background picturebackground picture

Путь к успеху: как помочь подростку выбрать профессию

Школьники

Подростки

598

Ошибки родителей, рекомендации специалиста, идеи на заметку

О том, кто и что позволит ребенку сориентироваться в выборе будущей специальности, рассказывает кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности Волгоградского государственного социально-педагогического университета Наталья Плотникова.

Выбор профессии в любые времена происходит нелегко. Но в каждую эпоху он сопровождается разными обстоятельствами жизни и окружающей действительности. Современным подросткам приходится сталкиваться при профессиональном самоопределении со специфическими проблемами цифровизации и глобализации.

Реалии выбора профессии в XXI веке

Динамичность и неопределенность современного мира
  • Подростки, выбирая профессию, ориентируются на то, что популярно и востребовано сегодня, а на рынок труда придут через 5–10 лет.
  • Через 10 лет трудно предсказать потребность в кадрах, подготовленных по определенной специальности.
  • Изменчивость мира профессий. Появляются новые профессии, про которые еще неизвестно, а большое количество профессий исчезает («профессии-пенсионеры»).
Задачи развития подростка

Одна из задач развития подростка - профессиональное самоопределение. К концу обучения в школе должен представлять:

  • В какое профессиональное образовательное учреждение поступать?
  • Какие профессиональные умения и навыки осваивать? Какое выбрать направление подготовки и т. д.?
  • Какая профессия его ждет? Чего он хочет от своей карьеры?
Быстрая смена технологий

Потребность в специалистах, которые разбираются в нескольких областях, способны переносить технологические решения из одной отрасли в другую, приобретать оперативно новые профессиональные компетенции.

Необходимо уметь меняться и легко относиться к переменам.

Важность гибких навыков
  • Hard skills (жесткие навыки) - узкопрофессиональные знания и навыки.
  • Soft skills (гибкие навыки) - универсальные навыки, тесно связанные с личностными качествами, надпрофессиональные навыки XXI века.
4 навыка, которые помогут подростку лучше ориентироваться в современном мире:
  • Навык критического мышления — способность решать возникшие трудности и проблемы через возможность подходить к решению с разных сторон, а не только стандартными способами.
  • Навык креативности — способность качественно работать с информацией, нестандартно мыслить и генерировать идеи.
  • Навык коллаборации — умение взаимодействовать и работать в команде, коллективно сотрудничать.
  • Навык презентации — умение коммуницировать о своих идеях и созданных продуктах.
Трудности и противоречия

С одной стороны, сейчас информации слишком много по любому вопросу, но часто подростки остаются недостаточно информированными о мире профессий. В обильном потоке трудно вычленить нужные и достоверные сведения.

Кроме того, к подростку предъявляются жесткие требования ответственного выбора в минимальные сроки.

Подросток должен сепарироваться от близких взрослых, при этом ему нужна их поддержка. Часто в ближайшем окружении многих подростков нет или недостаточно взрослых, способных дать компетентный совет в отношении профессионального выбора.

Многие молодые люди и девушки недостаточно понимают свои психологические и психофизиологические особенности.

Что же делать в такой ситуации? Важно заняться профориентацией и подготовить ребенка к профессиональному самоопределению. Это разные вещи.

Профессиональное самоопределение

Самостоятельное и осознанное нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения. Это внутренняя, самостоятельная работа человека — субъекта профессионального САМОопределения.

Профессиональная ориентация

Это процесс, организованный извне (родители, профориентологи, педагоги). Он помогает человеку построить и реализовать профессиональные планы - программу действий по выбору и освоению профессий.

Цель профориентации — создать условия для самостоятельного выбора профессии подростком.

Задачи профориентации

Она помогает:

  • Выявить интересы подростка, сделать их предметом осознания, актуализировать то, что интересно школьнику.
  • Понять, что подростку неинтересно. Это помогает сузить круг возможных областей профессиональной деятельности.
  • Определить и учесть способности школьника.
  • Актуализировать ценности. Ценности — обязательный компонент для учета в профориентационной работе.
  • Проанализировать социально-экономическую ситуацию в обществе и потребности рынка.

На какие сферы деятельности стоит обратить внимание

Автоматизация и цифровизация

Создание и управление роботами, беспилотным транспортом и т. д. Создание умных высокоадаптивных технологических сред. Виртуальная и гибридная реальность.

Экологическая ориентация производства и потребления

Утилизация отходов, многократная переработка материалов. Использование возобновляемых источников энергии. Экологически чистые продукты питания. Создание искусственных биоценозов.

Ориентация на потребности человека, персонификация услуг

Персонифицированные услуги в области медицины, ЗОЖ, обучения, социальной работы, психологии, информационного обслуживания. Индустрия впечатлений. Ориентация на творчество, игру, синтез работы и досуга. Информационная гигиена и безопасность. Специалист по активному долголетию. Цифровая гигиена.

Сфера творческой деятельности

Синтез искусства, науки и технологий. Усиление творческой составляющей «обычных» профессий. Сопровождение специалистами творческого процесса.

