит у родителей помощи или не может сам решить задачу, то, конечно, нужно помочь ему. При этом важно именно помочь, а не выполнять задание вместо него.
Такое постепенное расширение сферы ответственности способствует формированию у ребенка чувства собственной значимости, уверенности в себе, укрепляет его в желании достигать высоких результатов.
Подростковый возраст
Наиболее важным возрастным этапом сепарации ребенка от родителей является период вступления в подростковый возраст. Чувства подростка противоречивы и непостоянны. С одной стороны, ему хочется воспринимать себя взрослым и самостоятельным, а с другой — ему хочется ощущать, что родители рядом, любят его, защитят и всегда придут на помощь. Сам он не может признаться в этом диссонансе ни себе, ни тем более другим.
С подростками следует постоянно помнить о такте, показывая им свое уважение, понимание, стараясь не критиковать, не наказывать, а разобраться в происходящем вместе. Необходимо уважать их личные границы и в то же время подводить к осознанию того, что самостоятельность и взрослость — это прежде всего ответственность.
В этом периоде родителям стоит все больше доверять ребенку и все меньше контролировать. Многим родителям страшно сделать этот шаг. Но при излишнем контроле подросток становится закрытым, раздражительным, неуверенным. При этом у него усиливается чувство протеста и желание нарушать любые правила. Невозможность обрести самостоятельность делает его болезненно зависимым. Он не сможет реализовывать свои способности, а будет постоянно ориентироваться на интересы и мнение других.
Но наиболее негативным фактором формирования зависимости от родителей у подростка может стать постоянное навязывание ему чрезмерной ответственности, провоцирование чувства вины.
Для большего контроля за ребенком и усиления его привязанности родители иногда прибегают к различным манипуляциям (шантаж своим здоровьем, угроза распада семьи, обвинение в неблагодарности и т. д.). Конечно, это не послужит формированию доверительных отношений с ребенком, а лишь вызовет у него болезненное чувство неполноценности.
Юношеский возраст
В юношеском возрасте при здоровой привязанности ребенок обретает устойчивую самостоятельность и ответственность. Он способен осуществить свой профессиональный выбор, умеет выстраивать межличностные контакты, обретает уверенность в себе и одновременно сохраняет близкий доверительный уровень контакта с родителями.
Если же к этому периоду своей жизни он не обретает ни самостоятельности, ни ответственности, постоянно ищет помощи и поддержки родителей и окружающих, не испытывает потребности в реализации себя как личности и профессионала, не верит в свои силы и не способен выстраивать гармоничные отношения с партнером, значит, он болезненно привязан к родителям.
Возможно, спустя какое-то время он сможет переосмыслить это гнетущее ощущение зависимости. Но в более позднем возрасте обретение самостоятельности и собственной идентичности происходит труднее, становится травматичным и болезненным процессом.
А если сепарации не произошло?
В том случае если осознания болезненной зависимости от родителей не произойдет, став взрослым, человек по-прежнему будет искать в родителях постоянную поддержку, стараясь заслужить их любовь и уважение, чего родители не смогут ему дать в силу сложившихся дисфункциональных отношений.
Все это будет приводить к обоюдным конфликтам, постоянным обидам, усилению чувства вины и, наконец, к еще большей привязанности и страху изменить что-то в отношениях. Такие зависимые детско-родительские отношения реализуются либо в том, что уже взрослый человек не может покинуть родительский дом, не чувствуя себя уверенным, что сможет самостоятельно строить свою жизнь, либо происходит полный разрыв отношений с родителями, который также свидетельствует о болезненной привязанности и патологическом желании доказать родителям свою независимость и состоятельность.
Подводя итог, следует отметить, что, выстраивая отношения с ребенком на любом этапе его жизни, важно помнить о необходимости соблюдения баланса между признанием его самостоятельности и оказанием помощи, родительским доверием и контролем, требованием ответственности и оказанием поддержки.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.