background picturebackground picture

Проводим лето весело и с пользой

Родители

Раннее детство

Дошкольники

38

Интересные игры и рекомендации от педагогов

Как весело и с пользой провести лето с ребенком? Конечно, играя! Ведь это лучшее время не только для отдыха и укрепления здоровья, но и для всестороннего развития ребенка. Не стоит заставлять малыша летом заниматься специально, ведь ведущая деятельность дошкольника — это игра. Мы попросили привести примеры интересных и полезных игр для малышей сотрудников МБДОУ детский сад № 9 «Красная Шапочка» г. Брянска учителя-логопеда Татьяну Захарову и учителя-дефектолога Екатерину Кривченкову.

В процессе занимательных игр ребенок может закреплять полученные знания и узнавать что-то новое. Во время прогулки можно предложить вместе рассмотреть деревья, кустарники, насекомых. Обратить внимание на их признаки и качества, цвет, форму, величину, свои ощущения. Тем самым мы с вами обогащаем сенсорный опыт ребенка. Дети учатся анализировать, сравнивать, классифицировать. Можно предложить вместе послушать звуки и шумы, которые нас окружают. Обязательно комментируйте то, что слушаете (например, шум ветра, дождя, лаянье собаки, журчание реки). Такой вид деятельности способствует развитию слухового восприятия ребенка.

Играем с песком

Игры с песком оказывают положительное влияние на умственное и физическое развитие детей. В процессе игр с песком у ребенка развивается кинетическая чувствительность, мелкая моторика, воображение. Ребенок учится концентрировать внимание.

Предложите малышу поиграть в игру «Что спрятано?». Ребенок погружает руки в песок и находит спрятанные игрушки. В игре «Угадай, что нарисовано?» взрослый на песке рисует фигуры, цифры, буквы, различных животных, а ребенок угадывает. А затем можно поменяться ролями.

Дети очень любят играть в игру «Пересыпание песка». Ребенку можно предложить пересыпать песок руками из емкости, затем из емкости в емкость. Можно использовать инструменты: лопаточку, совочек, ложку.

Игра «Отпечатки рук». Взрослые помогают ребенку оставить отпечатки внутренней и внешней стороны кисти, а также кулачка на песке.

Играем с водой

Игры с водой — еще одна интересная забава для детей. Игра «Водичка теплая, холодная» помогает познакомить ребенка с разницей температурных ощущений от прикосновений к теплой и прохладной воде. Комментируйте ощущения ребенка.

В игре «Льдинки» знакомим с температурными ощущениями от прикосновения к льдинкам, плавающим в воде.

В какие игры можно поиграть с детьми на прогулке

Родители обязательно должны показать малышам, что на улице есть целый удивительный мир. Ребенка нужно научить замечать многообразие природы и описывать его. Игры на улице помогают развивать моторику, координацию, а также помогают речевому развитию, готовят малыша к школе.

На улице ребенку можно предложить поиграть в подвижные игры. Например, игры с мячом, со скакалкой, в классики.

Вообще проводите вместе как можно больше времени на свежем воздухе, почитайте книги в парке, порисуйте мелками на асфальте.

Также важно помнить, что прогулка — это не только игры и развлечения, но и возможность развить речь ребенка. Так, для игры «Я заметил» попросите малыша назвать предметы, мимо которых вы проходите, и обязательно указывайте, какие они, эти предметы. Например, разноцветная остановка, синий почтовый ящик, пушистая ласковая кошка. Предметы можно называть по очереди.

Чтобы поиграть в игру «Этот шумный мир», вместе прислушайтесь ко всем звукам, которые вас окружают. Помогите малышу эти звуки различать — например, где-то лает собака, поет птица, кто-то стучит молотком, а вот по дороге едет машина, слышен звук сирены, дует ветер. Обязательно вместе придумайте слова, с помощью которых можно описать все услышанные звуки.

Для игры «Доскажи словечко» взрослый должен начать фразу, а ребенок — закончить ее. Например, «Кошка мяукает, а собака… (лает)», «Ветер дует, а снег… (идет)».

По дороге в детский сад или в магазин поиграйте в игру «Сколько шагов?». Попросите ребенка прошагать любое слово и сказать, сколько в слове частей. Например, «собака — три части», «кактус — две части». Можете даже устроить соревнования, кто назовет самое длинное слово.

Очень интересная игра — «Волшебные очки». Все участники должны представить, что на них надеты волшебные очки. Когда ты в очках, все вокруг становится красным и зеленым. И дальше по очереди называйте все, что видите: красные деревья, красные люди, красные машины.

Для игры «Посчитай» попросите малыша посчитать увиденные предметы. Например, можно посчитать, сколько собак и кошек вы встретите по дороге, сколько красных машин, грузовиков и т. д. Но очень важно не просто считать, а называть, что именно ты считаешь.

Развить речь помогут и игры с мячом. Например, игра «Скажи наоборот», когда взрослый бросает мяч ребенку и произносит слово, а малыш должен вернуть мяч и произнести противоположное слово. Например, «сладкий — соленый», «длинный — короткий».

Также, бросая мяч, можно называть деревья, виды птиц, сладостей или играть в игры на автоматизацию поставленных звуков.

Для игры «Назови слова» ребенок должен подкидывать мяч и называть слова с проблемным звуком, над которым вы сейчас работаете. Например, со звуком [р] — «роса», «рог», «топор».

Для автоматизации звука, введения его в речь можно предложить следующие игры.

«Прошагай слова» — предложите ребенку прошагать, например, от дерева до горки, на каждый шаг, называя слово с определенным звуком. Также можно, шагая, проговаривать короткие чистоговорки: «Ру-ру-ру — быстро скачет кенгуру», «Ча-ча-ча — у меня есть два мяча».

Игры «Громко — тихо», «Подуй на листик», «Мыльные пузыри» помогут развить дыхание, голос, интонации, выразительность речи. Попросите малыша вдыхать аромат цветка, погреть ладошки и т. д. Главное, следите за тем, чтобы ребенок вдыхал носом, не поднимая плечи, и спокойно выдыхал через рот. Эта игра приносит не только удовольствие, но и развивает длительность выдоха.

Дорогие мамы и папы! Предложенные игры на прогулке — отличный способ для ребенка узнать новое об окружающем мире, пополнить свой словарь, научиться лучше слышать и различать звуки, а также закрепить произношение звуков, которые он осваивает с логопедом. Желаем вам радостных моментов вместе!

Материал подготовлен при содействии ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка».

Поделиться в соцсетях