Все эти факторы осложняют подростку выбор. Помочь ему могут родители, но и они иногда поступают не очень правильно.

Ошибки родителей

1. Родители принимают решение за подростка.

  • Навязывают ребенку собственное решение, ориентируясь на престижность профессии, прагматические возможности или собственную нереализованность в той или иной области.
  • Родители пошагово действуют совместно с подростком или даже за него (ездят на дни открытых дверей, в приемные комиссии и т. д.).
  • Предоставляют подростку искаженную неверную информацию о профессии (ее доступности, об отсутствии возможностей достижения намеченных целей и т. д.).

2. Родители отвергают выбор подростка.

  • Родители не согласны с выбором подростка и всячески препятствуют его осуществлению.
  • Родитель из собственного опыта извлек только негативные стороны профессии и не хочет для ребенка такого же будущего
  • Выбор подростка в чем-то ущемляет амбиции, интересы родителей (непрестижная, низкооплачиваемая и тому подобная работа).

3. Родители устраняются от выбора.

  • Подростку предоставляется самостоятельный выбор, родители не вмешиваются в его решение и не помогают ни коим образом в ориентировке в профессиональной сфере.
  • С одной стороны, представляет собой принятие ребенка и уважение к его решению, но с другой родители отказываются от решения задачи передачи жизненного опыта в области решения профессиональных задач, уходят от проблемы, вследствие, скорее всего, попустительской позиции.

4. Родители чрезмерно нагнетают ситуацию, связанную выбором профессии.

  • Дергают ребенка, часто говоря: «Ну, надумал, кем будешь?», «Станешь дворником», «У тебя так точно не получится».
  • Очень нервничают из-за учебы, заставляют ходить к репетиторам или в вузы на курсы по предметам, которые подросток не выбирал.
  • Регулярно направляют подростка на профтестирования.
  • Навешивают ответственность за финансы, нехватку денег и т. д.

Конструктивная позиция родителей

  • Родители поддерживают подростка в выборе профессии.
  • Родители уважают выбор подростка и оставляют за ним свободу принятия решения.
  • Помогают ему на этапе ориентировки в профессиях, понимании содержания различных видов профессиональной деятельности, прогнозировании этапов построения карьеры.

Подобное родительское поведение стимулирует активность и самостоятельность подростка, серьезное, ответственное отношение к профессиональному самоопределению.

Для успешной реализации в XXI веке нужны любовь к учебе, творческая мотивация и разнообразный уникальный опыт. Родителям важно обратить на это внимание: давать ребенку возможность получать опыт, не пресекать интересы и взгляды, находить ниши для реализации его способностей.

Не стоит забывать о навыках, для получения которых существуют курсы, дополнительное образование, кружки, секции. Все это может отлично развить способности подростка.

Создавать ситуации тренировки выбора. Для этого обсуждайте с подростком решения, которые он принимает, учите обосновывать свои намерения.

Следует постоянно транслировать подросткам мысли, что будущее можно и нужно планировать. Помогайте заниматься тайм-менеджментом, организацией своего времени и пространства, постановкой целей, выделением задач. Обладая такими навыками, ребенок будет легче справляться с огромным количеством вызовов, которые бросает нам современное общество.

Чем раньше ребенок займется самопознанием и познанием мира, в котором ему предстоит жить, тем больше шансов на благополучие у него будет. Родителю очень важно это заметить и не подавлять, а давать пространство для самопознания, чтобы оно было глубже, больше, поощрять любое действие в этом направлении.

Памятка для родителей

  1. Дайте подростку возможность самому определиться, что делать. Не настаивайте на своем решении. Родитель — эксперт своего ребенка, он может знать его даже лучше, чем сам подросток, но важно не настаивать на своем выборе.
  2. Дайте максимум информации о разных профессиях: расскажите о своей работе, дайте возможность поговорить с другими взрослыми, студентами.
  3. Смотрите ролики, документальные фильмы, читайте блогеров. Обратитесь к образовательным ресурсам.
  4. Посещайте профильные мероприятия. Ходите на дни открытых дверей, открытые лекции вместе с подростком.
  5. Предлагайте подростку осваивать современные практики профессиональных проб: волонтерство, стажировки, институт наставничества.

Идеи на заметку

  • Консультации и профдиагностика
  • Мастер-классы и дни открытых дверей
  • Профориентационные экскурсии
  • Общение с профессионалами
  • Дополнительное образование
  • Волонтерство или стажировка
  • Профориентационные смены в летних оздоровительных лагерях
  • Летние школы
  • Сайты вузов
  • Детские технопарки «Кванториум»
  • Классы предпрофильной подготовки при школах
  • Профориентационные фестивали
  • Проект «Билет в будущее»

 

Другие материалы по теме.

Выбор профессии в XXI веке

Как помочь ребенку выбрать профессию

Одна и на всю жизнь?

Поделиться в соцсетях