background picturebackground picture

Ребенок не хочет ходить в школу: что делать?

Родители

Дошкольники

Школьники

Подростки

50

Рекомендации психолога для родителей детей разного возраста

Что делать, если ребенок не хочет ходить в школу? Как часто родители задаются этим непростым вопросом! Возможно, причина кроется в отсутствии личной заинтересованности в обучении, а может быть, и в нежелании соответствовать общепринятым социальным установкам, предъявляемым к воспитанникам на разных возрастных этапах. Поскольку школа является важным звеном в становлении социальной, языковой личности, то понимание затруднений, возникающих при воспитании детей в школе, оказывается важным и для семейных отношений, и для образовательного взаимодействия. О том, как найти верное решение, рассказала Татьяна Сунько, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ.

Рассмотрим частые причины нежелания сначала младшего школьника, а потом и младшего и старшего подростка ходить в школу и дадим некоторые рекомендации родителям на летние месяцы по заблаговременной подготовке ребенка к новому учебному году.

Младшие школьники

Причины отсутствия желания ходить в начальную школу могут базироваться на незрелости физиологических, психологических, речевых, социальных взаимосвязанных процессов. Отсутствие желания может быть связано с причиной недостаточности развития систем, позволяющих слушать, смотреть, ощущать, обонять, и с причиной недостаточности развития всех систем организма, и с недостаточностью речемыслительной деятельности, и с недостаточностью социального опыта.

Поэтому, прежде всего, при воспитании младшего школьника и его подготовке к учебному году заранее родителям следует обращать внимание на:

  • сохранение накопленных ощущений, представлений, впечатлений об увиденном, услышанном, прочитанном;
  • сосредоточение и удержание внимания на явлениях, механизмах, событиях действительности;
  • расширение представлений о предметах, объектах, процессах окружающего мира;
  • познание и положительное отношение к обучению;
  • овладение связной монологической речью.
Что поможет ребенку — младшему школьнику подготовиться к школе в течение летних каникул?

Отвечая на этот вопрос, рекомендуем родителям по возможности соблюдать режим дня и чередовать время отдыха с полезными занятиями по дому и занятиями в соответствии с интересами ребенка. Также обязательно обращать внимание во время прогулок на окружающие предметы, объекты, явления действительности. Нужно делиться полученными впечатлениями о происходящих событиях в течение дня и в устной, и, возможно, в письменной форме. Не забывайте поощрять собственные устные сообщения ребенка о чем-то новом, об увиденном, о прочитанном.

Младшие подростки

Причинами отсутствия желания у младших подростков посещать школьные занятия могут быть недостаточное понимание своих и чужих чувств, недостаточное усвоение и принятие различных социальных и моральных норм, непонимание социальных отношений, неопределенность в увлечениях и познавательных интересах.

Поэтому, прежде всего, при воспитании младшего подростка родителям следует:

  • поощрять собственное желание подростка к познанию окружающей действительности;
  • расширять и укреплять представления о предметах, объектах, процессах окружающего мира;
  • воспитывать интерес к познанию и положительное отношение к обучению через понимание познавательных интересов и увлечений;
  • вовлекать подростка в сложившиеся семейные традиции и вновь возникающие ритуалы.
Что поможет младшему подростку подготовиться к школе в течение летних каникул?

Рекомендуем родителям, прежде всего, серьезно относиться к режимным моментам при смене разных видов деятельности, делиться полученными в течение дня впечатлениями, соблюдать сложившиеся семейные традиции и ритуалы, расширять познавательные интересы и выстраивать доверительные взаимоотношения.

Старшие подростки

Причинами отсутствия желания посещать школьные занятия у старших подростков могут быть и отсутствие познавательного интереса, и изменения в поведении подростка, и грубость, и неопределенность в увлечениях, интересах, и неприятие социальных отношений, отказ от соблюдения сложившихся семейных традиций. Поэтому при воспитании старшего подростка родителям следует:

  • отказаться от желания немедленного выполнения их требований;
  • отказаться от угроз и обвинений;
  • отказаться от негативных оценок, действий, поступков.

Вместе с тем при взаимодействии с подростком следует опираться на семейные традиции, правила, установленные в быту, открытость и доброжелательность при общении как с самим подростком, так и с его друзьями.

Что поможет старшему подростку подготовиться к школе в течение летних каникул?

Для начала рекомендуем родителям не злоупотреблять наказаниями и запретами, не использовать резких выражений при общении, не ставить условий, не требовать идеального поведения. Важно комплексно вводить изменения в режим дня и досуг, развивать познавательный интерес, опираясь на положительные личностные качества. Также нужно выстраивать взаимное доверие в семье, вовлекать подростка в разные виды совместной деятельности.

Следовательно, готовясь к учебному году заранее, на каждом возрастном этапе родителям при воспитании своего ребенка важно выполнять следующие общие рекомендации:

  • поощрять самостоятельность в развитии процессов, связанных с сохранением накопленной информации, приобретением знаний и представлений об окружающей действительности;
  • воспитывать познавательные интересы с опорой на положительные личностные качества и положительное отношение к обучению;
  • соблюдать сложившиеся семейные традиции и ритуалы;
  • демонстрировать открытость и доброжелательность при общении как с самим ребенком, так и с его друзьями.
Поделиться в соцсетях