Психологическое содержание «вербального насилия» над школьниками
Ни для кого не секрет, что школьники часто придумывают своим сверстникам или просто знакомым людям прозвища. Во время перемен в школе или на улице можно заметить, как дети используют клички вместо настоящих имен, подшучивая друг над другом. Иногда со стороны это кажется забавным, иногда — диким. В некоторых случаях прозвище так крепко «прилипает» к человеку, что его по имени вообще перестают называть. Какие риски связаны с подобными прозвищами и кличками, почему школьники начинают использовать обидные дразнилки и в каком возрасте это наиболее популярно, объясняет и дает рекомендации родителям Дмитрий Деулин, кандидат психологических наук, доцент, декан факультета «Экстремальная психология» МГППУ.
Результаты исследований
Если ребенка дразнят в школе, придумывают уничижительные прозвища, вешают ярлыки, откровенно обзывают, то, возможно, это проявления психологического насилия — вербального буллинга. По результатам некоторых исследований, такая форма насилия в школе является самой распространенной: 11,7% у девочек и 10,5% у мальчиков.
В работах зарубежных специалистов описывается существенная положительная взаимосвязь между детскими «дразнилками» и показателями депрессии, личностной и социальной тревожностью и в целом чувствительностью к беспокойству во взрослом возрасте.
Актуальность этой проблемы в России достаточно широка, об этом свидетельствуют результаты опросов. Так, в ответах учащихся «поддразнивания» и «придирки» рассматриваются как наиболее частые способы проявления словесной травли в классе (17%). Реже всего встречаются угрозы (11%) и негативные прозвища (13%).
В других исследованиях оскорбления в школе явились причиной возникновения «стигмы» во взрослой жизни. Наиболее распространенное содержание обзываний и насмешек касалось внешности, игры с собственным именем и сравнения с животными.
Психологи называют причины
Чаще всего буллингу подвергаются дети в 6-м классе — это возраст 11–12 лет, нижняя граница подросткового возраста. Наиболее остро данная проблема проявляет себя именно в подростковом возрасте, в случае когда могут обнаруживаться дефициты и пробелы в воспитании: отсутствие полноценного усвоения культурных норм, социализации, недостаток моральных и нравственных убеждений, огрубление черт характера и др.

Часто склонность к обидному высказыванию является следствием подражания ребенка более авторитетным лицам в его окружении. Вероятно, это происходит бессознательно, и ребенок таким образом ошибочно усваивает ложную норму. Это может относиться и к трудновоспитуемости ребенка.
Но иногда физические и психические особенности самого ребенка могут становиться мишенями для травли. Обычно именно такие дети находятся в самом уязвимом положении. Какая-либо выдающаяся инаковость любого характера становится объектом повышенного внимания со стороны других детей. И если эта инаковость имеет отрицательную валентность с точки зрения большинства, стигматизирована обществом, то и носитель подобного будет испытывать страдания от язвительных высказываний в свой адрес.
Выдающийся отечественный психолог Лев Выготский в своих работах приводит пример такого ребенка, который вследствие нарушения слуха сталкивается с различного рода трудностями, в том числе социального происхождения. Другие дети могут игнорировать такого ребенка, не принимать в свои компании, отвергать его помощь и не приглашать на общие праздники. Одним словом, пишет автор, именно из-за органического нарушения ребенок будет поставлен на более низкую социальную позицию, чем другие дети.
Большинство детей так устроены, что часто внешность другого человека для них становится объектом потенциальных насмешек. Это может быть что угодно: оттопыренные уши, большой или малый рост, полнота или худоба, особенные отметки за успеваемость — словом, все то, что отличает этого конкретного ребенка от условной психологической «медианной величины». Эти различия и будут подвергаться психологическому ущемлению.
Но в то же время ребенок, по мнению Льва Выготского, может компенсировать трудности ответными агрессивными действиями по отношению к социальной среде, в которой он находится. И здесь могут появиться повышенная раздражительность, упрямство, агрессивность по отношению к другим детям. Таким образом, оскорбления могут порождать ответные оскорбления.
В целом исследования показывают, что особенности внешности, инвалидность или способности, которые сами по себе могут быть трудными для восприятия, также увеличивают вероятность того, что ребенок испытает на себе дополнительное бремя издевательств.
