Играем в куклы с младенцем (часть первая)
Принято считать, что в куклы должны играть исключительно девочки. Мальчика же нужно воспитывать мужественным, без всяких кукол, колясок и тому подобной «ерунды». Но специалисты придерживаются другого мнения. О том, почему каждому ребенку раннего возраста — независимо от пола — необходимо играть и «наиграться» в куклы, какой должна быть первая кукла и как правильно с ней знакомить, рассказывают в своей книге заведующая лабораторией содержания и методов ранней помощи детям с проблемами в развитии ФГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО» кандидат педагогических наук Юлия Разенкова и специальный коррекционный психолог Светлана Груничева.
«Кукла для всех детей раннего возраста — не просто игрушка и не только неотъемлемый атрибут каждой девочки, символизирующий игру в „дочки-матери“. Кукла — это образ самого ребенка, его проекция, двойник. Поэтому обязательно нужно дать возможность каждому малышу, будь он мальчик или девочка, познакомиться с куклой, играть и наиграться с ней», — полагают авторы книги «Я играю в куклы» (Карапуз, 2012). Свою точку зрения они подкрепляют научными фактами и советуют родителям не пренебрегать всем известными игрушками, в которые играли дети в прошлом: матрешкой, неваляшкой и куклой. В первой из нашей серии статей о важности игры в куклы мы расскажем о неваляшке.
Первая важнейшая игрушка: милашка-неваляшка
Ребенка раннего возраста привлекают совсем простые игрушки: погремушка, мобиль, пирамидка, неваляшка. Неваляшка для малыша до года — предтеча настоящей куклы. В ней удачно объединились дидактические достоинства (эффект «ваньки-встаньки») и потенциальные возможности для формирования слухового и зрительного восприятия совсем маленького человека.
Именно в первое полугодие жизни наиболее быстро и интенсивно формируются глазное яблоко, пути, идущие от него к мозгу, и те участки мозга, которые отвечают за прием и переработку визуальной информации.
В результате каждодневного зрительного опыта улучшаются функции (светоощущение, цветоощущение, острота, контрастная чувствительность, поле), которые и лежат в основе всего зрительного восприятия. Ученые рассматривают этот возрастной период как критический для процесса формирования физиологии зрительной системы. А важность зрения и слуха для дальнейшего развития ребенка переоценить трудно.
Рассмотрим же неваляшку с позиции оптимального объекта для внешней стимуляции глаз. Что конкретно привлекает внимание малыша и максимально обогащает его сенсорный опыт?
- Размер (20–45 см, минимальная деталь 4–5 см): удобен для презентации и примерно соответствует размеру материнского лица. Необходимо знать, что младенец различает только объекты, находящиеся в непосредственной близости от него (20–25 см). Изображения всех предметов, находящихся на другом расстоянии (удаленном или, наоборот, более близком) ребенок еще не способен ясно увидеть, поскольку они проецируются на сетчатку нерезкими, как бывает у сильно близорукого взрослого человека. Кроме того, даже минимальный размер деталей (ручки неваляшки) не дает возможности попробовать их «на зуб».
- Форма: важна не сама форма, а то, что она волнообразная (несколько шаров). Ученые ограничены в выборе методов изучения восприятия новорожденных и младенцев, в том числе и восприятия формы. Поэтому в исследованиях используется в основном метод предпочтений. Ребенку предъявляют предмет или игрушку, и чем длительнее фиксация взгляда на этой игрушке, тем она интереснее младенцу. В первые месяцы живой отклик наблюдается на три визуальных момента: угол, волну и решетку. Психофизиологи считают, что форму как таковую ребенок начинает различать только к 4–5 месяцам.
- Расцветка: яркие, чистые цвета ее «одежки» немногочисленны — классическое двуцветие: красно-белая или сине-белая. Контрастность резкая. Сочетание любого цвета с белым идеально для создания подчеркнутой границы между светлым и темным. Уже с трехмесячного возраста цветовое восприятие младенцев практически не отличается от восприятия взрослых.
- Утрированное крупное приветливое лицо с большими глазами — совершенно особый эмоциональный стимул, который удлиняет зрительное сосредоточение младенца на игрушке. Мы еще обсудим этот феномен подробнее.
- Приятное, мелодичное звучание неваляшки развивает слух малыша и опять же удлиняет время сосредоточения на объекте. И дотянуться до нее рукой — позвенеть — хочется, и ногой попинать.
Подведем итоги: неваляшка максимально соответствует сенсорным потребностям первых 6 месяцев.
Развивающие игры с неваляшкой
Для детей от 3 до 6 месяцев
Игры с показом куклы и ее называнием (Ляля) можно организовывать уже с 3 месяцев жизни малыша. Вначале кроха учится ненадолго останавливать взгляд на кукле, потом прослеживать за ней вправо-влево, вверх-вниз. Для игры такого рода с трехмесячным малышом используйте неваляшку. Именно эта яркая, звучащая, довольно крупная игрушка с открытым, утрированным лицом скорее привлечет к себе внимание ребенка.
Знакомство
Для игры вам понадобится яркая неваляшка средних размеров. Сядьте на пол так, чтобы ваша спина имела хорошую опору, а ноги были согнуты. Поместите ребенка спинкой у себя на коленях, чтобы ваши лица были обращены друг к другу. Между собой и малышом поставьте игрушку. Привлеките внимание ребенка к ней: покачивайте, потряхивайте ее так, чтобы неваляшка начала издавать характерный для нее звук. Погладьте ручки крохи и положите их на неваляшку, дайте малышу возможность познакомиться с новой игрушкой, потрогать и ощупать ее. В этот момент с ласковой интонацией произнесите: «Это Ляля. Красивая Ляля. Ляля поет, танцует».
Далее начинайте медленно перемещать игрушку из стороны в сторону, вверх, вниз, по кругу. Каждый раз, когда малыш сосредоточится и сумеет проследить за тем или иным движением, передвигайте игрушку по-другому, изменяя направление движений.
Ляля танцует
Положите малыша на животик на диван. Лягте напротив или рядом с ребенком. Поставьте перед ним неваляшку и легонько подталкивайте, покачивайте ее, вызывая мелодичный, приятный звук. Отстраните свою руку, предоставив малышу возможность понаблюдать за куклой, попытаться поймать ее ручкой. Подтолкните игрушку к детке так, чтобы он мог потрогать, ощупать ее рукой, толкнуть. В тот момент, когда неваляшка будет покачиваться, произносите ласковым голосом: «Ах, как куколка Ляля поет! Ах, как Ляля танцует! Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!»
Посмотри, кто там!
Положите ребенка на животик на пеленальный столик или диван так, чтобы его головка была за краем столика или дивана. При необходимости другой взрослый страхует кроху таким образом, чтобы малыш не заваливался набок или не упал.
Возьмите в руки неваляшку и аккуратно поднимайте ее снизу вверх перед лицом крохи, плавно покачивая ее, издавая тем самым мелодичный звук. При появлении неваляшки в поле зрения малыша произносите: «Ку-ку, вот куколка Ляля. Ля-ля-ля!» Затем опустите неваляшку вниз, чтобы ребенок ее не видел, и с растерянностью в голосе произнесите: «А где же Ляля?» Опять плавно поднимайте куклу вверх, чтобы она вновь оказалась перед лицом крохи, и произнесите радостно: «Вот она, Ляля! Вот наша Ляля!» Перемещайте неваляшку вправо, влево, покачивайте, вызывая звук, добиваясь поворота головы малыша в сторону яркой звучащей игрушки.
Дотронься ножкой
Во время активного бодрствования малыша, лежащего на спине в кровати, на диване или в коляске, поставьте неваляшку в ноги ребенку. Задевая куклу ножками, он будет извлекать тем самым характерный мелодичный звук.
В этот момент вы произносите: «Ой, кто это?» После того как ребенок несколько раз «наткнется» ножками на куклу, поднимите неваляшку над его грудью и, покачивая ее, скажите: «Да ведь это наша куколка Ляля! Молодец, ты ее нашел!»
Для детей с 6 до 9 месяцев
В 6–9 месяцев возможности малыша увеличиваются. Развиваются и совершенствуются его двигательные навыки: он уже свободно берет игрушки из разных положений и подолгу занимается ими. Ребенок в этом возрасте — активный исследователь, испытатель всего нового и неизведанного. Поэтому на данном этапе развития важно демонстрировать малышу как можно больше неизученных предметов и игрушек, а также способы взаимодействия и игры с ними.
В 6–9 месяцев важно научить малыша находить стоящую на постоянном месте куклу (неваляшку), которую вы ему неоднократно показывали. После усвоения этого навыка кроха начнет искать куклу, спрятанную на его глазах в коробку, под платок или пеленку.
Этот психологический феномен принято называть началом развития понимания речи.
Где Ляля?
Вам будет нужна кукла, которую вы посадите на полку шкафа или привяжете к перекладине манежа, кроватке малыша. Игрушка всегда должна находиться на одном и том же месте и быть хорошо видна крохе.
Поднесите ребенка к кукле, пусть он ее потрогает, рассмотрит, погладит. Не забывайте разговаривать с малышом, комментируя все, что он делает: «Это кукла Ляля! У Ляли есть глазки, носик, ротик. А вот у Ляли ручки и ножки. Вот какая у нас Ляля!» Спросите кроху: «Где наша Ляля?» — и в ответ вновь поверните малыша к ней, обхватите его ручку и потяните ее к игрушке, сказав: «Вот наша Ляля!»
