background picturebackground picture

Как увлечь детей чтением

Родители

Раннее детство

Дошкольники

12

Рекомендации специалиста

В современном мире, где цифровые технологии становятся повседневностью, а разнообразные гаджеты плотно вошли в жизнь людей, есть ли место книге как источнику знаний о мире? Исследования в области детского развития показывают тревожные данные — нормы развития речи у детей изменились. Значительно сдвинулись сроки запуска речи детей. Что же мы можем сделать, для того чтобы положительно повлиять на развитие речи наших детей, и как увлечь их чтением? Об этом рассказывает Ольга Череухо, методист МАДОУ города Калининграда центр развития ребенка — детский сад № 122 (Калининградская область).

Читайте и обсуждайте прочитанное

Одним из самых простых, доступных и одновременно важных способов развития речи детей является чтение и совместное обсуждение книг. Ребенок через книгу и получает ценные знания, и учится внимательно слушать, понимать смысл сказанного. Мы, взрослые, точно знаем, что книга — источник знаний, способ передачи культурных ценностей, способ узнавания окружающего мира, познания механизмов взаимодействия между людьми.

Читая ребенку книги, родители показывают ему красоту и многообразие родного языка, транслируют культуру народа, пополняют его словарный запас, формируют читательский интерес, который в будущем позволит грамотно формулировать свои мысли, находить общий язык с окружающими.

Показать детям ценность книги можно через традицию семейного чтения. Ведь традиция — это что-то важное и объединяющее. То, что важно для родителя, точно станет важным и для ребенка.

Как же читать с ребенком книги?

Есть несколько рекомендаций, которые сделают чтение с ребенком процессом увлекательным, интересным и продуктивным.

Организация совместного чтения
  1. Необходимо найти место для библиотеки с детскими книгами, где они будут бережно храниться.
  2. Следует определить время в режиме дня, когда вы будете читать. Важно, чтобы это было время, которое вы посвящаете только чтению, чтобы вас ничто не отвлекало. Например, перед сном.
  3. Стоит запастись терпением. Ведь если ребенок привык, что перед сном вы смотрите мультфильмы, поначалу может возникнуть сопротивление. Дайте возможность укорениться традиции семейного чтения, исключив негативные эмоции из этого процесса.
  4. Важно подключать интонацию, мимику, жесты, чтобы увлечь ребенка процессом чтения, зародить в нем интерес к этому процессу.
Выбор книг

Начинать знакомство с книгой стоит с иллюстрированных книг, содержание которых понятно ребенку. Это могут быть потешки, прибаутки, загадки, русские народные сказки, стихотворения таких авторов, как Агния Барто, Самуил Маршак. Знакомые детям персонажи, понятные сюжетные линии, короткие, но занимательные истории позволят увлечь ребенка в мир художественной литературы.

Педагоги при подборе книг используют список рекомендованной художественной литературы, который изложен в Федеральной образовательной программе. Здесь выверенная, достоверно подходящая детям литература разбита по возрастам от 1 года до 7 лет. Изучить и подобрать книги можно, пройдя по ссылке (п. 33.1., С. 196–206).

Когда ребенок подрастет, обязательно привлекайте его к процессу выбора книг. Это может быть совместный поход в книжный магазин или библиотеку. К сожалению, из-за дефицита времени сегодня все реже дети с родителями посещают библиотеки. Современные библиотеки — это место, где проходят интересные лекции и мастер-классы для юных читателей, часто гостями библиотек становятся детские писатели. И это целое событие — знакомство с писателем с последующим чтением его книг. В этот момент автор книги для ребенка становится видимым, реальным, что тоже поддерживает читательский интерес ребенка.

Библиотеки в группах детского сада тоже достаточно разнообразно укомплектованы. И педагоги будут рады, если к ним обратиться для подбора книги и для предоставления возможности временного пользования книгой для чтения дома.

Как раскрыть весь потенциал книги при помощи домашнего чтения?

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Книги выступают источником мудрости народа, которая передается из уст в уста, от старшего поколения младшему, являются той основой для важных бесед, которые каждый родитель ведет со своим ребенком.

Надо ли помогать другу, который попал в беду? Почему так важно беречь своих близких? Как понять, что такое хорошо, а что такое плохо? А как бы ты поступил в такой ситуации? Как иначе могла бы закончиться эта история? Эти и другие важные вопросы мы можем обсудить после прочтения очередной сказки или рассказа.

Есть важные темы, которые обсуждать с детьми сложно ввиду их возраста. Например, события Великой Отечественной войны. Но написано много художественных произведений советскими и российскими авторами, посвященных теме героизма советского народа в те годы (здесь вы можете найти список книг, которые можно почитать с детьми 6–7 лет). Книги описывают тяготы военного времени и вместе с тем раскрывают тему подвига, силы духа, дружбы, взаимовыручки. Например, рассказы «Дедушкин орден» А. Митяева, «Девочка из города» Л. Воронковой описывают события Великой Отечественной войны через детский опыт.

На основе прочитанного можно беседовать с детьми о том, что происходило в те далекие годы, как это отражалось на жизни людей. Достать награды родственников, фотографии из семейного альбома, сообщить о том, какими они были, вспомнить истории из своего детства или те истории, которые рассказывали ваши родители о героях войны, погрузить ребенка в историю, показать сопричастность вашей семьи к великому подвигу советских солдат в годы Великой Отечественной войны.

Через свой опыт, через описание историй в книгах мы можем говорить с детьми о войне. Нести память о героях не просто важно, а необходимо. Ведь в каждой семье были герои, благодаря подвигу которых мы живем. И в наших силах передавать следующему поколению это знание, говорить о героях, чтить их подвиг, воспитывать в детях гордость за наследие и стремление походить на своих предков в проявлении духовно-нравственных чувств и качеств.

Чтение книг — это совместное время, которое родитель проводит с ребенком, вместе с тем это возможность в доступной детям форме передать знания о добре и зле, о хороших и плохих поступках, поразмышлять о таких важных ценностях, как семья, здоровье, любовь, дружба, природа, познание.

Ребенок учится сопереживать, ставить себя на место другого, размышлять о причинах поступков через героев книг. В наших силах давать зародиться в детях важным вопросам, с поиском ответов на которые мы, взрослые, вместе с мудростью книг обязательно поможем.

Рисунки по мотивам прочитанного могут помочь ребенку в осмыслении содержания. Здесь важно не давать оценок с точки зрения красоты и эстетики изображаемого. Ребенок через рисунок выражает свое отношение к прочитанному, пытается его объяснить и понять.

А еще замечательно, если вы станете придумывать свои истории, иллюстрации, создавать свои книги. Это не только стимулирует развитие воображения, речи, изобразительных способностей, но и позволит вам лучше узнать своего ребенка, укрепить детско-родительские отношения, создаст крепкую эмоциональную связь. Ведь что может быть лучше, чем провести время вместе, наслаждаясь общением, увлеченно погружаться в приключения персонажей книг, придумывать своих героев.

Теплая традиция семейного чтения не только несет в себе пользу с точки зрения развития, но и книга также является доступным и действенным инструментом воспитания. Читайте книги вместе с детьми, и вы сами в этом убедитесь.

Поделиться в соцсетях