background picturebackground picture

12 подсказок для развития эмоционального интеллекта детей

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Подростки

18

Как научить ребенка понимать и контролировать свои эмоции

Способность понимать и контролировать эмоции является важной составляющей эмоционального интеллекта. Развитие этих способностей не только определяет успешность многих видов деятельности человека, но также влияет на самооценку и психическое благополучие. Увеличение количества детей и взрослых с нарушениями социального взаимодействия делает проблему развития эмоционального интеллекта еще более актуальной. Наши эксперты из Московского государственного психолого-педагогического университета Елизавета Давыдова, кандидат биологических наук, доцент кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии факультета «Клиническая и специальная психология», и Денис Давыдов, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС, рассказывают о природе эмоций и дают рекомендации, которые помогут создать благоприятные условия для развития эмоционального интеллекта детей.

О природе эмоций

Прежде чем говорить о том, как научить понимать и контролировать эмоции, стоит обратить внимание на их природу и современное понимание их функций.

Эмоция — это комплексная реакция организма, которая в первую очередь является индикатором удовлетворения или неудовлетворения потребности.

Результат проявляется в виде субъективного переживания — например, чувства радости или страха. На физиологическом уровне происходят изменения кровообращения, дыхания, уровня гормонов, а на уровне поведения эмоции выражаются в мимике, жестах, издаваемых звуках.

Комплексный характер эмоций позволяет лучше понять их функции. Возникающие чувства как бы подсказывают человеку, что он достиг цели — потребность удовлетворена, а значит, было совершено правильное действие; в противоположном случае возникает негативная эмоция и продолжается поиск. Это адаптивная функция эмоций, она обеспечивает быстрое реагирование и при необходимости включает защитные реакции.

Коммуникативная (или сигнальная) функция эмоций состоит в том, что переживание человека проявляется в поведении через мимику и жесты и может быть воспринято другими. В когнитивной сфере эмоции участвуют в регуляции внимания, оценке значимости событий и принятии решений.

Если ограничиться даже такой краткой информацией о природе эмоций, становится понятно, что управление ими — дело непростое. Все ли взрослые хорошо умеют это делать? Что уж говорить о детях…

Понимая важную роль эмоций, необходимо в первую очередь помочь ребенку научиться понимать, что с ним происходит, а уже потом учиться регулировать проявления эмоций.

Ведь эмоции могут быть очень сильными, и здесь наблюдаются большие индивидуальные различия.

О разных эмоциональных реакциях

С самого раннего детства окружающие пытаются избавить ребенка от негативных эмоций, которые на первых порах выражаются плачем, и вызвать положительные эмоции, развеселить его. В этот момент и начинается обучение и развитие эмоционального интеллекта.

Пока ребенок маленький, его ощущения не дифференцированы, глобальны, он чувствует, что ему «хорошо» или «плохо», со временем «хорошо» разделится на «весело», «интересно», «вкусно» и т. д. «Плохо» тоже превратится в спектр более конкретных негативных вариантов: страх, грусть, злость…

Озвучивая варианты причин радости и огорчения малыша, мы приучаем его анализировать свое состояние, а позже и обозначать чувства. В этот момент важно внимательно наблюдать за ребенком и ни в коем случае не навязывать свое мнение.

Безобидная фраза «Не плачь, это не страшно», особенно если она часто повторяется, может привести к путанице понятий и трудностям осознания эмоций.

Ведь ребенок не может не испытывать чувство, его нельзя отменить или отредактировать. Вместе с тем эмоция — это не реакция на событие как таковое. Одно и то же событие, например гол в ворота, вызывает у зрителей прямо противоположные эмоции, причем степень их выраженности может варьироваться от недовольства и спокойной удовлетворенности до восторга и отчаяния. Этот простой пример доказывает, что эмоциональная реакция субъективна и зависит как от индивидуальных психофизиологических особенностей (темперамента, сенсорной чувствительности, силы нервной системы), так и от предварительного прогноза, от того, насколько событие соответствует ожиданиям, причем независимо от реалистичности этих ожиданий.

