background picturebackground picture

Учимся распознавать фейки и манипуляции после чрезвычайного происшествия

Родители

Дошкольники

Школьники

Подростки

Цифровая среда

303

Специалист о том, как не дать себя обмануть

Страшная трагедия, произошедшая 22 марта в «Крокус Сити Холле», которая унесла жизни более 140 человек, оставила огромный след в душе каждого из нас. Сопереживая, желая помочь и разобраться в ситуации, многие ищут самую разную информацию о случившемся, изучая версии и мнения. И, к сожалению, этим часто пользуются мошенники и манипуляторы, размещая фейковые новости и призывы. А человек, находящийся в нестабильном эмоциональном состоянии, не всегда способен критически отнестись к такой информации. О том, как выжить в «мире фейков», отличить правду от лжи и не дать себя обмануть, мы попросили рассказать заведующего сектором экстренного реагирования и психологического консультирования Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации ФГБОУ ВО МГППУ Дениса Волкова.

Для чего нужны ложные новости

В современном обществе идеи, убеждения и социальные представления существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, который можно определить как массовое сознание общества.

Массовое сознание выражается через общественное мнение, которое возникает в ответ на различные события и явления общественной жизни.

Текущие события, касающиеся граждан нашей страны: продолжающаяся специальная военная операция, теракт в «Крокус Сити Холле» — рождают большое количество фейков, цель которых — воздействие на общественное мнение для дестабилизации обстановки.

Воздействие на общественное мнение может осуществляться путем влияния как на большую массу людей, так и путем постепенного воздействия на отдельных членов общества.

Как мы воспринимаем информацию

Существуют определенные закономерности, согласно которым мы чаще всего воспринимаем информацию.

Во-первых, аудитория всегда больше фокусируется на самой новости, чем на ее источнике.

Во-вторых, человек предпочитает принимать во внимание только ту информацию, которая, как ему кажется, подтверждает его поведение и сложившееся у него мировоззрение. Также он ищет подтверждение формирующейся или уже сформировавшейся гипотезе.

В-третьих, обращаясь к той или иной новости, человек усваивает не только ее содержательную часть, но и эмоциональную: то есть то, как именно данная новость отзывается внутри него.

Как же в современном мире распознать фейк?

Можно назвать несколько критериев, по которым человек сможет отличить ложные новости от правдивых.

Фейковые новости чаще всего вызывают сильные эмоции, побуждают к чему-либо. Яркие эмоции снижают критическое восприятие действительности.

Как правило, фейковые новости имеют сомнительное авторство. При этом в материале могут приводиться различные факты, доказательства, из-за которых возникает ощущение экспертности автора, полной ясности и прозрачности.

Фейковые сообщения быстро и массово распространяются в Сети.

Изначальный автор этих статей может быть не очевиден, а попытка его поиска приводит к сообщениям, которые просто копируют друг друга. То есть читатель буквально видит одну и ту же новость в различных средствах массовой информации.

Как же мы можем противостоять манипуляции и ложным сообщениям?

Для того чтобы не стать жертвой манипуляции и фейковых новостей, попробуйте следовать этим несложным правилам.

  • Для начала необходимо взять паузу, сместить фокус внимания на обычные дела, а к новости можно вернуться позже — в более ровном эмоциональном состоянии. Возможно, к этому моменту уже появится ее опровержение.
  • Затем нужно тщательно поискать информацию об авторе публикации, его образовании, опыте работы и т. д.
  • Постарайтесь найти другие экспертные мнения по данной теме.
  • Также стоит обратить внимание на сам источник информации, его достоверность, попробовать проверить его надежность, поискав еще несколько источников и сравнить данные, полученные в результате поиска.
  • Если автора информации удалось найти, то также нужно постараться понять уровень его компетентности в освещаемом вопросе. А лучше всего дождаться комментария по данной теме от официальных источников.
  • Родителям важно научить детей иметь свое мнение, критически осмысливать получаемую из СМИ информацию, а также особо критически относиться к информации и новостям из мессенджеров и всегда их перепроверять.
  • Ребенок должен знать о цифровой гигиене и ответственности за те или иные действия под влиянием информации из Сети.

Листая новостные ленты и комментарии под самыми «горячими» новостями, старайтесь воспринимать информацию объективно, с холодной головой. Если вы чувствуете, что не можете сдержать эмоции, постарайтесь отвлечься. А иногда лучше устраивать информационный детокс, отложив гаджет на несколько часов или даже на целый день.

Всегда будьте внимательны и осторожны, не позволяйте собой манипулировать и расскажите о возможных манипуляциях и фейках своим детям!

Также о том, как научиться критически воспринимать информацию, читайте в наших статьях.

Что такое киберугрозы и как с ними бороться

Учим ребенка безопасному поведению в Сети

Цифровая гигиена: как выжить в мире фейков

Защищаем детей от негативного информационного воздействия

“Не верь всему, что пишут в интернете!”

Как научить подростков критическому мышлению

Поделиться в соцсетях