background picturebackground picture

Цифровая гигиена: как выжить в мире фейков

Цифровая среда

137

Соблюдаем простые, но эффективные правила

Уберечься от постоянного информационного потока невозможно. Но можно научиться мыслить критически, отличать ложь от правды и следить за собственной безопасностью в Сети. О том, как этого добиться, рассказывает кандидат психологических наук, доцент факультета социальной психологии МГППУ Никита Кочетков.

Что такое фейк

Фейк — это ложь. Считается, что дезинформация распространяется, как правило, с целью получения выгоды. Причем выгода может быть как финансовой, так и психологической.

Распространение ложной информации — изобретение далеко не новое. Раньше такое явление называли «уткой». По одной из версий, возникновение этого названия связано с публикацией интересной заметки. В 1776 году во французской «Земледельческой газете» вышел текст про то, каким образом можно ловить уток. В нем описывался способ, взятый у барона Мюнхгаузена: он привязывал к веревочке сало, кидал утке, утка это сало съедала, оно беспрепятственно выходило из утки, потом это сало клевала другая утка, потом третья, четвертая, пятая. И вот газета писала, что таким образом на веревочку с салом можно поймать до двадцати уток. С тех пор пошло выражение «газетная утка».

Как распространяются фейки

Сейчас бо́льшая часть информации, которой мы пользуемся, находится в цифровом пространстве. Сначала то или иное сообщение возникает на каком-либо сайте, потом оно подхватывается людьми в соцсетях, рассылается по мессенджерам, и в результате информация о якобы имевшем место событии разрастается как снежный ком.

Почему они появляются?

Первая причина — умышленное и преднамеренное распространение фейковой информации. Подобное происходит в ходе информационных войн, когда присутствуют две стороны конфликта. Каждой стороне выгодно представлять себя в лучшем свете, а своего соперника выставлять в неприглядном виде. Тут важно помнить, что с другой стороны конфликта происходит ровно то же самое.

Вторая причина — повышение посещаемости и рейтинга сайта или источника. Людям очень нравятся «горячие» новости. Например, весть о том, что вакцинация нужна для того, чтобы чипировать людей. Такая новость легко подхватывается, идет в народ, и в результате фейк помогает владельцам сайта увеличивать охват своей аудитории. Этим способом могут пользоваться недобросовестные блогеры или СМИ.

Третья причина — непредумышленное распространение информации, без злого умысла. В качестве примера можно привести один яркий случай. Речь идет о силе витамина С, который в очень большой дозировке якобы помогает в лечении разных болезней. На самом деле это тоже фейк, который был запущен неспециально. Обладатель двух Нобелевских премий химик Лайнус Полинг, впечатлившись рассказом знакомого о чудодейственном воздействии на человеческий организм витамина С, написал книгу о том, что с помощью повышенных доз этого витамина можно лечить практически любые заболевания. Ни одно исследование не подтвердило его утверждения, но тем не менее многие люди верят до сих пор, что это работает.

Как распознать фейк?

Для распознавания качества информации необходимо ориентироваться по маркерам, которые присущи многим фейкам.

  • Кричащие заголовки. Если в названии употребляются ярко окрашенные слова («срочно», «разгром», «мрачная весть», «шок» и т. п.) и восклицательные знаки, они направлены на привлечение внимания читателя.
  • Материал без авторства. У любого текста должен быть автор. Если на сайте видно имя автора, его можно кликнуть и прочитать другие его материалы — это признак того, что источнику можно доверять. Причем вы самостоятельно можете посмотреть, какие тексты пишет этот автор, и уже исходя из этого сделать определенные выводы: грамотно ли он пишет, эксперт ли он в этой области, о которой пишет, или нет.
  • Массовая рассылка. В большинстве случаев фейки распространяются массовой рассылкой. В некоторых мессенджерах такие сообщения маркируются (как часто пересылаемые, например). Плюс к этому есть еще просьба распространения данной новости.
  • Анонимность источника. Когда к нам поступает информация и мы не знаем, откуда она пришла, это должно настораживать.
  • Отсутствие поступившей новости в интернете. Если вам пришла информация в мессенджере или в соцсети, нужно проверить новость в Сети. Если там ничего не нашлось, то новость фейковая.

Можно ли уберечься от фейков?

Нет, нельзя. В наши дни с помощью современных технологий можно сфабриковать любую новость с любыми иллюстрациями. Графические и видеоредакторы позволяют создавать разные материалы, которые выглядят абсолютно достоверно. Профессионалы могут сказать, насколько та или иная запись является подлинной, но для большинства людей, которые не сталкивались с новыми технологиями, все это будет вовсе не очевидно.

Более того, даже если вы своими глазами видели уже не в интернете, а вживую какое-то событие, то не факт, что вы сами потом невольно не будете распространять фейковую информацию. На эту тему более полувека назад психологом Элизабет Лофтус были проведены научные исследования.

Эксперимент очень простой. Наблюдатели видели, как столкнулись две машины. Им задают вопрос: «С какой скоростью двигались эти машины, перед тем как врезаться друг в друга?» И в зависимости от формулировки вопроса очевидцы аварии давали разные ответы: в одном случае завышали скорость, в другом — занижали. Если слово «врезаться» заменяли на «столкнуться», то опрашиваемые скорость занижали, а в противоположном случае — завышали. Так работает человеческая психика. Поэтому от того, как вам задают вопрос, зависит ответ. И этот ответ может не соответствовать действительности.

Цифровая гигиена

Уберечься от фейков невозможно, но зато важно и нужно придерживаться правил цифровой гигиены. С обычной гигиеной знакомы все: мы не можем уберечь себя от заболеваний, рано или поздно мы все равно болеем, но мы можем снизить вероятность заболевания. Точно так же работает и цифровая гигиена. Вот несколько простых правил.

  • В ситуации информационного противостояния и конфликта необходимо смотреть и слушать информационные сообщения с обеих сторон. Истина будет находиться где-то посередине. Однобокое восприятие точно не даст реальных представлений.
  • Нужно искать максимально нейтральный источник информации.
  • Важно проводить критический анализ увиденного и услышанного.
  • Желательно провести проверку значимости автора. Необходимо выяснить, насколько он авторитетен и компетентен.
  • Следует проверить авторитетность источника информации. Они тоже бывают разные.
  • Не стоит забывать об общих правилах цифровой гигиены: хранить пароли в безопасности, не публиковать в Сети личную информацию, не переходить по сомнительным ссылкам, избегать установки малоизвестных программ.

Вебинар Никиты Кочеткова «Цифровая среда: как выжить в мире фейков» можно посмотреть по ссылке.

Поделиться в соцсетях