Как поддержать ребенка в адаптации к новой учебной среде
Переход от школы к вузу — ответственный и важный этап в жизни каждого человека, и его освоение может быть стрессовым периодом для молодых людей. Это непростое время: ваш ребенок является теперь взрослым и одновременно он еще вчерашний школьник. О том, как поддержать детей в этот сложный для них период, рассказывает Евгения Щёткина, преподаватель кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ.
Новый период в жизни вчерашнего ребенка
В первый год учебы параллельно происходит несколько важных для первокурсника процессов, каждый из которых, помимо физических сил, требует много психологических усилий для внутренней интеграции и переработки нового опыта:
- вхождение в новый коллектив;
- привыкание к новым особенностям учебной деятельности: длительность учебных занятий, наличие новых требований к выполнению учебных заданий, другой стиль преподавания дисциплин по сравнению со школой;
- знакомство с выбранной специальностью;
- осознание необходимости самостоятельного планирования режима дня.
Все это требует значительного количества психологических и физических усилий и времени на адаптацию.
Конечно, адаптация к вузу — это задача самого студента, ее самостоятельное преодоление помогает перейти к взрослости. Но тем не менее психологическая поддержка родителей в этот момент бывает особенно важна.
Забота о собственном эмоциональном состоянии
Родители наравне со своим ребенком, а часто даже и в большей степени могут тревожиться и волноваться за учебу своего студента, за отношения с однокурсниками, за материальные аспекты, связанные с его обучением, а также из-за разных других вопросов, касающихся перемен в жизни, связанных с поступлением ребенка в вуз и взрослением.
Постарайтесь не перегружать своих детей собственными тревогой и страхами, у них достаточно много своих эмоциональных переживаний, даже если они их не показывает. Для того чтобы психологически с ними справиться, им нужно много внутренних сил и устойчивости, а этих ресурсов в таком возрасте может не хватать, и, естественно, у молодых людей не хватает психоэмоциональных ресурсов, чтобы перерабатывать еще и родительские переживания.
Старайтесь справляться со своей тревогой и страхами самостоятельно, не вовлекая в это своего, пусть выросшего, но ребенка.
Эмоциональная поддержка и открытое, доверительное общение
В период вхождения подростков в новую учебную среду значимой психологической опорой выступают доверительные отношения с родителями. Постарайтесь поддерживать атмосферу доверия в отношениях, даже в тех ситуациях, когда это бывает сложно сделать.
Деликатно интересуйтесь тем, что происходит в студенческой жизни вашего ребенка, спрашивайте его об учебе, однокурсниках, впечатлениях от колледжа или университета с искренним интересом и уважением к мыслям, чувствам и переживаниям ребенка. Это поможет лучше понять, как он себя чувствует. Периодически можно проговаривать студенту, что испытывать неуверенность, растерянность и стресс в начале нового жизненного этапа — это нормально.
При общении старайтесь выстраивать диалог на равных, ведь перед вами достаточно взрослый человек, который имеет свою точку зрения на происходящее и учится принимать решения. Даже если очень хочется и трудно сдерживать себя, не спешите давать директивные советы и наставления, особенно в том случае, если юноше или девушке важно выговориться и поделиться своими переживаниями. Скорее всего, после того как дети выскажутся, произойдет снижение эмоционального накала и постепенно в разговоре появится возможность обсудить ситуацию уже с взаимным обменом мнений и позиций.
Поддержка в социальном взаимодействии
Обучение в колледже или вузе предполагает не только учебу, но и разнообразные возможности для новых знакомств. Участие в студенческих мероприятиях разного формата и внеучебных мероприятиях, организуемых образовательной организацией, поможет быстрее адаптироваться к новой обстановке, новым людям, найти друзей среди студентов. Поощряйте вашего ребенка к участию в них.
Иногда, если вы замечаете регулярное уклонение первокурсника от участия во внеучебных мероприятиях, бывает очень полезно деликатно поинтересоваться у подростка, почему он не хочет участвовать в них. Возможно, за этим стоит стеснение, робость, неуверенность в себе, что может вызывать много эмоциональных переживаний у первокурсника. Родитель в этом случае может помочь тем, что ненавязчиво подскажет способы преодоления внутренних барьеров, препятствующих социальной интеграции: в том числе, например, обращение к психологу в психологическую службу вуза (если она там есть); посещение психологических групп, направленных на формирование коммуникативных навыков или психологическую коррекцию социальной тревожности.
Поддержка в организации учебного процесса и здорового образа жизни
В начале обучения можно обсудить с ребенком способы организации и планирования собственного времени, попробовать совместно с ним поисследовать подходящие ему способы обучения и организации рабочего пространства.
Ненавязчиво пробуйте обсуждать с вашим взрослеющим ребенком важность правильного питания, физической активности и достаточного количества сна и, конечно, показывайте это на собственном примере. При этом важно не пытаться директивно требовать соблюдения правил и родительских наставлений, чтобы они не воспринимались как долженствования, которым очень хочется сопротивляться.
Старайтесь понимать и принимать чувства своих детей, всегда быть на их стороне, быть готовыми прийти на помощь и подставить свое плечо.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.