Ошибки родителей, рекомендации специалиста, идеи на заметку
О том, кто и что позволит ребенку сориентироваться в выборе будущей специальности, рассказывает кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности Волгоградского государственного социально-педагогического университета Наталья Плотникова.
Выбор профессии в любые времена происходит нелегко. Но в каждую эпоху он сопровождается разными обстоятельствами жизни и окружающей действительности. Современным подросткам приходится сталкиваться при профессиональном самоопределении со специфическими проблемами цифровизации и глобализации.
Реалии выбора профессии в XXI веке
Динамичность и неопределенность современного мира
- Подростки, выбирая профессию, ориентируются на то, что популярно и востребовано сегодня, а на рынок труда придут через 5–10 лет.
- Через 10 лет трудно предсказать потребность в кадрах, подготовленных по определенной специальности.
- Изменчивость мира профессий. Появляются новые профессии, про которые еще неизвестно, а большое количество профессий исчезает («профессии-пенсионеры»).
Задачи развития подростка
Одна из задач развития подростка - профессиональное самоопределение. К концу обучения в школе должен представлять:
- В какое профессиональное образовательное учреждение поступать?
- Какие профессиональные умения и навыки осваивать? Какое выбрать направление подготовки и т. д.?
- Какая профессия его ждет? Чего он хочет от своей карьеры?
Быстрая смена технологий
Потребность в специалистах, которые разбираются в нескольких областях, способны переносить технологические решения из одной отрасли в другую, приобретать оперативно новые профессиональные компетенции.
Необходимо уметь меняться и легко относиться к переменам.
Важность гибких навыков
- Hard skills (жесткие навыки) - узкопрофессиональные знания и навыки.
- Soft skills (гибкие навыки) - универсальные навыки, тесно связанные с личностными качествами, надпрофессиональные навыки XXI века.
4 навыка, которые помогут подростку лучше ориентироваться в современном мире:
- Навык критического мышления — способность решать возникшие трудности и проблемы через возможность подходить к решению с разных сторон, а не только стандартными способами.
- Навык креативности — способность качественно работать с информацией, нестандартно мыслить и генерировать идеи.
- Навык коллаборации — умение взаимодействовать и работать в команде, коллективно сотрудничать.
- Навык презентации — умение коммуницировать о своих идеях и созданных продуктах.
Трудности и противоречия
С одной стороны, сейчас информации слишком много по любому вопросу, но часто подростки остаются недостаточно информированными о мире профессий. В обильном потоке трудно вычленить нужные и достоверные сведения.
Кроме того, к подростку предъявляются жесткие требования ответственного выбора в минимальные сроки.
Подросток должен сепарироваться от близких взрослых, при этом ему нужна их поддержка. Часто в ближайшем окружении многих подростков нет или недостаточно взрослых, способных дать компетентный совет в отношении профессионального выбора.
Многие молодые люди и девушки недостаточно понимают свои психологические и психофизиологические особенности.
Что же делать в такой ситуации? Важно заняться профориентацией и подготовить ребенка к профессиональному самоопределению. Это разные вещи.
Профессиональное самоопределение
Самостоятельное и осознанное нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения. Это внутренняя, самостоятельная работа человека — субъекта профессионального САМОопределения.
Профессиональная ориентация
Это процесс, организованный извне (родители, профориентологи, педагоги). Он помогает человеку построить и реализовать профессиональные планы - программу действий по выбору и освоению профессий.
Цель профориентации — создать условия для самостоятельного выбора профессии подростком.
Задачи профориентации
Она помогает:
- Выявить интересы подростка, сделать их предметом осознания, актуализировать то, что интересно школьнику.
- Понять, что подростку неинтересно. Это помогает сузить круг возможных областей профессиональной деятельности.
- Определить и учесть способности школьника.
- Актуализировать ценности. Ценности — обязательный компонент для учета в профориентационной работе.
- Проанализировать социально-экономическую ситуацию в обществе и потребности рынка.
На какие сферы деятельности стоит обратить внимание
Автоматизация и цифровизация
Создание и управление роботами, беспилотным транспортом и т. д. Создание умных высокоадаптивных технологических сред. Виртуальная и гибридная реальность.
Экологическая ориентация производства и потребления
Утилизация отходов, многократная переработка материалов. Использование возобновляемых источников энергии. Экологически чистые продукты питания. Создание искусственных биоценозов.
Ориентация на потребности человека, персонификация услуг
Персонифицированные услуги в области медицины, ЗОЖ, обучения, социальной работы, психологии, информационного обслуживания. Индустрия впечатлений. Ориентация на творчество, игру, синтез работы и досуга. Информационная гигиена и безопасность. Специалист по активному долголетию. Цифровая гигиена.