Каждый замечал, что неожиданный маленький сюрприз может вызвать больше эмоций, чем достижение давно поставленной цели. И эта реакция не означает, что маленький сюрприз для нас более важен. В итоге достижение цели принесет больше удовлетворения, повлияет на самооценку, приведет к личностному росту и постановке новых целей.

С другой стороны, выраженность эмоциональных проявлений может зависеть от физиологического состояния, усталости, болезни. И тоже за примером далеко ходить не нужно: каждому знакома ситуация, когда пустяк вызывает несоразмерную реакцию, как правило, негативную. В таких случаях мы говорим «накопилось», «последняя капля». Как же ребенку в этом разобраться, если все так непостоянно и зависит от внешних и внутренних факторов? Как можно что-то объяснить, если мы сами реагируем эмоционально и не всегда одинаково. Какой пример мы можем подать ребенку?

12 подсказок, которые помогут создать благоприятные условия для развития эмоционального интеллекта ребенка

  1. Категорически избегайте выплеска отрицательных эмоций на ребенка, что бы их ни вызвало.
  2. Не оценивайте чувства ребенка, ориентируясь на свои ощущения. Помните об уникальности эмоциональных переживаний и об их связи с ожиданиями. То, что для вас досадная неприятность, может восприниматься ребенком как настоящая катастрофа.
  3. Что бы ни произошло, старайтесь, чтобы ребенок не испытывал вины за свои чувства, обсуждать и «окультуривать» можно только внешнее выражение эмоций.
  4. Анализируйте и говорите о чувствах только в спокойной ситуации, не на бегу. В ситуации острых переживаний поддержите ребенка, успокойте, если получается, переключите его внимание, но не игнорируйте и не обесценивайте его чувства.
  5. Постепенно обучайте ребенка стратегиям совладания с сильными эмоциями. Сделать паузу или задать уточняющий вопрос, прежде чем ответить. Старайтесь сами реагировать менее импульсивно, наблюдайте вместе с ребенком, как другие управляют проявлением эмоций в жизни и в кино.
  6. Старайтесь заранее обсуждать ситуации, которые могут вызвать или вызывали раньше негативные эмоции. «Пойдем в кафе. Что будем делать, если не будет любимого блюда?»
  7. Не давайте глобальных оценок «кричать — плохо». Объясните, в чем именно проблема, для кого это проблема. В какой ситуации допустимо так делать. Будьте готовы ответить на вопрос: «А почему ты (или кто-то еще) так делаешь?»
  8. Озвучивайте свои чувства и их причины. Уделяйте внимание заметным или непонятным для ребенка реакциям. Не стоит постоянно комментировать все происходящее — это повышает вероятность подсознательного манипулирования. «Я радуюсь, когда ты делаешь так». Вы действительно радуетесь? Или так удобнее и спокойнее?
  9. Используйте только Я-высказывание «Я очень рад (рада), что…». Говоря об эмоциях других, не будьте категоричны. «Мне кажется» — более подходящая формулировка, ведь вы можете ошибаться. Не объясняйте чувства других в их присутствии, лучше спросите. Например, «Давай спросим у папы, почему он огорчился».
  10. Используйте литературу и кино. Читая ребенку книги, обращайте внимание на описание и изображение эмоций персонажей, обсуждайте причину их возникновения. Уделяйте больше времени разговорам о прочитанном и просмотренном.
  11. Обращайте внимание на эмоциональную составляющую при выборе аудио- и видеоконтента для ребенка. В современных мультфильмах эмоции часто гипертрофированы и выражаются в недопустимой для реального общения форме.
  12. Играйте в ролевые игры, где ребенок сможет выражать различные эмоции от лица персонажей.

Учитесь сами и учите своих детей контролировать свои эмоции!

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях