background picturebackground picture

Игрушка и антиигрушка: как не ошибиться с выбором

Родители

Младенцы

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Подростки

Цифровая среда

119

Рекомендации родителям от специалиста

У каждых родителей есть свой особый подход к выбору игрушек для ребенка. Кто-то делает это спонтанно: по дороге с работы заходит в магазин и выбирает то, что понравилось. А для кого-то это долгий и кропотливый процесс. Однако все мамы и папы сходятся в одном: игрушка должна быть качественной, интересной и развивающей. О том, как не ошибиться с выбором и на какие критерии ориентироваться, рассказала кандидат педагогических наук, психолог-консультант высшей квалификационной категории Наталья Кий.

Популярные игрушки и антиигрушки

Для начала давайте разберемся, какие игрушки сегодня очень популярны у дошкольников и младших школьников. И сразу определим, какие функции они выполняют и стоит ли их покупать.

И мальчики, и девочки очень любят динозавров. Если это дорогая интерактивная игрушка (умеет ходить, рычать и т. д.) и ребенок не использует ее вне других игр, а просто наблюдает, нажимает на кнопки, то такого динозавра можно назвать бесполезным. Обычно дети играют в них два-три дня и бросают. Лучше всего, чтобы такие игрушки ребенок использовал в сюжетно-ролевых играх, и для этого совершенно необязательны интерактивные функции.

Киборги, Хагги-Вагги и любые игрушки со страшной мимикой, изображениями, агрессивной позой и т. п. не рекомендуются специалистами, так как могут вызвать страх у ребенка.

Тактильные игрушки — антистрессы (мялка, сквиш, поп-ит, лизун) помогают развивать моторику, тактильные ощущения. Однако следите за тем, чтобы они всегда были чистыми.

Конструкторы (пластмассовые, деревянные, магнитные) полезны для детей, развивают моторику, воображение, усидчивость. Предпочтение стоит отдавать деревянным и пластмассовым конструкторам, которые обучали бы ребенка ручному труду. Важно также покупать их по возрасту, чтобы ребенок не проглотил мелкие детали. Особое внимание обратите на магнитный конструктор, его не рекомендуют приобретать детям младше 6–7 лет.

Треки с машинками, очень популярные у мальчиков, тоже принесут пользу, поскольку в них можно играть в социальные игры. Так же как и кукольные домики, и наборы фигурок животных, динозавров, супергероев (положительных), солдатиков и т. д.

Отличной игрушкой станут различные физические или химические эксперименты. Но важно правильно подбирать их по возрасту, чтобы ребенок не мог травмироваться.

Музыкальные имитаторы с реальными звуками могут быть очень полезными. Но только в том случае, если они не передают искаженные звуки.

Различных заводных животных на поводках специалисты оценивают по-разному. В целом ничего плохого в этих игрушках нет, однако не стоит ожидать, что ребенок научится ухаживать за настоящим животным, поскольку при игре он не будет чувствовать ответственности за живое существо.

Московский городской центр психолого-педагогической экспертизы игры и игрушки МГППУ рекомендует приобретать:

  • для младенцев до 1 года — погремушки, подвески, звучащие шарики и большие неваляшки;
  • для малышей 1–3 лет — пирамидки, кубики, куклы и транспортные игрушки;
  • для детей 3–7 лет — конструкторы, строительные наборы, групповые игры и образные игрушки животных, пазлы;
  • для детей 7–10 лет — конструкторы (например, «Город на ковре»), наборы для сюжетных игр, партнерские игры (например, «Морской бой»).

Приобретать игрушки лучше в специализированных магазинах, у продавцов, которые могут предоставить все необходимые сертификаты. Отлично, если на коробке будут значок Центра игры и игрушки и надпись «Рекомендована психологами».

Несколько полезных рекомендаций для родителей

Используйте имеющиеся игрушки для развития ребенка

Даже те игрушки, которые, по мнению специалистов, не имеют развивающих свойств, при грамотном подходе могут стать полезными для ребенка. Так, интерактивные игрушки — копии реальных животных — лучше использовать как элемент игры, а не как самостоятельную игрушку. Например, она может стать частью ролевой игры или спектакля.

Не покупайте много игрушек

Изобилие игрушек дезориентирует и иногда даже невротизирует ребенка, перенасыщает пространство сенсорными раздражителями, снижает потенциал полезных игрушек, формирует небрежность в отношении к вещам и людям, отсутствие привязанности.

Если игрушек у ребенка слишком много, прячьте часть из них и периодически меняйте игрушки на спрятанные.

Очень важно, чтобы у ребенка были одна-две любимые игрушки.

Приведем пример мини-набора игрушек, которые должны быть у ребенка. Это книги, кукла, игрушка-животное, конструктор, набор для ролевой игры, набор для групповой игры, краски и наборы для творчества, эксперименты, военная, спортивная игрушка и игрушка для улицы.

Приобретайте игрушки в соответствии с возрастом ребенка
  • Ребенку в возрасте до 6 месяцев игрушки должны помогать получить информацию о мире, максимально задействовать все органы чувств.
  • От полугода до года полезны игрушки для подражания звукам, движениям.
  • В 1–2 года дарите игрушки для действий с предметами, гендерные игрушки.
  • В 3–5 лет полезными будут игрушки для становления личности ребенка.
  • В 5–7 лет — игрушки для подвижных коллективных игр.
  • В 7–10 лет — познавательные игрушки.
  • Подросткам можно подарить взрослые безобидные игрушки и вещи.
Покупайте игрушки по гендерному признаку

Для мальчиков — это кукла без идентификации пола, куклы-мальчики, деловые куклы мужских профессий, луки, мечи, доспехи, наборы солдатиков и военной техники, аксессуары для ролевых игр в полицию, ковбоев, моряков и т. д.

Для девочек — это куклы-малыши с одеждой и аксессуарами, куклы-девочки с комплектом одежды и аксессуарами, кухонное оборудование, наборы для сюжетно-ролевых игр в доктора, парикмахерскую и школу. Очень важно, чтобы родители играли в подобные игры вместе с детьми.

Помните, что игрушка — это первая собственность малыша

Не стоит отдавать без согласия ребенка его старые игрушки, наводить порядок в игровом уголке без его участия или согласия, выбрасывать сломанные игрушки на глазах у ребенка.

Обязательно позволяйте ребенку делиться своими игрушками с другими. Даже несмотря на то, что игрушка дорогая, и вам ее может быть жалко. Это собственность ребенка, и вы ее подарили.

Точно так же малыш имеет право не давать свои игрушки другим, ни в коем случае не нужно его заставлять делиться.

Ребенок может и обменять свою игрушку на другую, однако важно, чтобы обмен был равноценным.

Играйте вместе с ребенком

Вместе распаковывайте новую игрушку из магазина и поиграйте, покажите ее возможности. Приучайте ребенка играть с другими детьми, пусть он принимает участие в коллективных играх. Обязательно придумайте семейную игру, которая в дальнейшем может стать традицией. Очень часто такими играми становятся популярные настольные игры.

Важно, чтобы родитель не инициировал игры всегда, постоянно: вы можете предложить поиграть, но главным «двигателем» должен быть именно ребенок.

Игрушки могут помочь заболевшему ребенку выздороветь

Для начала обеспечьте больному ребенку комфортную среду: уберите из комнаты яркие, шумные игрушки и оставьте три-четыре небольшие игрушки спокойных тонов. Смастерите низкий столик с бортиками для игрушек и приемов пищи. Обязательно положите в кровать ребенку его любимую мягкую игрушку.

Поиграйте с малышом в игры, поднимающие настроение, помогающие переносить возможные болезненные процедуры (уколы и пр.). Например, игра, при которой игрушка собирает слезки и выбрасывает в окно, говорит ласковые слова, терпит боль вместе с малышом.

Сформируйте у ребенка разумное отношение к компьютерным играм

Конечно, одни из самых популярных игрушек у всех детей сегодня — это гаджеты и компьютеры. Полностью оградить ребенка от них невозможно, да и не нужно. Поэтому важно сформировать правильное отношение к ним. Специалисты рекомендуют начать знакомить ребенка с компьютером с 5–6 лет. И первое, чему мы должны научить, — это безопасность. Важно поставить на гаджет и компьютер необходимый антивирус, родительский контроль и обучить ребенка цифровой гигиене и поведению в Сети.

Покажите все возможности компьютера, расскажите, что можно не только играть, но и позвонить, написать сообщение, смонтировать видео, нарисовать открытку и т. д.

Выбирайте красочные развивающие игры с хорошей анимацией. Это может быть квест, головоломка, «песочница», гонки.

Не скачивайте никаких страшных игр (шутеров, РПГ, хорроров). Также ориентируйтесь на то, какие знания ребенок приобретет в процессе: игра должна учить чему-то доброму, иметь как положительных, так и отрицательных персонажей и т. д.

Самое главное, что должны сделать родители, кроме формирования безопасного пользования компьютером, — это научить ребенка относиться к гаджету как к полезной вещи, а не как к другу. У ребенка не должно быть эмоциональной привязанности к компьютеру.

Выбирая игрушку для ребенка, ориентируйтесь прежде всего на качество и полезные функции. Конечно, не все игрушки должны обязательно развивать и учить чему-то, многие из них просто развлекают, и это тоже важно. Однако ни в коем случае не приобретайте игры и игрушки, которые могут напугать, научить чему-то плохому, даже если они сейчас очень популярные и модные. Всегда можно найти подходящую альтернативу.

Также о том, как выбрать правильные игрушки для ребенка, читайте в наших статьях.

Лучше меньше, да лучше!

Что тебе подарить?

Развитие в игрушках

Неваляшка, матрешка и Ляля — необходимые игрушки для малыша

Безопасная игрушка для детей с интеллектуальными нарушениями

Материал подготовлен при содействии Центра родительской компетентности ВГПУ.

Поделиться в соцсетях