background picturebackground picture

Как научить подростков критическому мышлению

Подростки

1677

Почему умения рассуждать логически и не поддаваться когнитивным искажениям необходимы в повседневной жизни

Умение критически мыслить — один из ключевых навыков XXI века. Мы каждый день добровольно или вынужденно поглощаем такое количество информации, что ее сортировка, обработка и оценка совершенно необходимы. Поскольку пока этому не учат в школе, есть смысл освоить приемы критического мышления самостоятельно. Например, при помощи книг.

Критическое мышление, наряду с умением работать в команде, креативностью и навыками общения, относится к неакадемическим навыкам. К сожалению, сейчас их можно освоить только вне стен школы. Именно поэтому эксперты всего мира думают над тем, как все же развить в школьниках умения и компетенции, необходимые для выживания в цифровую эпоху

Известные российские бизнес-тренеры и писатели Никита Непряхин и Тарас Пащенко написали книгу «Критическое мышление. Железная логика на все случаи жизни», адресованную современным подросткам. С ее помощью подростки (да и взрослые) могут довольно быстро и с удовольствием научиться противостоять фейкам, слухам, ненаучным представлениям, ошибочным и необоснованным суждениям, рекламе, пропаганде и другим манипуляциям.

Что такое критическое мышление

Прежде всего нужно понимать, что критически мыслить — не означает критиковать все на свете. «Это значит разбираться в информации, смотреть на ситуацию с разных сторон, взвешивать все „за“ и „против“ и не совершать глупых ошибок», — объясняют авторы суть проблемы.

Как работать с информацией? Как не дать себя обмануть? В каких ситуациях есть риск непонимания и недоразумений? Есть ли способ как можно чаще принимать правильные решения? На примере 10 реальных историй, рассказанных в книге, любой подросток сможет увидеть, какое поведение в конкретной ситуации будет соответствовать принципам критического мышления и здравому смыслу.

Начать с диагностики

Прежде чем приступить к «прокачке» навыков, подростку полезно выяснить, что он уже умеет, с какого уровня будет начинать двигаться. Привычный для современного подростка формат теста поможет проверить себя, определить свой уровень критического мышления, обнаружить пробелы в рассуждениях и перейти к действиям.

Тест выявляет слабые места и показывает, на что в первую очередь обратить внимание: «Всегда нужно перепроверять свои наблюдения» или «Иногда необходимо „дорисовывать“ недостающие пазлы, чтобы найти правильный ответ». Анализ правильных и неправильных ответов на вопросы теста позволяет не просто констатировать то, что есть сейчас, но и увидеть способы исправления ситуации.

Применять знание психологии

Чтобы научиться критически мыслить, необходимо знать базовые психологические механизмы. Сведения о социальных стереотипах позволяют угадывать и даже предсказывать чужое поведение. С другой стороны, зная о силе стереотипов, мы можем сопротивляться их влиянию при решении серьезных и важных вопросов.

«Когда мы узнаем о работе стереотипов, нам будет легче не идти у них на поводу. Вместо того чтобы думать: „У этого человека зеленые волосы, значит, он любитель аниме и манги“, мы будем думать: „У этого человека зеленые волосы, но это может означать многое. Нужно собрать побольше информации о нем, чтобы делать выводы“», — объясняют в книге.

Эффект ореола — одно из распространенных когнитивных искажений, под действием которого мы склонны делать выводы об отдельных свойствах человека на основании общего впечатления о нем. Например, нам трудно допустить, что отличник мог разбить окно, мы скорее подумаем, что хулиганил двоечник. Известно также, что привлекательных людей охотнее берут на работу и выносят им менее суровые приговоры в суде.

Если знать, как работает эффект ореола, то станет понятно, что «мы часто не замечаем, что он как-то влияет на наш выбор, и в результате мы выбираем не то, что действительно хорошо, а то, что только выглядит хорошо», объясняют Никита Непряхин и Тарас Пащенко.

Не поддаваться мнению большинства будет проще, если знать о таком свойстве личности, как склонность к конформизму, или конформность. Эта склонность заставляет нас менять свои мнения, установки, оценки, поведение в соответствии с теми, которые преобладают в нашем обществе или в нашей социальной группе. Конформность проявляется не только в ситуациях, связанных с политикой, едой или модой, но и в случае серьезного жизненного выбора.

Соглашаясь с большинством, мы тратим меньше сил на принятие решения и берем на себя меньше ответственности. «Так как же поступать: соглашаться с другими или действовать так, как мы считаем правильным, даже если мы в меньшинстве? — задаются вопросом авторы книги. — В любом случае нельзя безоговорочно принимать мнение большинства».

Если ты хотя бы немного сомневаешься в правильности мнения группы, не бойся сказать об этом вслух и предложить свою идею.

Но, кроме конформности, нам присущ дух противоречия. Многим из нас свойственно ради показного протеста принимать решение, прямо противоположное тому, что советуют нам окружающие. Так мозг хочет доказать свое право делать выбор и контролировать ситуацию. «Это очень напоминает простой принцип, который описывается известной всем фразой: „Отморожу уши назло маме“», — поясняют авторы книги.

Правда, такой эффект действует гораздо сильнее, если мы не знаем о его существовании. Когда мы понимаем, как работает наш мозг, то с легкостью можем контролировать когнитивное искажение и действовать не наперекор, а в соответствии со своими интересами.

