Что делать родителям?
Тема дружбы волнительна как для самих детей, так и для их родителей, у которых нередко возникают вопросы: почему ребенок вовлекается в компанию с сомнительными интересами, старается подражать своему другу, чьи проделки выходят за рамки общепринятых норм и правил и могут оказаться разного рода правонарушениями, как объяснить своему ребенку, что такая дружба чревата негативными последствиями для него, что можно предпринять в этом случае? На эти вопросы отвечает Оксана Гурина, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ.
Дружба в разные периоды жизни детей
Если обратиться к вопросу о дружбе, то ее ресурс очень глубокий и разносторонний. В психологии под дружбой понимают межличностные отношения, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии.
Стоит отметить, что понимание дружбы, дружеские взаимоотношения претерпевают изменения в процессе личностного развития ребенка. Для детей дошкольного возраста дружба носит часто характер эмоциональной привязанности, основанной на совместной, как правило, игровой деятельности. В школьном возрасте появляются первые ростки дружбы как освоение способности обменивается внутренними переживаниями, интересами, мысленно встать на сторону другого. Подростковая дружба в более старшем возрасте уже тесно связана с развитием потребности подростка понять себя, соотнести собственные переживания с переживаниями других, отношения становятся более устойчивыми и избирательными.
Способы решения проблемы
В связи с возрастными особенностями детской дружбы для каждого периода взросления ребенка могут быть свои способы разрешения дружбы с «хулиганом».
В дошкольном возрасте тесное общение с гиперактивным, импульсивным, а порой способным на агрессию ребенком может выражаться в подражании подобному поведению, что, естественно, будет негативно восприниматься родителем.
Дружба в этом возрасте как зрелая позиция еще недоступна ребенку. Поэтому стоит общаться и воздействовать напрямую на своего ребенка.
Дошкольнику порой сложно последовательно и логично объяснить, почему такое поведение неприемлемо и что лучше его избегать. В таком случае полезны могут быть ежедневные разговоры и объяснения ребенку о том, какое поведение ребенка вызывает у родителя гордость, радость, а какое, напротив, разочарование и печаль. Похвала, объятия, поддержка за положительные результаты могут закреплять позитивные формы поведения, и со временем негативные формы станут проявляться меньше. Но это достаточно долгий путь, требующий терпения и внимания со стороны родителя. Если речь идет о крайне недопустимом поведении, явной агрессии, насилии, то необходимо четко и доступно объяснить, что такие действия неприемлемы.
Для школьников и особенно подростков выбор друга и общение с ним приобретают личностный смысл, закладывается система ценностей, мотивов, смыслов. Любые запреты в общении с кем-либо воспринимаются подростком как посягательство на их «Я», как нарушение личных границ. В связи с этим родителю нужно быть очень тактичным в общении с ребенком на тему выбора друзей, дружбы.
Важно соблюсти баланс между контролем над ребенком и его возможностью свободно определяться со своими отношениями.
Общие рекомендации для родителей
Избегайте прямого запрета на общение вашего ребенка с другом, дайте возможность ему самому определяться с кругом друзей.
Доверительно поговорите с ребенком, чтобы выяснить, что именно ему нравится в общении с этим другом, как они любят проводить время, о чем общаются, что делают совместно. Возможно, это единственный сверстник, с которым общается ваш сын. Постарайтесь выяснить, что ему хочется в общении с любым другим другом в целом, есть ли в его окружении другие дети, с кем бы он еще, возможно, хотел бы проводить свободное время.
Постарайтесь выяснить у ребенка, педагогов, тренеров, которые знают друга вашего сына, что представляет из себя друг, общение с которым вызывает у вас сомнения, — из какой семьи, чем занимается, как проводит время.
Найдите время, если это возможно, пригласить его к себе домой, чтобы окончательно понять для себя, представляет ли общение с ним какие-то риски для вашего ребенка.
Найдите контакт с родителями друга — возможно, вы сможете выяснить для себя некоторые подробности, исходя из которых выберете дальнейшую стратегию разрешения ситуации.
Если сомнения относительно общения не развеялись или же вы наблюдаете явные признаки отклоняющегося поведения у вашего сына на фоне общения с другом (рискованные, опасные для жизни увлечения, употребление психоактивных веществ, потеря доверительного контакта с ребенком, яркие проявления негативизма в отношении вас и близких ему людей и др.), то в этом случае важно вернуть утерянный с ребенком контакт, возможно, настойчиво, но не нарушая его границ (если речь идет о школьном, подростковом возрасте), поделиться своими переживаниями и мыслями на счет его поведения. И в дальнейшем, исходя из результатов, решать вопрос о необходимости привлечения дополнительных ресурсов: специалистов-психологов, педагогов и др.
Стройте доверительные отношения со своими детьми и всегда будьте на их стороне — так любая проблема будет вам по плечу.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.