background picturebackground picture

„Приберись у себя, наконец!“

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Подростки

10

Как научить ребенка поддерживать порядок в своей комнате

Порядок в детской комнате камень преткновения во многих семьях и одна из распространенных причин для конфликтов. Почему важно, чтобы ребенок поддерживал порядок? Почему дети не любят этого делать? Елена Чеботарева, профессор кафедры детской и семейной психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология» МГППУ, отвечает на эти вопросы и дает несколько основных рекомендаций, которые помогут легче справиться с задачей приучения ребенка к регулярному наведению порядка в своей комнате.

Почему важно, чтобы ребенок поддерживал порядок?

Внешнее окружение связано с внутренним состоянием. Хаос снаружи провоцирует смятение внутри и отражает его. Упорядоченное пространство вокруг ребенка способствует его психологическому комфорту и гармоничному развитию. Оно создает ощущение контроля и безопасности, снижает тревожность и раздражительность, что особенно важно для детей, так как им еще трудно регулировать свое внутреннее состояние. Облегчая восприятие окружающей среды, порядок повышает способность детей к концентрации внимания, продуктивному мышлению, к планированию действий, самоконтролю.

Беспорядок вокруг повышает утомляемость и снижает работоспособность.

Кроме того, приучение ребенка к регулярному наведению порядка в своей комнате формирует у него ответственность, организованность, самостоятельность, добросовестность, саморегуляцию, дисциплину, учит таким образом заботиться о других членах семьи и проявлять к ним уважение.

Однако важно также иметь в виду, что взрослые люди, предпочитающие «творческий беспорядок» в организации их рабочего пространства, отличаются более высоким уровнем креативности, гибкости, открытостью новому опыту. То есть более творческие личности чувствуют себя комфортнее в менее организованных пространствах. Поэтому в стремлении приучить ребенка к порядку важно знать меру, учитывать индивидуальные особенности ребенка, прислушиваться к его восприятиям и переживаниям.

Почему дети не любят наводить порядок?

Дети часто не любят самостоятельно убирать свою комнату, а иногда даже активно сопротивляются попыткам родителей навести порядок на их территории. У такого неприятия порядка есть свои психологические причины.

Недостаток мотивации и непонимание смысла порядка

Дети могут не видеть для себя ясной причины или выгоды в наведении порядка. Уборка кажется им скучной, трудной и/или бессмысленной, особенно если взрослые не объясняют важность этого действия или для объяснения приводят аргументы, не актуальные для детей («Что гости о тебе подумают?», «Мне страшно/стыдно на это смотреть!»).

Дети по-своему понимают порядок

Младшие дети часто имеют свои собственные представления о «правильном расположении предметов»: они могут быть убеждены, что игрушки должны оставаться там, где их застал перерыв в игре, сохраняя мизансцену игрового сюжета. Нередко детям не нравится разбирать удачную конструкцию из лего или интересную сценку из кукольной жизни, «разрушать» недавно созданные семьи мягких игрушек. Дети постарше могут ориентироваться на телесный комфорт больше, чем на то, как комната выглядит, хотят, чтобы все нужное было под рукой.

Важно, чтобы взрослые, внедряя свое представление о порядке, учитывали и видение детей, искали компромиссы.

Ограниченные способности к систематизации и саморегуляции

В силу возраста или несформированности определенных навыков дети могут быть просто не в состоянии выполнить самостоятельно те требования, которые предъявляют к ним родители. Важно постепенно и систематически обучать их нужным навыкам.

Эмоциональные причины

Младшие дети иногда могут испытывать тревогу или стресс при необходимости убираться, если эта задача кажется им слишком сложной. Особенно если уже накопился негативный опыт конфликтов из-за уборки и жесткой критики родителей. Они не понимают, как самостоятельно решить эту задачу, и иногда находят решения, вызывающие еще большее раздражение родителей.

Для подростков задача навести порядок в комнате может иногда идти вразрез с их эмоциональным состоянием, им важно иметь возможность выражать свои чувства не только через свой внешний вид, но и через организацию пространства вокруг себя. В таких случаях жесткие требования поддерживать порядок в том виде, как этого хотят родители, могут восприниматься ими как непонимание и обесценивание.

Творческие дети могут воспринимать требования порядка как ограничение их свободы, неуважение к их личности.

Протест

Бывает и так, что ребенок не слушается родителя в знак протеста, из-за обид на него. Когда в семье накапливаются неразрешенные противоречия и обиды, ребенку меньше всего хочется менять собственную «крепость» и обустраивать ее по требованию родителя. В таких случаях особенно важно уважать личное пространство ребенка и учиться с ним договариваться.

Как помочь ребенку научиться поддерживать порядок?

Одним из наиболее эффективных методов формирования у ребенка любых навыков является совместная деятельность. Когда ребенок не может с чем-то справляться сам, он учится делать это вместе с родителем, когда родитель показывает, что и как делать, организует внимание ребенка, поддерживает его мотивацию, помогает ему оценивать результат. По мере освоения навыка взрослый уменьшает свое участие, позволяя ребенку становиться все более самостоятельным. Такой подход не только облегчает выполнение задач, но и способствует укреплению доверия между родителем и ребенком, развитию мотивации ребенка и его уверенности в себе.

Вот несколько основных рекомендаций, которые помогут легче справиться с этой задачей.

  • Начинайте с простых задач, постепенно усложняя их.
  • Сначала давайте четкие пошаговые инструкции, определяйте последовательность действий.
  • С маленькими детьми используйте игровые методы.
  • Хорошо продумайте вместе с ребенком систему хранения. Используйте для этого яркие, красивые ящики, лотки и прочее. Пометьте, где что хранится.
  • Составьте вместе с ребенком четкий алгоритм наведения порядка. Можно даже записать план на плакате или доске.
  • Не требуйте немедленного наведения порядка тогда, когда именно вы это решили, но определяйте четкие временные рамки (до прогулки, до ужина). С маленькими детьми можно устраивать соревнования на скорость.
  • Постепенно приучайте ребенка возвращать вещи на место сразу после их использования.
  • Поддерживайте инициативу ребенка, поощряйте его предлагать свои идеи по организации пространства.
  • Учитывайте возрастные и индивидуальные особенности ребенка, прислушивайтесь к его потребностям, возражениям, ищите компромиссы.
  • Чаще хвалите за инициативу и успехи в поддержании порядка, разработайте систему поощрений.
  • Старайтесь формировать у ребенка положительное отношение к порядку. Обращайте внимание ребенка на то, что удается, радуйтесь вместе с ним.

Мира и взаимопонимания в ваших семьях!

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях