Что делать родителям и к какому специалисту обращаться за помощью?
В материале «Печаль с последствиями» о детской депрессии Ольга Давыдова, педагог-психолог Центра толерантности Еврейского музея, рассказала о признаках проблемы и научном подходе: о том, как детская депрессия меняет мозг, как ее распознать и почему важно вовремя обращаться за помощью. Сегодня она отвечает на вопросы: что делать родителям, к помощи каких специалистов прибегать и когда нужен профессионал, а когда просто поддержка и внимание?
Главное — своевременная помощь
Педагогам, родителям, врачам, психологам, обществу и государству в целом надо уделять больше внимания проблеме детской депрессии и скринингу. Чем раньше взрослые заметят депрессию у ребенка и чем быстрее начнется лечение, тем больше шансов избежать долгосрочных изменений в мозге.
Терапия, поддерживающая среда, человечные и безопасные отношения дома — все это может помочь ребенку преодолеть депрессию. Наш мозг формируется под влиянием опыта, и позитивный опыт может быть мощным фактором исцеления.
Что делать родителям и к кому обращаться?
Когда вы замечаете у ребенка признаки депрессии (или любого другого нетипичного поведения — вам не обязательно ставить диагнозы), важно понимать, к кому именно стоит обратиться. Разные специалисты имеют разные компетенции. Забегая вперед: среди них нет тета-хилеров, астрологов и деревенских ведуний. Не используйте лженауку, вы можете навредить своему ребенку. Обращайтесь к специалистам, у которых есть опыт работы с подобными детскими проблемами.
Психолог
- Образование: высшее психологическое, без медицинского образования.
- Проводит диагностику, консультирует, помогает разобраться в причинах эмоциональных проблем.
- Не имеет права назначать лекарства.
- Обращайтесь за консультацией и первичной диагностикой.
Психотерапевт
- Образование: высшее медицинское или психологическое + специализация по психотерапии.
- Применяет различные методы терапии (когнитивно-поведенческую, игровую, арт-терапию и др.).
- Может работать с детской депрессией без применения медикаментов.
- Оптимальный выбор при легкой и умеренной депрессии.
Психиатр
- Образование: высшее медицинское + специализация в психиатрии.
- Диагностирует психические расстройства, назначает медикаментозное лечение.
- Единственный специалист, имеющий право выписывать психотропные препараты.
- Необходим при тяжелой депрессии или когда немедикаментозные методы неэффективны.
В идеале эти специалисты работают в команде. Часто путь начинается с психолога, который при необходимости направляет к психотерапевту или психиатру. Если выбор есть, то выбирайте специалистов, имеющих опыт работы именно с детьми, поскольку детская/подростковая психика и детская/подростковая депрессия имеют свою специфику.
Когда нужен специалист, а когда поддержка и внимание?
Не каждая детская «печалька» требует профессионального вмешательства. Вы не можете бегать к врачу и тащить за собой ребенка после каждой слезинки, пролитой над сломанной машинкой или тройкой за диктант. Это навредит и ребенку, и вам, а родители должны быть в адекватном нетревожном состоянии — это базовое условие детского здоровья и комфорта.
Когда достаточно родительской поддержки
- Ребенок расстроен из-за конкретного события (упал, поссорился, неудачно выступил).
- Эмоциональное состояние нормализуется в течение нескольких дней.
- Ребенок продолжает получать удовольствие от других занятий.
- Сон и аппетит нормальные, общается как обычно.
- Нет разговоров о бессмысленности жизни или самоповреждении.
Когда необходима консультация специалиста
- Грусть или раздражительность держатся более двух недель.
- Проблемы затрагивают разные сферы жизни (дом, школа, друзья).
- Появились нарушения сна, аппетита, нет сил и энергии.
- Ребенок потерял интерес к тому, что раньше любил.
- Появились соматические жалобы (головные боли, боли в животе).
- Заметно снизилась успеваемость в школе.
- Ребенок говорит о бесполезности, безнадежности и смерти.
Как поговорить с ребенком, чтобы его не напугать
Вы наверняка замечали: стоит сказать школьнику что нибудь про «твои чувства», «очень важный вопрос» или «душевные переживания», как он мгновенно словно прячется в раковину. «Раковины» бывают разные: иронии, агрессии, смеха, молчания. Но как же поговорить с ребенком?
Сперва — тихий режим
Выбирайте момент, когда никто никуда не опаздывает и не злится, а собака не воет под дверью. Выключайте телевизор, положите телефоны экранами вниз, налейте чай или какао. Когда фон спокойный, разговор отнимает меньше сил — и у вас, и у ребенка.
Говорите о себе, а не о нем
Используйте уже знакомое вам «Я-сообщение». «Я заметила, что ты стал меньше смеяться, а еще давно не гулял с Ваней…» — звучит как наблюдение, а не как приговор. Так вы делитесь собственными ощущениям. В ответ ребенку легче сказать: «Да ма-а-м, ОГЭ давит на мозг, а Ваня — дурак!» — вместо: «Отстань, все норм».
Открытые двери вместо закрытых вопросов
«Как ты себя чувствуешь, когда возвращаешься домой?» — это приглашение поделиться историей. «Как дела?» — это для ленивых. Дайте и себе, и школьнику пространство: пусть объяснит на своем языке.
Нормализуйте чувства
Грусть, тревога, усталость — это часть живого человеческого опыта. Особенно в подростковом возрасте, когда все внутри то шепчет, то кричит. Донесите своими словами мысль: «Если мы грустим (устаем, злимся), это не значит, что с нами что-то не так, что мы плохие и не заслуживаем любви».
Признайте тяжесть, не утяжеляя
Не спорьте с чужими эмоциями. Даже если вам кажется, что ребенок «расстраивается из-за ерунды», — если расстраивается, значит, это не ерунда. Слова «Ох-ох-ох, наверное, тебе очень непросто и неприятно… Мне жаль!» хотя бы стремятся создать ощущение, что вы пришли поддержать.
Пафос не нужен, нужно плечо
«Ну, держись!» — это что? Совет? Слова человека, которому надо что-то сказать, а он не знает что?
Когда ребенок (и взрослый) любого возраста чувствует себя плохо, ему сложно просто попросить о помощи. Предложите конкретное: «Хочешь, я найду психолога, и мы вместе обсудим, чем он сможет помочь?» Или: «Я могу пойти с тобой в школу и поговорить с учительницей об этой ситуации. Тебе не надо идти одной».
Депрессия — это не приговор, а диагноз
Если это все-таки болезнь, скажите самое простое: «Это лечится. Как простуда или сломанная рука. Нужны время, специалист и поддержка». Сравнение с переломом снимает мистический флер с психологических проблем и возвращает разговор в плоскость здравого смысла.
Больше научных материалов, которые помогают лучше понять себя и ребенка, в телеграм-канале «Давай по-человечески».