Как научить ребенка понимать и контролировать свои эмоции
Способность понимать и контролировать эмоции является важной составляющей эмоционального интеллекта. Развитие этих способностей не только определяет успешность многих видов деятельности человека, но также влияет на самооценку и психическое благополучие. Увеличение количества детей и взрослых с нарушениями социального взаимодействия делает проблему развития эмоционального интеллекта еще более актуальной. Наши эксперты из Московского государственного психолого-педагогического университета Елизавета Давыдова, кандидат биологических наук, доцент кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии факультета «Клиническая и специальная психология», и Денис Давыдов, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, рассказывают о природе эмоций и дают рекомендации, которые помогут создать благоприятные условия для развития эмоционального интеллекта детей.
О природе эмоций
Прежде чем говорить о том, как научить понимать и контролировать эмоции, стоит обратить внимание на их природу и современное понимание их функций.
Эмоция — это комплексная реакция организма, которая в первую очередь является индикатором удовлетворения или неудовлетворения потребности.
Результат проявляется в виде субъективного переживания — например, чувства радости или страха. На физиологическом уровне происходят изменения кровообращения, дыхания, уровня гормонов, а на уровне поведения эмоции выражаются в мимике, жестах, издаваемых звуках.
Комплексный характер эмоций позволяет лучше понять их функции. Возникающие чувства как бы подсказывают человеку, что он достиг цели — потребность удовлетворена, а значит, было совершено правильное действие; в противоположном случае возникает негативная эмоция и продолжается поиск. Это адаптивная функция эмоций, она обеспечивает быстрое реагирование и при необходимости включает защитные реакции.
Коммуникативная (или сигнальная) функция эмоций состоит в том, что переживание человека проявляется в поведении через мимику и жесты и может быть воспринято другими. В когнитивной сфере эмоции участвуют в регуляции внимания, оценке значимости событий и принятии решений.
Если ограничиться даже такой краткой информацией о природе эмоций, становится понятно, что управление ими — дело непростое. Все ли взрослые хорошо умеют это делать? Что уж говорить о детях…
Понимая важную роль эмоций, необходимо в первую очередь помочь ребенку научиться понимать, что с ним происходит, а уже потом учиться регулировать проявления эмоций.
Ведь эмоции могут быть очень сильными, и здесь наблюдаются большие индивидуальные различия.
О разных эмоциональных реакциях
С самого раннего детства окружающие пытаются избавить ребенка от негативных эмоций, которые на первых порах выражаются плачем, и вызвать положительные эмоции, развеселить его. В этот момент и начинается обучение и развитие эмоционального интеллекта.
Пока ребенок маленький, его ощущения не дифференцированы, глобальны, он чувствует, что ему «хорошо» или «плохо», со временем «хорошо» разделится на «весело», «интересно», «вкусно» и т. д. «Плохо» тоже превратится в спектр более конкретных негативных вариантов: страх, грусть, злость…
Озвучивая варианты причин радости и огорчения малыша, мы приучаем его анализировать свое состояние, а позже и обозначать чувства. В этот момент важно внимательно наблюдать за ребенком и ни в коем случае не навязывать свое мнение.
Безобидная фраза «Не плачь, это не страшно», особенно если она часто повторяется, может привести к путанице понятий и трудностям осознания эмоций.
Ведь ребенок не может не испытывать чувство, его нельзя отменить или отредактировать. Вместе с тем эмоция — это не реакция на событие как таковое. Одно и то же событие, например гол в ворота, вызывает у зрителей прямо противоположные эмоции, причем степень их выраженности может варьироваться от недовольства и спокойной удовлетворенности до восторга и отчаяния. Этот простой пример доказывает, что эмоциональная реакция субъективна и зависит как от индивидуальных психофизиологических особенностей (темперамента, сенсорной чувствительности, силы нервной системы), так и от предварительного прогноза, от того, насколько событие соответствует ожиданиям, причем независимо от реалистичности этих ожиданий.
Каждый замечал, что неожиданный маленький сюрприз может вызвать больше эмоций, чем достижение давно поставленной цели. И эта реакция не означает, что маленький сюрприз для нас более важен. В итоге достижение цели принесет больше удовлетворения, повлияет на самооценку, приведет к личностному росту и постановке новых целей.
С другой стороны, выраженность эмоциональных проявлений может зависеть от физиологического состояния, усталости, болезни. И тоже за примером далеко ходить не нужно: каждому знакома ситуация, когда пустяк вызывает несоразмерную реакцию, как правило, негативную. В таких случаях мы говорим «накопилось», «последняя капля». Как же ребенку в этом разобраться, если все так непостоянно и зависит от внешних и внутренних факторов? Как можно что-то объяснить, если мы сами реагируем эмоционально и не всегда одинаково. Какой пример мы можем подать ребенку?
12 подсказок, которые помогут создать благоприятные условия для развития эмоционального интеллекта ребенка
- Категорически избегайте выплеска отрицательных эмоций на ребенка, что бы их ни вызвало.
- Не оценивайте чувства ребенка, ориентируясь на свои ощущения. Помните об уникальности эмоциональных переживаний и об их связи с ожиданиями. То, что для вас досадная неприятность, может восприниматься ребенком как настоящая катастрофа.
- Что бы ни произошло, старайтесь, чтобы ребенок не испытывал вины за свои чувства, обсуждать и «окультуривать» можно только внешнее выражение эмоций.
- Анализируйте и говорите о чувствах только в спокойной ситуации, не на бегу. В ситуации острых переживаний поддержите ребенка, успокойте, если получается, переключите его внимание, но не игнорируйте и не обесценивайте его чувства.
- Постепенно обучайте ребенка стратегиям совладания с сильными эмоциями. Сделать паузу или задать уточняющий вопрос, прежде чем ответить. Старайтесь сами реагировать менее импульсивно, наблюдайте вместе с ребенком, как другие управляют проявлением эмоций в жизни и в кино.
- Старайтесь заранее обсуждать ситуации, которые могут вызвать или вызывали раньше негативные эмоции. «Пойдем в кафе. Что будем делать, если не будет любимого блюда?»
- Не давайте глобальных оценок «кричать — плохо». Объясните, в чем именно проблема, для кого это проблема. В какой ситуации допустимо так делать. Будьте готовы ответить на вопрос: «А почему ты (или кто-то еще) так делаешь?»
- Озвучивайте свои чувства и их причины. Уделяйте внимание заметным или непонятным для ребенка реакциям. Не стоит постоянно комментировать все происходящее — это повышает вероятность подсознательного манипулирования. «Я радуюсь, когда ты делаешь так». Вы действительно радуетесь? Или так удобнее и спокойнее?
- Используйте только Я-высказывание «Я очень рад (рада), что…». Говоря об эмоциях других, не будьте категоричны. «Мне кажется» — более подходящая формулировка, ведь вы можете ошибаться. Не объясняйте чувства других в их присутствии, лучше спросите. Например, «Давай спросим у папы, почему он огорчился».
- Используйте литературу и кино. Читая ребенку книги, обращайте внимание на описание и изображение эмоций персонажей, обсуждайте причину их возникновения. Уделяйте больше времени разговорам о прочитанном и просмотренном.
- Обращайте внимание на эмоциональную составляющую при выборе аудио- и видеоконтента для ребенка. В современных мультфильмах эмоции часто гипертрофированы и выражаются в недопустимой для реального общения форме.
- Играйте в ролевые игры, где ребенок сможет выражать различные эмоции от лица персонажей.
Учитесь сами и учите своих детей контролировать свои эмоции!
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.