background picturebackground picture

Что такое киберугрозы и как с ними бороться

Родители

Школьники

Подростки

Цифровая среда

614

Рекомендации родителям от специалистов

Родители и дети сталкиваются с угрозами в интернете ежедневно — когда ищут информацию, товары или услуги, общаются в соцсетях или смотрят видео. О том, как избежать неприятностей в онлайн-пространстве, рассказали эксперты по кибербезопасности и педагоги-практики на онлайн-конференции «Интернет-угрозы: как уберечь школьников от опасностей в Сети».

Онлайн-конференция «Интернет-угрозы: как уберечь школьников от опасностей в Сети» стала первой из серии образовательных мероприятий проекта «Другие уроки», организованной VK Образованием, Учи.ру и платформой «Сферум» при поддержке Департамента образования и науки города Москвы. Мероприятие объединило более 7,5 тысяч участников, а его трансляции в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники» собрали более 308 тысяч просмотров.

Дети и подростки в интернете: уроки кибербезопасности в школе

Алексей Заславский, старший эксперт по информационной безопасности и киберкультуре VK, член-корреспондент Международной академии наук, уверен, что одно из самых главных правил поведения детей и взрослых в Сети — соблюдение кибергигиены. Это набор полезных привычек и навыков безопасного поведения в интернете.

Как родитель может привить эту привычку ребенку?

Не стоит запрещать детям посещать тот или иной ресурс. Лучше начать с открытого диалога: например, рассказать ребенку, что такое пин-код, почему важно использовать лицензионные приложения и следить за проведенным в телефоне временем.

Только при условии открытости и взаимопонимания родитель сможет объяснить школьнику, почему важны такие расширения, как родительский контроль, приватность профиля, и как они могут помочь в опасных для ребенка ситуациях. Более того, взрослому стоит не только рассказывать о важности этих мер, но и спрашивать мнение ребенка, интересоваться, какие действия предпринял бы он сам.

Эксперты также рекомендуют родителям устанавливать родительский контроль на все устройства, которыми пользуется ребенок. Это расширение информирует родителя и ребенка о забытых паролях, киберопасностях и о том, в каких приложениях чаще всего школьник проводит время.

Хорошей тренировкой в повышении цифровой грамотности станет участие в олимпиаде «Безопасный интернет» для учеников 1–9-х классов, организованной Учи.ру и VK при поддержке национального проекта «Цифровая экономика».

Директор «Цифровой школы» Петр Зуев рассказал о еще одном крайне важном для безопасности в Сети навыке — медиаграмотности. Согласно исследованию, 71% школьников используют интернет преимущественно для просмотра фото- и видеоконтента. При этом чаще всего дети не только потребляют разного рода информацию, но и оставляют цифровые следы, которые могут им навредить: 51% рассказывают о своих увлечениях и хобби, 27% отмечают номера школ, 13% выкладывают личные фотографии, 12% указывают имена родственников и 10% делятся номером мобильного телефона. Зная эту информацию, агрессору или мошеннику будет проще причинить вред. Если у школьника развита медиаграмотность, он будет комфортно ощущать себя в виртуальном мире и будет менее подвержен риску столкнуться с угрозой.

«Наверное, развитый навык критического мышления — один из главных факторов, который показывает, что ребенок умеет пользоваться интернетом с пользой. Поэтому роль учителя как наставника — научить школьника критически смотреть на любого рода информацию в цифровой среде», — отметил Петр Зуев.

Любая информация, опубликованная в Сети, останется там навсегда. Поэтому школьникам важно рассказать, какие сведения о себе они могут публиковать в соцсетях и блогах.

«Подростки — очень уязвимая группа, которая больше всего подвержена влиянию угроз в интернете. Об этом важно помнить взрослым. Ребята школьного возраста разбираются в цифровых технологиях лучше, чем взрослые. В то же время ценностный уровень у школьника еще не сформирован. Поэтому присутствие подростков и детей в интернете — ответственность взрослых», — отмечает психолог Инна Ярцева.