Важной является реакция учителей и социальных работников в школе на проблемы насмешек. Если работники сферы образования позволяют насмешкам продолжаться, не предпринимая попыток остановить это поведение, они могут подать сигнал, что насмешки приемлемы, и жертвы будут чувствовать себя лишенными поддержки.
Учителям необходимо использовать свою власть, чтобы помочь всем детям почувствовать себя принятыми, и не допускать исключения кого-либо.
Этот период «насильственной инициации» проходит большинство детей. Необычное имя, фамилия, особенности внешнего поведения, походка, недостатки речи (заикание, логопедические трудности) тоже могут стать причинами буллинга.
В то же время важно помнить, что любые формы детских дразнилок, насмешек или других форм выражения конфликтности могут быть допустимы, если не несут в себе угрозы унизить или обидеть человека. Возможно, в таком поведении скрыта обратная сторона, изнанка детского воображения или фантазирования.
Известный психолог, автор многочисленных публикаций по психологии Юлия Гиппенрейтер отмечает, что большинство детей проживают свою жизнь в мире образов, фантазий, историй. Они любят исследовать окружающий мир и, соответственно, его интерпретировать, объяснять. Здесь, по мнению Дмитрия Деулина, важно дополнить, что, возможно, именно повышенная эмоциональность, впечатлительность ребенка, его бурное воображение, упорство в увлечении, сопротивление запретам и ограничениям, о которых пишет Ю. Гиппенрейтер, в совокупности с неопытностью, детским цинизмом, неумением проявлять сострадание и приводят к непредумышленному, обусловленному «психологизмами» этого возраста и биологизацией буллингу в отношении других детей.
Юлия Гиппенрейтер приводит данные внешнего исследования, где на ребенка — условного «двоечника» вешали ярлык неудачника. Дети его сторонились, некорректные учителя каждый раз припоминали ему факты низкой успеваемости, что, конечно, тоже является элементом буллинга. По ее мнению, большинство колоний для несовершеннолетних заполнено детьми, которых подвергали такому «социальному остракизму», отмечали неодобрительными словами дети или взрослые. Тем самым они закладывали программу психологического неблагополучия у ребенка, отнимали шанс на психологическое исправление.
Рекомендации родителям
В целях профилактики и купирования «вербального буллинга» родителям необходимо предпринимать некоторые шаги.
- Осуществлять анализ конфликтной ситуации: продолжительность и глубину воздействия; круг лиц, вовлеченных в психотравмирующую ситуацию; локализацию и условия самой травли, реакцию других участников (учителей, психологов, родителей).
- Избежать потенциального буллинга можно заранее — например, исключить провоцирующие факторы в анамнезе ребенка: вычурные (эксцентричные) имена, запущенный внешний вид, неразборчивость и пренебрежение потребностями ребенка. Также важно осуществлять контроль дисциплины и академической успеваемости, беспокоиться о соблюдении прав ребенка на нормальное психофизиологическое развитие (режим отдыха, мониторинг роста и веса ребенка и т. д.).
- Предупредить ребенка о возможной реакции со стороны сверстников и договориться о совместном плане действий. Нельзя оставлять ребенка наедине с этой проблемой, замалчивать ее, снижать степень ее значимости, игнорировать обоснованные жалобы и оставлять их без внимания. Ребенок должен понимать, что никто не имеет права обижать его и причинять ему страдания, умалять его достоинство.
- Научить ребенка техникам и приемам антибуллинговой стратегии, при которой важно избегать демонстрации страха, обиды и чувства беспомощности перед агрессором. Те насмешки, которые не оказывают желаемого результата или встречают достойное сопротивление, не повторяются снова. Важно научить ребенка корректно и адекватно отвечать на «вербальные эскапады».
- Одной из крайних форм профилактики буллинга является перевод в другой класс либо в другую школу. Некоторые родители из-за предрассудков не решаются на такой шаг, тем самым не используют все возможности для нормализации психоэмоционального состояния своего ребенка и создания здоровых условий для его гармоничного развития.
- Обеспечить ребенку всестороннюю поддержку и заботу в критический и сложный для него период. Иногда требуется личное участие родителя: поход на родительское собрание, общение с учителями и психологами, обращение к администрации образовательной организации, в особых случаях — подача заявления в органы, обеспечивающие соблюдение законности и правопорядка.
Важно понимать, что неразрешенные детские травмы приводят к более тяжелым последствиям во взрослой жизни, а накопленные обиды могут стать предвестниками особой юдоли — с серьезными тяготами на жизненном пути.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.
