Критическое мышление у детей можно развивать через специально построенный диалог

Как устроен философский диалог

Зачем родителям вести такой диалог с детьми

Ненастоящий разговор

Эмоции блокируют способность мыслить

Критическое мышление как конструктор

Пример: с чего начать работу над сказкой «Золушка»

Гипотезы

  1. Чтобы стать счастливым, нужно найти кого-то, кто нас любит (Золушка стала счастливой, когда нашла своего прекрасного принца).
  2. Когда мы одиноки, мы не знаем, как справиться с проблемами (Золушка грустила, пока ей не помогла крестная).
  3. Если быть терпеливым, проблемы будут решены (Золушка в конце концов стала счастливой, хотя в начале она была несчастна).

Проблематика

  1. Мы счастливы, потому что кто-то нас любит.
  2. Мы счастливы, потому что кто-то нам помогает.
  3. Мы становимся счастливыми, потому что мы терпеливы.

Какие вопросы полезно задавать детям

  • Что это значит?
  • Есть ли у нас проблема? Что это за проблема?
  • Когда это было сказано, кто это сказал, где это написано?
  • Откуда ты это знаешь? Откуда у тебя эта идея?
  • Решили ли мы проблему?
  • Кто может повторить (переформулировать) то, что было сказано?
  • Кто не согласен?
  • Чему это тебя научило? Что нового ты узнал?
  • Он тебе ответил?
  • Какова цель твоего высказывания?
  • Какое слово здесь самое важное?
  • Тебе понравилось? Тебе было интересно?

Ксения Киселева