background picturebackground picture

“Не верь всему, что пишут в интернете!”

Цифровая среда

371

Учим ребенка критическому отношению к медиа

В мире, где новая информация приходит постоянно и отовсюду, жизненно необходимы привычка проверять любые факты и умение думать собственной головой.

Критическое мышление сейчас становится ключевым навыком не только для работников, то есть взрослых людей, но и для детей. Такой тип отношения к окружающей действительности предполагает умение отделять факты от мнений, способность противостоять манипуляциям и опровергать стереотипы, готовность сомневаться в позиции популярных блогеров, телезвезд или начальников на работе. Но поскольку человек — существо социальное и подверженное влиянию со стороны, все эти умения даются нелегко, поэтому начинать работать над ними лучше с самого детства.

«А откуда ты это знаешь?»

Для того чтобы научить ребенка думать самостоятельно и составлять собственное мнение, нужно построить общение с ним определенным образом. Необходимо вести беседу так, чтобы он постепенно учился задавать нужные вопросы и искать на них ответы. Тут важна постепенность, потому что развитие этого умения — процесс длительный, который начинается с общения в кругу семьи, а не с навыков фактчекинга (от англ. fact checking — проверка достоверности сведений, опубликованных в любых источниках) в интернете.

Приучайте детей сомневаться в прочитанном и услышанном, а еще — сразу уточнять источник информации. Одноклассник, который рассказывает про визит НЛО прошлой ночью, видел его сам или описывает со слов младшей сестры? Если даже это правда, успели НЛО сфотографировать или заснять на видео? Два вопроса, и вот уже выясняется, что приятель просто хотел привлечь к себе внимание. Научить такому ходу мысли можно только одним способом — почаще задавать подобные вопросы самим в присутствии ребенка. Отсюда следующая рекомендация.

Дискуссии в кругу семьи

Постарайтесь сделать семейной традицией размышления и дискуссии, способствующие критическому мышлению. Для этого лучше всего использовать время, которое вы обычно проводите всей семьей: на прогулке, за обеденным столом, во время совместных поездок, на даче или на пикнике в выходные. Родители могут поднимать интересные для детей темы в разговорах между собой и как бы невзначай включать в них детей. «А что ты думаешь об этом?» Или «А как бы ты поступил(а) в этой ситуации, что сделал(а) бы по-своему?»

Такие открытые вопросы учат детей вырабатывать собственное отношение к теме разговора и искать варианты решения проблем. Во время подобных бесед имейте в виду, что ребенку может потребоваться некоторое время для формулирования своей позиции, и будьте готовы к нестандартным уточняющим вопросам. Другой немаловажный момент — доброжелательность и открытость по отношению к детским высказываниям в сочетании с серьезным отношением к мнению ребенка.

Обсуждаем то, что интересно ребенку

Совместное чтение книг и просмотр документальных фильмов на темы, интересные детям, — пожалуй, лучший способ установить доверительные отношения, а заодно получить множество идей для разговора. Космос, динозавры, балет, боевые искусства — позвольте ребенку всерьез исследовать то, что ему интересно. Он станет маленьким экспертом в этой области, а у вас всегда будет интересная тема для дискуссий.

Факты против мнений

Когда ребенок уже научился делать выводы, вырабатывать собственную точку зрения и стал пользоваться интернетом, самое время приступать к формированию медиаграмотности. Здесь пригодится умение проверять и оценивать источники. Отличить фактические утверждения от субъективного мнения бывает трудно, поэтому вот небольшая подсказка.

К оценочным суждениям относятся утверждения, в которых:

  1. событие еще не произошло, а только предполагается;
  2. употребляются слова вроде «общеизвестно», «разумеется», «очевидно»: то есть налицо выражение мнения, а не констатация факта;
  3. используются слова «может быть», «наверняка», «скорее всего», «возможно»: это всего лишь предположения;
  4. присутствует эмоциональная оценка: «неоправданно», «безнравственно», «лучший в мире».