Сфера творческой деятельности
Синтез искусства, науки и технологий. Усиление творческой составляющей «обычных» профессий. Сопровождение специалистами творческого процесса.
Все эти факторы осложняют подростку выбор. Помочь ему могут родители, но и они иногда поступают не очень правильно.
Ошибки родителей
1. Родители принимают решение за подростка.
- Навязывают ребенку собственное решение, ориентируясь на престижность профессии, прагматические возможности или собственную нереализованность в той или иной области.
- Родители пошагово действуют совместно с подростком или даже за него (ездят на дни открытых дверей, в приемные комиссии и т. д.).
- Предоставляют подростку искаженную неверную информацию о профессии (ее доступности, об отсутствии возможностей достижения намеченных целей и т. д.).
2. Родители отвергают выбор подростка.
- Родители не согласны с выбором подростка и всячески препятствуют его осуществлению.
- Родитель из собственного опыта извлек только негативные стороны профессии и не хочет для ребенка такого же будущего
- Выбор подростка в чем-то ущемляет амбиции, интересы родителей (непрестижная, низкооплачиваемая и тому подобная работа).
3. Родители устраняются от выбора.
- Подростку предоставляется самостоятельный выбор, родители не вмешиваются в его решение и не помогают ни коим образом в ориентировке в профессиональной сфере.
- С одной стороны, представляет собой принятие ребенка и уважение к его решению, но с другой родители отказываются от решения задачи передачи жизненного опыта в области решения профессиональных задач, уходят от проблемы, вследствие, скорее всего, попустительской позиции.
4. Родители чрезмерно нагнетают ситуацию, связанную выбором профессии.
- Дергают ребенка, часто говоря: «Ну, надумал, кем будешь?», «Станешь дворником», «У тебя так точно не получится».
- Очень нервничают из-за учебы, заставляют ходить к репетиторам или в вузы на курсы по предметам, которые подросток не выбирал.
- Регулярно направляют подростка на профтестирования.
- Навешивают ответственность за финансы, нехватку денег и т. д.
Конструктивная позиция родителей
- Родители поддерживают подростка в выборе профессии.
- Родители уважают выбор подростка и оставляют за ним свободу принятия решения.
- Помогают ему на этапе ориентировки в профессиях, понимании содержания различных видов профессиональной деятельности, прогнозировании этапов построения карьеры.
Подобное родительское поведение стимулирует активность и самостоятельность подростка, серьезное, ответственное отношение к профессиональному самоопределению.
Для успешной реализации в XXI веке нужны любовь к учебе, творческая мотивация и разнообразный уникальный опыт. Родителям важно обратить на это внимание: давать ребенку возможность получать опыт, не пресекать интересы и взгляды, находить ниши для реализации его способностей.
Не стоит забывать о навыках, для получения которых существуют курсы, дополнительное образование, кружки, секции. Все это может отлично развить способности подростка.
Создавать ситуации тренировки выбора. Для этого обсуждайте с подростком решения, которые он принимает, учите обосновывать свои намерения.
Следует постоянно транслировать подросткам мысли, что будущее можно и нужно планировать. Помогайте заниматься тайм-менеджментом, организацией своего времени и пространства, постановкой целей, выделением задач. Обладая такими навыками, ребенок будет легче справляться с огромным количеством вызовов, которые бросает нам современное общество.
Чем раньше ребенок займется самопознанием и познанием мира, в котором ему предстоит жить, тем больше шансов на благополучие у него будет. Родителю очень важно это заметить и не подавлять, а давать пространство для самопознания, чтобы оно было глубже, больше, поощрять любое действие в этом направлении.
Памятка для родителей
- Дайте подростку возможность самому определиться, что делать. Не настаивайте на своем решении. Родитель — эксперт своего ребенка, он может знать его даже лучше, чем сам подросток, но важно не настаивать на своем выборе.
- Дайте максимум информации о разных профессиях: расскажите о своей работе, дайте возможность поговорить с другими взрослыми, студентами.
- Смотрите ролики, документальные фильмы, читайте блогеров. Обратитесь к образовательным ресурсам.
- Посещайте профильные мероприятия. Ходите на дни открытых дверей, открытые лекции вместе с подростком.
- Предлагайте подростку осваивать современные практики профессиональных проб: волонтерство, стажировки, институт наставничества.
Идеи на заметку
- Консультации и профдиагностика
- Мастер-классы и дни открытых дверей
- Профориентационные экскурсии
- Общение с профессионалами
- Дополнительное образование
- Волонтерство или стажировка
- Профориентационные смены в летних оздоровительных лагерях
- Летние школы
- Сайты вузов
- Детские технопарки «Кванториум»
- Классы предпрофильной подготовки при школах
- Профориентационные фестивали
- Проект «Билет в будущее»
Другие материалы по теме.