Как вести себя школьнику, если он столкнулся с угрозой в Сети
  • Игнорировать грубое общение в чатах, при малейшей угрозе — блокировать агрессора.
  • Направить жалобу модераторам интернет-площадок и платформ.
  • Информировать взрослых о непристойных сообщениях.
Чего нельзя делать школьнику в Сети
  • Открыто делиться со всеми конфиденциальной информацией и личными данными. Нельзя сообщать свои настоящие имя и фамилию, номер мобильного телефона, номер школы, а также нельзя делать общедоступными фото семьи и друзей.
  • Проявлять агрессию: грубить, придираться, оказывать давление на других.
  • Открывать вложенные файлы от подозрительных отправителей.
  • Распоряжаться деньгами семьи без согласия взрослых.
  • Встречаться с интернет-знакомыми без одобрения взрослого, с которым налажены доверительные отношения.
Какие меры может предпринять школа, чтобы оградить детей от угроз в Сети
  • Обеспечивать безопасный и комфортный доступ к сетевым ресурсам.
  • Рассказывать о правилах поведения в Сети.
  • Формировать навык кибергигиены и воспитывать осознанную личность.
  • Создавать комфортную психологическую среду внутри школы.

Реализовать перечисленные меры можно, когда сам коллектив в школе знает основы цифровой грамотности, умеет мониторить сетевые угрозы, привлекает экспертов в области кибербезопасности и постоянно налаживает доверительный контакт с учениками и их родителями.

Так, повысить цифровые компетенции педагоги могут на бесплатном курсе повышения квалификации от Учи.ру «Развитие ИКТ-компетенций педагога». По итогам обучения учителя, например, смогут узнать, что такое цифровой этикет и как защитить персональные данные.

Кибербуллинг: что важно знать и как от него защититься

Умение распознать кибербуллинг и защититься от него становится важным навыком для современного ребенка, поэтому педагогам и родителям стоит научить детей предупреждать агрессию и при необходимости защищать себя.

«Кибербуллинг имеет сходство с реальной травлей. Однако у него есть и свои отличия: повышенная агрессия, постоянство, неограниченное число свидетелей и умалчивание. Все это повышает чувства тревоги и беспомощности у ребенка — жертвы травли в Сети. Поэтому проблема кибербуллинга не меньше, чем проблема обычного буллинга, и она требует повышенного внимания взрослых», — отметила Мария Короваева, учитель начальных классов школы № 630 г. Москвы.

Что делать ребенку, если он стал свидетелем травли в Сети
  • Сообщить взрослым о случившемся.
  • Показать, что он негативно относится к агрессии.
  • Поддержать жертву кибербуллинга.

Эксперты уверены: если ребенок поделится со взрослыми своими проблемами в Сети, они обязательно помогут их решить. Главное — нужно быть образованными в вопросах цифровой грамотности и знать, как защитить школьников от киберугроз.

Руководитель PR-службы Департамента образования и науки города Москвы Наталья Цымбаленко напомнила про раздел «Вместе против буллинга» на сайте «Школа.Москва», где собраны рекомендации, статьи, памятки, инструкции, видео и другие полезные материалы по профилактике травли и противодействию ей не только для детей и родителей, но и для учителей.

Эксперты также рассказали, каким должен быть алгоритм действий для взрослых, чьи дети стали жертвой кибербуллинга.

  • Во-первых, стоит принимать активное участие в жизни ребенка и поддерживать его.
  • Во-вторых, важно узнать все детали ситуации.
  • В-третьих, сделать скриншоты, подтверждающие акт агрессии: их наличие поможет разрешить ситуацию.
  • И в-четвертых, заблокировать агрессора, написать претензию администрации площадки и отредактировать личную страницу ребенка.

О том, как научиться самому и научить детей распознавать мошенников в сфере товаров и услуг в Сети, читайте в нашей статье в следующий понедельник.

Запись конференции «Интернет-угрозы: как уберечь школьников от опасностей в Сети» вы можете посмотреть на сайте проекта, а также на страницах проекта во ВКонтакте и Одноклассниках.

Следующее мероприятие в рамках проекта «Другие уроки», посвященное коммуникации в Сети, состоится в декабре.

Поделиться в соцсетях