Строить отношения с другими людьми и разбираться в причинах конфликтов проще, если учитывать, что все мы используем двойные стандарты. Это значит, что свои ошибки мы чаще списываем на внешние обстоятельства, а чужие объясняем злой волей, личными недостатками и вообще внутренними свойствами того, кто их совершил: «Наш мозг пытается оправдать свое поведение, приукрасить свои намерения. А вот поступки других людей мы часто оцениваем со своей колокольни».

Отличать факты от оценочных суждений

Тем, кто хочет осознанно принимать решения, стоит помнить о том, что человек живет в двух реальностях: «Первая — это реальность вещей или физический мир. Эта реальность наполнена предметами, среди которых мы живем. Вторая реальность — реальность наших мыслей и слов». Мы, как правило, хотим, чтобы обе реальности совпадали. Но так получается не всегда. Поэтому важно понимать, к какой из двух реальностей относятся наши суждения.Тут имеются два противопоставления.

  1. Знание и мнение. Это разница между «Я знаю…» и «Я верю…»
  2. Фактические и оценочные суждения. Высказывания, в которых мы оцениваем что-то как хорошее или плохое, полезное или бесполезное, приятное или неприятное, надежное или ненадежное, красивое или некрасивое, вкусное или невкусное, нужное или ненужное, называются оценочными суждениями. Оценочные суждения всегда субъективны, то есть отражают мнение того, кто их произносит. Их нельзя оспорить, ведь речь в данном случае идет о впечатлениях и отношении к событию или явлению. А вот факты можно подтвердить или опровергнуть.

Чтобы проверить слова другого человека, авторы книги предлагают использовать следующий алгоритм.

1. Активируй критическое мышление.

2. Помни: факт — это то, что можно подтвердить при помощи доказательства. Мнение — это то, что основывается или не основывается на фактах.

Какие признаки суждений могут помочь тебе в этом?

Изменится ли значение суждения, если спикер исчезнет? Если да, то это суждение оценочное, если нет — фактическое.

Включать логику

Логика — это теория правильных рассуждений. А что такое рассуждение? «Если коротко, рассуждение — это переход от посылок к заключению. Правильное рассуждение не позволяет получать ложное заключение из истинных посылок. Все рассуждения делятся на простые и сложные. К простым относится, например, знаменитый силлогизм про Сократа: „Все люди смертны. Сократ — человек. Следовательно, Сократ смертен“. Сложные рассуждения связывают уже не отдельные понятия и их свойства, а целые высказывания, например: „Если подарить другу хорошую игру, он обрадуется. Я подарю ему хорошую игру. Значит, он обрадуется“».

Пользуясь рассуждениями для получения нового знания рациональным, логическим путем, мы можем быть уверены, что получим истинные заключения из истинных посылок.

Чтобы понимать, что в точности говорится в высказывании, нужно использовать понятийное, или абстрактное, мышление. Абстрактное мышление позволяет нам отвлечься от конкретных предметов (маленькая белая лохматая собачка такой-то породы, круглый высокий черный стол на трех ножках) и перейти на уровень таких понятий, как «собака» и «стол». Оно помогает нам отделять важное от второстепенного и ориентироваться в огромном потоке информации. А круги Эйлера — удобный способ визуализации соотношения разных понятий, которые можно представить себе как описываемые ими множества. Можно потренироваться в использовании этого инструмента, изобразив в виде пересекающихся (или непересекающихся, или вложенных друг в друга) кругов такие понятия, как «женщина», «врач», «стоматолог», «хирург».

Ну и, наконец, оказывается, в реальной жизни мы постоянно пользуемся и индукцией, и дедукцией, прямо как Шерлок Холмс. «Дедукция проясняет скрытую информацию, а индукция позволяет находить действительно новое знание, хотя оно и бывает ненадежным».

О пользе науки

Любую ситуацию, даже самую странную и абсурдную, можно объяснить с помощью науки, которая дает ответы на очень многие вопросы. «Представляешь, как может измениться жизнь в лучшую сторону, если знать их все? — обращаются авторы книги к читателю. — Никаких поспешных решений, конфликтов, ссор, недопонимания и плохого настроения!»

Научно-обоснованному критическому мышлению противостоит магическое, которое как раз склонно видеть связь там, где ее нет. Оно основано на двух принципах — подобия и заразности. Принцип подобия заставляет носить амулет с изображением волка, чтобы стать сильным, как волк. Принцип заразности заставляет совершать обряды с частицами волос возлюбленного или, наоборот, врага в расчете на то, что между волосами и их хозяином сохраняется связь даже после того, как волосы состригли.

Критически мыслящий человек сумеет не поддаться магическому мышлению и найдет аргументы, которые убедят окружающих. Он также сумеет «не поддаться панике (потому что знает, как работает мозг), он проанализирует ситуацию (потому что владеет логикой) и будет действовать оптимальным способом (потому что знает, как принимать решения)».

Подросткам, которым приходится принимать сложные решения, во многом определяющие их будущее, поможет тезис, которым авторы завершают книгу: «Подчиняться ли стереотипам, верить фактам или мнениям, доверять словам или требовать обоснования, принимать решения интуитивно или рационально, полагаться на чувства или анализировать — этот выбор у нас есть в любой ситуации, кем бы мы ни были и где бы ни оказались».

Книга:

Никита Непряхин, Тарас Пащенко «Критическое мышление. Железная логика на все случаи жизни» (Альпина, 2020)

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях