background picturebackground picture

Выбор профессии в XXI веке

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Подростки

870

Навыки и умения ребенка и родителей, способствующие профессиональному самоопределению

Как найти свой путь? Почему родительский опыт не поможет ребенку в выборе профессии? Как помочь сыну или дочери разобраться в профориентации? На вопросы отвечают доцент кафедры среднего общего образования и социального проектирования ПсковГУ Елена Петраш и старший преподаватель кафедры образовательных технологий ПсковГУ Инна Прадун.

Выбор профессии — одна из ответственных жизненных задач. Практически в каждой семье, где есть школьник, возникают вопросы: «Куда? Когда? На кого ему пойти учиться?» Важность и сложность этого выбора недооценивается не только обучающимися, но и взрослыми. Каковы же инструменты помощи школьникам в профессиональном самоопределении?

Законное право

Каждый так или иначе сталкивается в жизни с самоопределением. Это процесс формирования у личности отношения к себе как к субъекту будущей жизнедеятельности. Ключевые слова здесь «субъект», «жизнедеятельность». Собственно, про самоопределение говорится в Конституции Российской Федерации, в частности в главе второй, статье 64, где четко прописано, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право на самоопределение — выбор принципиальной жизненной позиции, целей, места и средств самоосуществления своей личности в окружающей среде и мире.

От самоопределения переходим к профессиональному самоопределению.

Под профессиональным самоопределением подразумевается процесс поиска индивидом того вида деятельности, которому он будет обучаться и которым будет заниматься в последующем, чем и зарабатывать себе на проживание.

Этот процесс довольно сложный, поэтому необходимо выбор осуществлять правильно. Формула выбора профессии выглядит следующим образом.

Критерии выбора

  • Индивидуальные возможности человека, его способности и наклонности.
  • Ценности и желания. Человек выбирает именно ту профессию, которая способна удовлетворить пожелания, не противоречит его ценностям и душевному благополучию.
  • Давление окружающих.
  • Рынок профессий и материальное благополучие.

Поскольку профессиональное самоопределение — это достаточно сложный процесс, а не одномоментный акт, то состоит он из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.

Этапы профессионального самоопределения

  1. Детская игра. Процесс выбора профессии начинается с самого детства, когда ребенок играет в учителя, врача, космонавта и т. д.
  2. Профессиональная фантазия. Она развивается, когда человек уже представляет себя в конкретном образе: «Я буду учителем таким-то и таким-то».
  3. Предварительный выбор. Его помогают сделать ребенку различные мероприятия по профориентации, которые активно проводятся во всех образовательных учреждениях.
  4. Принятие решения. На данном этапе необходимо выбрать следующую ступень образования, которая поможет стать ближе к выбранной профессии.

Российская академия образования разработала модель профессионального самоопределения.

Как выбрать следующую ступень образования?

  1. Актуализировать тему выбора.
  2. Посетить профессиональные пробы (мастер-классы, дни открытых дверей и т. п.).
  3. Собрать информацию об интересующем направлении.
  4. Исследовать себя, свои интересы, наклонности, потребности.
  5. Учесть особенности возраста.
  6. Изучить востребованность профессий. Проверить, что интересующая профессия нужна и актуальна.
  7. Осмыслить каждый этап выбора профессии. Не забывать про рефлексию.
  8. Погрузиться в профессиональное направление (изучить программы дополнительного образования).
  9. Ознакомиться с перечнем колледжей и вузов по интересующему направлению.
  10. Выделить критерии выбора следующей ступени образования.

Совместная работа

Как родителям не остаться в стороне, как должен работать союз детей и родителей в плане выбора ребенком будущей профессии? Взрослым важно ребенку помочь, а не мешать, помнить о трех «не»: не заставлять, не давить, не оценивать.

Лучше занять позицию информатора и навигатора в вопросах поиска возможных профориентационных ресурсов. Следует мотивировать ребенка к осуществлению профессионального выбора и обсуждать с ним любые возможности.

А еще родителю следует проверить себя на рефлексивные вопросы:

  • Не навязываю ли я профессию?
  • Точно ли я прав в оценивании деятельности моего ребенка, я же не видел его в профессиональной деятельности?
  • Не перекладываю ли я свои переживания и страхи за будущее на ребенка?
  • Не отстраняюсь ли я?

Не перекладывайте на себя ответственность за профессиональный выбор ребенка и не вините себя, если что-то пошло не так.

Главная задача родителей — создать условия для профессионального самоопределения ребенка.

Лайфхаки для родителей

Советы доктора педагогических наук, ведущего научного сотрудника ФИРО РАНХиГС Игоря Сергеева помогут взрослым помочь ребенку решить трудную задачу выбора профессии.

Наш собственный опыт уже не годится!

Нашим детям придется строить свой путь уже в совершенно ином мире, чем приходилось нам. Поэтому наш собственный опыт удач или провалов для ребенка не подходит.

Дайте детям возможность для проб и ошибок

Чтобы научиться выбирать, надо совершить череду проб и ошибок. Задача родителя — не заслонить ребенка от ошибок в процессе выбора профессии, а оказаться рядом, когда они произойдут, и ему понадобится обсудить с кем-то, что произошло и почему.

Мы выбираем не только профессию, но и образ жизни

Найдите примеры известных вам людей, образ жизни которых определяется разными социально-трудовыми ролями, которые они исполняют. Прикиньте вместе с ребенком, с какой роли лучше всего начать свой жизненный путь.

Не перекладывайте выбор на чужие плечи, а готовьтесь к нему заранее

Пусть в жизни вашего ребенка — уже с первых школьных лет — будет как можно больше ситуаций, которые станут для него тренингом выбора. Периодически обсуждайте с ним решения, которые он принимает. Если ребенок научится обосновывать свои решения, считайте, что подготовка к профессиональному выбору началась.

Ищите практики!

Как можно раньше начинайте знакомить детей с разными профессиями и с теми, кто ими занимается. Записывайте детей в кружки, секции и т. д. Ищите возможности для посещения профессиональных проб и других профориентационных практик.

На любой работе понадобятся все типы способностей и навыков

Время, когда мы делили профессии на пять сфер («человек — человек», «человек — техника» и т. д.), безвозвратно ушло. Независимо от выбранной специальности, любому работнику придется работать в нескольких сферах.

Карьера строится на увлеченности!

Увлеченные своим делом люди делают, казалось бы, невозможное, получая при этом огромное удовольствие и достигая необыкновенных успехов.

Поделиться в соцсетях