Перемены на рынке труда и проблемы выбора профессии
Современная жизнь меняется стремительно. Трансформации происходят повсюду, в том числе и в сфере обучения и получения профессий. Одни специальности исчезают, другие появляются, причем очень быстро. Что позволит подростку сделать правильный профессиональный выбор? В помощь молодым людям и их родителям дает рекомендации доцент кафедры психологии и сопровождения развития ребенка ПсковГУ кандидат психологических наук Елена Митицина.
Кем быть
Сегодня выбор профессионального пути многократно усложнился. Недостаточно просто разобраться в себе, подумать о том, какой профильный класс выбрать или вуз. Сейчас главное — это уметь отслеживать постоянно меняющиеся условия, изучать их, адаптироваться к ним и быть способным прогнозировать.
Но, несмотря ни на какие перемены, традиционный профориентационный подход не теряет своей актуальности и в наши дни. Известная формула выбора профессии «Хочу? Могу? Надо?» по-прежнему эффективна, и отказываться от нее нет необходимости.
Если человек отвечает на все три вопроса формулы, то он определяет для себя оптимальную зону профессионального выбора, куда входят несколько специальностей, близких между собой. Тогда он может составить план, какие конкретные шаги ему потребуется совершить для достижения поставленной цели.
Спросите ребенка
Если подросток сомневается и не знает, какой специальности отдать предпочтение в качестве дальнейшего жизненного пути, предложите ему ответить на вопросы формулы выбора профессии.
Хочу?
- Что тебе нравится? Какие виды деятельности доставляют удовольствие?
- Какие есть увлечения? Чем хотелось бы заниматься бо́льшую часть времени?
- С какими объектами приятнее иметь дело (люди, животные, документы, компьютерные программы, технические устройства, предметы искусства)?
- Что более предпочтительно: умственный или физический труд?
- В каких условиях комфортно работать: стабильных и предсказуемых или быстро меняющихся, с ненормированным рабочим днем и нетривиальными задачами?
Могу?
При ответе на этот вопрос нужно определить свои сильные стороны, которые дадут возможность справиться с поставленной задачей. Важно честно выявить черты характера, особенности темперамента, наличие общих или специальных способностей, уровень интеллекта, соотношение гуманитарных, технических или математических наклонностей. Следует оценить состояние здоровья, которое для некоторых профессий может оказаться ограничивающим фактором.
Надо?
Замечено, что этому компоненту формулы уделяется либо мало внимания, либо очень много. Элемент «Надо?» определяет уровень ожиданий от будущей профессии. Благосостояние выступает обычно мотивацией номер один: «Не важно, что я буду делать, главное, чтобы мне за это хорошо платили».
С одной стороны, высокая оплата труда немаловажна в нашем современном мире, но, с другой стороны, считать этот фактор единственно необходимым для выбора профессии неправильно.
Нелюбимая, пусть и высокооплачиваемая, работа часто приводит к разочарованию и выгоранию.
Кроме того, нужно ответить и на другие вопросы. В каких специализациях существует выбранная профессия? Насколько она гибкая? Насколько распространена в различных отраслях экономики? Насколько это распространенная профессия или, наоборот, редкая? Какой уровень образования необходим для данной деятельности и где можно получить необходимые знания и освоить эту профессию?
Часто при выборе подростки недооценивают еще один вопрос: как будет развиваться профессия в отдаленной перспективе? Ответ на него — это залог будущей востребованности. Если правильно спрогнозировать и представить эволюцию профессии через 15–20 лет, то можно создать внутреннюю готовность к самоизменениям и саморазвитию в дальнейшем вслед за переменами в этой профессии. Ведь сегодня, в отличие от прежних времен, выбор профессии — величина не окончательная: можно получить дополнительное образование, повысить квалификацию или полностью поменять направление деятельности.
Но в начале профориентации только при ответе на все три вопроса формулы можно достичь успеха и найти свое призвание.
Что происходит на рынке труда
В связи с изменившимися и продолжающими меняться условиями жизни трансформируется и рынок труда. Какие тенденции можно наблюдать в этой сфере?
Всепроникающая автоматизация и цифровизация
- Широкое применение роботов, искусственного интеллекта, умных высокоадаптивных технологических сред.
- Беспилотный транспорт.
- Виртуальная и гибридная реальность.
С одной стороны, автоматизация и роботы вытесняют рабочие кадры, заменяя собой человека, но, с другой стороны, для обслуживания новых систем нужны высококвалифицированные специалисты. То есть функция человека становится иной. Если раньше при работе, например, в теплице требовался только физический труд, то теперь в современных тепличных хозяйствах нужны программисты и операторы, контролирующие работу сложной компьютерной сети, отвечающей за поддержание температуры, полив, внесение удобрений и т. д.
Сейчас не только появляются новые профессии, но и уже существующие подвергаются трансформации в сторону цифровых функций. Даже если специальность не связана напрямую с компьютером, везде есть цифровая модернизация.
Экологическая ориентация производства и потребления
- Утилизация отходов, многократная переработка материалов.
- Использование возобновляемых источников энергии.
- Экологически чистые продукты питания.
- Создание искусственных биоценозов.
В будущем будут максимально актуальны профессии, связанные с экологией.
Ориентация на потребности человека, персонификация услуг
- Персонифицированные услуги в области медицины, ЗОЖ, обучения, социальной работы, психологии, информационного обслуживания.
- Индустрия впечатлений.
- Ориентация на творчество, игру, синтез работы и досуга.
- Информационная гигиена и безопасность.
Продолжительность жизни увеличилась, и теперь есть такая профессия, как специалист по активному долголетию. Причем этот человек обладает знаниями не только в какой-то одной области, например, медицине, но разбирается и в других областях: психологии, социальной работе, цифровой гигиене.
Сфера творческой деятельности
- Синтез искусства, науки и технологий.
- Усиление творческой составляющей «обычных» профессий.
- Сопровождение специалистами творческого процесса.
В современных условиях четко просматривается тенденция на совмещение в одной работе умений и знаний из разных областей: создание картин при помощи светомузыки, написание музыкальных произведений посредством компьютерных программ и др. Все это говорит о том, что для успешного профессионального роста в дальнейшем современным детям необходимо осваивать навыки будущего.
Ключевые типы грамотности и базовые навыки XXI века
- Управление концентрацией и вниманием. Эмпатия и эмоциональный интеллект.
- Сотрудничество (как критический навык, который должен быть встроен в разные аспекты работы и обучения).
- Мышление: критическое, проблемно-ориентированное, системное, кооперативно-творческое.
- Творческие способности.
- Работа в междисциплинарных средах плюс знание возникающего «всеобщего языка понятий» (в том числе системной инженерии и экономики).
- Понимание глобальных проблем.
- Навыки управления своим здоровьем.
- Понимание принципов работы общества. Умение заботиться об окружающей среде.
- Финансовая грамотность.
- Навыки в сфере ИКТ и медиа, включая программирование и информационную гигиену.
- Гибкость и адаптивность.
- Способность учиться, разучиваться и переучиваться в течение жизни.
- Ответственность в работе (в том числе этика взаимодействия с другими членами коллектива).
Помня об инновациях, важно отдавать дань традициям и не забывать, что правильный выбор профессии должен быть разумным сочетанием анализа внешнего мира, рынка профессий и самого себя, своих желаний, потребностей и возможностей.