Речь идет о фактах, если в тексте:

  1. описывается конкретное событие, которое произошло в точно указанном месте с перечислением участников и предоставлением фото- и видеоматериалов, подтверждающих правдивость информации;
  2. авторы ссылаются на мнение конкретного специалиста в определенной сфере, не употребляя расплывчатые фразы вроде «ученые выяснили, что…»;
  3. приведены результаты и цифры исследований со ссылками, которые ведут на сайты исследовательских центров, вузов или изданий с репутацией.

Уроки цифровой грамотности для взрослых и детей

Так же как в начале ХХ века остро стояла проблема распространения всеобщей грамотности, так и в наши дни актуальна и широко обсуждается проблема грамотности цифровой. Знакомство с цифровыми технологиями и обучение безопасному их использованию — одна из задач национальных проектов России.

По словам замгендиректора по спецпроектам АНО «Национальные приоритеты» Ирины Осадчей, «цифровые навыки и цифровая гигиена стали такой же базовой необходимостью, как умение завязывать шнурки и чистить зубы». Для повышения цифровой грамотности существует всероссийский образовательный проект в сфере цифровой экономики «Урок цифры». Он дает возможность получить знания от ведущих технологических компаний: Яндекса, «Лаборатории Касперского», фирмы «1С», Mail.ru Group и Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».

Нацпроект «Цифровая экономика» поможет узнать пользователям о том, как познакомить детей с цифровыми технологиями, как защититься от киберугроз, кибербуллинга, как безопасно совершать покупки в интернете, защитить свой мобильный телефон, что такое «востребованная цифровая специальность» и как ее получить, какие есть преимущества у цифровых государственных услуг, как правильно общаться в соцсетях.

Социальная ответственность в социальных сетях

Любые виртуальные сообщества, точно так же как и реальные, имеют свои правила общения и взаимодействия. Обсуждайте с детьми актуальные новости из соцсетей. Объясните, что на этих платформах легче всего распространять недостоверную информацию. Поэтому важно научиться делать паузу и проверять информацию, прежде чем делиться ей.

Для того чтобы удостовериться в надежности источника, можно проверить, когда был создан аккаунт (чем старше, тем лучше), есть ли в ленте (на стене) авторский контент или только репосты, присутствует ли автор поста в других соцсетях. Если новость появилась в сообществе, есть ли ссылка на первоисточник и можно ли ему доверять?

Чем больше людей сообщают о событии, тем вероятнее, что это правда. Речь не о перепостах, а об уникальном контенте конкретных людей. Вспомните, сколько видеокамер телефонов и автомобильных регистраторов зафиксировали падение Челябинского метеорита. А вот ни одной отчетливой фотографии снежного человека так до сих пор и не появилось.

Фактчекинг и первоисточники

Для работы с новостями на сайтах и их источниками потребуется чуть больше, чем навык проверки профиля. Фактчекинг — это способы проверить информацию в интернете. В первую очередь это проверка источников. Где опубликована новость — на серьезном сайте или в онлайн-таблоиде? В основном созданием фейковых новостей занимаются развлекательные медиа для увеличения трафика, но иногда их даже перепечатывают респектабельные издания.

Поэтому не всегда можно доверять даже серьезным СМИ. Лучше научить ребенка искать в интернете первоисточник новости, чтобы иметь возможность оценить ее правдивость. Простейший способ — искать ключевую фразу. Поисковик выдаст список ресурсов, написавших по этой теме, и самая важная ссылка на странице «С чего все началось». Она ведет на ресурс, где новость появилась первой. Изучите его, возможно, интересующая вас новость там соседствует с очередным чудо-средством от какой-нибудь болезни.

Для проверки подлинности фото тоже можно воспользоваться поисковиком. Поиск по картинке покажет, оригинальное это фото или оно уже где-то использовалось ранее. Если иллюстрация к свежему сообщению уже не раз появлялась на других ресурсах, значит, журналисты поленились сфотографировать происходящее либо события вовсе не было.

Важно понимать механику появления фейков, но необязательно самим заниматься проверкой каждого сообщения. В интернете есть проекты, которые делают эту работу за нас. Они постоянно отслеживают и опровергают фейковые новости.

   

Фото: Unsplash

Поделиться в соцсетях