Как часто покупать ребенку новые игрушки?
Ведущая деятельность ребенка с самого раннего возраста — игра. Игрушки малышу нужны не только для развлечения, но и для развития. Может показаться, что чем их больше, тем лучше. Почему это не так, объясняет учитель-дефектолог Анна Шалкина.
Мнение экспертов
Специалисты уверены: слишком большое количество игрушек дома приносит ребенку мало пользы. Почему?
- Изобилие предметов вокруг малыша перегружает его нервную систему. В такой обстановке он не может сосредоточиться и начинает нервничать.
- Взаимодействие с игрушкой будет полезным, когда ребенок сможет сконцентрироваться на своей деятельности. Но если в поле зрения малыша находится более 5 предметов, его внимание, наоборот, рассеивается.
- Большое количество красок и форм мешает развитию творческих способностей, изобретательности, креативности.
- Среди множества игрушек ребенок из субъекта игры превращается в ее объект. Такая игра ни к чему не ведет.
- Если игрушек много, ребенок перестает их ценить. Он уверен, что, когда одна сломается или потеряется, на смену ей придет новая. Таким образом формируется отношение к миру. Подобное потребительское восприятие может распространиться в дальнейшем и на выстраивание отношений с другими людьми.
- С большим количеством игрушек ребенку становится неинтересно играть, но заняться чем-то другим он не может. В такой обстановке ему трудно отвлечься и найти увлекательное занятие для себя.
- Если игрушка вызывает какую-либо сложность, ребенок откажется от нее в пользу другой, более простой, которая лежит рядом с ним. Когда игрушек мало, ребенок будет стараться разобраться с игрушкой сам. Это будет учить его упорству, терпению и навыку доводить дело до конца самостоятельно.
- При частой покупке игрушек происходит подмена понятий «забота» и «любовь». Часто дети просто не понимают, как выразить недостаток внимания, потребность в любви и общении с родителями, поэтому начинают требовать игрушки, как бы проверяя родительскую любовь. И взрослые покупают все больше и больше игрушек, чтобы доказать свои чувства.
Парадокс современной жизни
В наши дни на рынке товаров для детей можно обнаружить огромное количество интерактивных игрушек. Они разговаривают, поют, танцуют, ходят и т. д. При игре с ними ребенку остается только совершать стереотипные действия: включить, выключить, передвинуть рычаг и наблюдать. Такие манипуляции с игрушкой носят формальный характер.
При этом исчезает игра, не формируется творческий подход к решению игровых задач, не развиваются любознательность и желание экспериментировать. Воображение ребенка не работает. Игрушку, которая все умеет сама, невозможно «оживить» и наделить новыми свойствами.
Как ни странно, но чем проще игрушка, тем полезней и интересней она для ребенка, тем больше вариантов игр с ней можно придумать.
Как выбирать игрушки
1. Отдайте предпочтение однозначности. Чем проще формат игрушки, тем больше игр с ней можно придумать. Например, разноцветные стаканчики-вкладыши. Первый вариант игры — «прятки»: большим стаканчиком накрывать маленький, большой стаканчик накрывать еще бо́льшим по размеру и т. д. Сначала ребенок будет только разбирать конструкцию, снимая верхние элементы пирамидки, а взрослый — снова и снова ее собирать. Потом можно предложить ребенку самому собрать конструкцию. Следующий этап — самостоятельная игра.
Предложите ребенку собрать все детали вместе, в одну коробочку, предварительно показав еще раз, как это делается.
С этой игрушкой есть еще один вариант взаимодействия: по стаканчикам можно раскладывать предметы с разными задачами и целями (сортировать по цвету, форме, количеству и т. д.). Вкладыши можно не только собирать друг в друга, но и строить из них башню.
Если вы собираетесь купить очередную понравившуюся игрушку, задумайтесь, как долго она послужит вашему малышу, сколько игр вы можете предложить с ней, чтобы она не наскучила ребенку на следующий день после покупки.
2. Не стоит приобретать игрушки «на вырост». Они должны соответствовать возрасту, особенностям развития, предпочтениям ребенка.
3. Выбирайте игрушки с одной дидактической задачей. У детей раннего возраста внимание непроизвольное, они легко отвлекаются на второстепенные детали, и тогда целенаправленной деятельности не происходит. Часто встречаются игрушки, в которых заложено сразу несколько дидактических задач и сенсорных стимулов. Такая игрушка одновременно катится, издает различные звуки, мигает и т. д. Ребенок не сконцентрируется на выполнении какой-то одной задачи.
4. Игрушки должны быть разнообразными. Хорошо, если в «коллекции» у ребенка будут игрушки: сюжетно-образные (куклы, наборы профессий, фигурки животных и т. д.), дидактические (головоломки, конструкторы, сортеры, вкладыши), спортивные (мячи, обручи, скакалки), музыкальные и т. д.
Если выбирать сюжетные игрушки (кукол, фигурки животных), то важно, чтобы они условно повторяли реальные прототипы. Игрушка должна имитировать настоящий объект, повторяя его форму, пропорции, окраску и основные качества.
5. Очень хорошо, если игрушка имеет автодидактические свойства, то есть такие признаки, благодаря которым ребенок учится сам. Например, пирамидка с конусом вместо стержня: если ребенок не будет учитывать размер колец, то он не сможет собрать пирамидку. Таким образом, игрушка сама, своей формой, подсказывает, как в нее играть.
6. После покупки очередной игрушки понаблюдайте, как ребенок с ней взаимодействует. Часто бывает, что родителям новая игрушка кажется отвечающей всем требованиям, а ребенок к ней равнодушен. Почему так происходит? Скорее всего, ребенок просто не знает, как с ней играть.
Поэтому мало просто купить игрушку и предложить ее ребенку. Нужно потратить время, рассмотреть новую покупку, показать способы действия. Важно помнить, что любые игры работают, когда рядом есть заинтересованный в развитии взрослый, который покажет способы игры и поможет в нужный момент.