Посадите или положите ребенка в манеж или кроватку и теперь игрушку поднесите к нему, повторяя все предыдущие действия с ней. В конце игры верните куклу на ее постоянное место. Попросите малыша найти ее, спросив: «Где наша Ляля?»
Куклы веселятся
Возьмите уже знакомую малышу неваляшку и куклу Лялю. Покажите, как куклы играют: пляшут, топают, кружатся и падают. Во время танца кукол можете напевать какую-нибудь песенку или мелодию.
Дайте куклу малышу и поиграйте еще раз вместе. Спросите: «Как Ляля пляшет? Вот так! Ля-ля-ля!» В это время вы можете выполнять действие своей куклой за ребенка. Уроните куклу и огорченно скажите: «Ой, Ляля упала! Вот так! Бах!» Пожалейте куклу на глазах у малыша, покачайте ее, погладьте.
Таким образом вы будете побуждать кроху к подражанию.
Найдем Лялю
Возьмите платок или пеленку. На глазах ребенка спрячьте куклу под платок и спрашивайте: «Где кукла Ляля? Найди куклу!» Потом сдерните платок с куклы и радостно произнесите: «Вот же наша куколка Ляля!» Повторите те же самые действия, но не торопитесь убирать платок. Дождитесь, когда инициатива поиска куклы будет исходить от малыша. Если вы увидите, что ребенок внимательно наблюдает за вашими манипуляциями с куклой и платком, но самостоятельно не пытается искать куклу так, как это делали вы, не расстраивайтесь. Он обязательно научится это делать, видя ваш интерес к этой игре и ваши положительные эмоции.
Повторите игру несколько раз, и малыш через некоторое время обязательно станет подражать вашим действиям.
Где вы, глазки, где ты, носик?
Сядьте вместе с малышом перед зеркалом. Показывайте ребенку в зеркале его отражение, дотрагивайтесь до его носика, щечек, рта, ушек, читая стишок:
Носик, носик!
Где ты, носик?
Ротик, ротик!
Где ты, ротик?
Щечка, щечка!
Где ты, щечка?
После этого посадите куклу перед малышом. Показывайте ему части лица, но теперь уже на кукле, читая тот же стишок.
Где у Ляли ручки, где у Ляли ножки?
Если вы уверены, что ваш малыш знает части своего тела, то есть может показать свои ручки и ножки, попросите показать руки, ноги, но не на себе, а на кукле. Свои вопросы можете задавать, напевая:
Где же, где же, где у Ляли ручки?
Вот они, вот они, вот у Ляли ручки!
Последней фразой вы либо сопровождаете правильные действия малыша, либо сами показываете у куклы руки, можно — ручками ребенка. Далее продолжайте:
Где же, где же, где у Ляли ножки?
Вот они, вот они, вот у Ляли ножки!
Для детей с 9 до 12 месяцев
В 9–12 месяцев у малыша интенсивно развивается понимание речи. Он может находить по просьбе взрослого одну игрушку среди двух-трех знакомых. Одной из самых интересных игр с куклами для детей этого возраста будет выполнение различных сюжетных действий, которые мамы ежедневно совершают со своими детьми, а именно: кормят, баюкают, причесывают, дают попить и т. д.
Кукла в коробке
Вам понадобится коробка со знакомыми малышу игрушками, среди которых и любимая. Положите в коробку новую куклу, которая будет отличаться от старой, уже изученной. Попросите ребенка найти ее в коробке. Когда малыш найдет знакомую куклу, порадуйтесь вместе с ним, похлопайте в ладоши. Но потом с удивлением заметьте: «Ой, да ведь там есть еще одна кукла! Поищи ее! Найди подружку для своей Ляли». Если кроха сам, без вашей помощи или подсказки найдет новую куклу, обязательно похвалите его, обнимите, поцелуйте. Изобразите, как кукла радуется, что теперь у нее появился друг. В том случае, если ребенок не смог найти и показать вам новую куклу среди нескольких знакомых игрушек, не расстраивайтесь. Достаньте куклу из коробки и познакомьтесь с малышом от ее имени.
Топ-топ
Возьмите куклу за ручки и водите ее, приговаривая:
Уходи с дороги, кот,
Наша куколка идет,
Топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ.
Наша куколка идет,
Ни за что не упадет.
Бах! Упала!
При последних словах уроните куклу, пожалейте ее. Затем продолжайте водить куклу:
Наша куколка идет,
Ни за что не упадет.
Топ-топ-топ-топ,
Топ-топ-топ-топ.
Вот какая куколка!
Отдайте куклу малышу, побуждая его выполнять первые сюжетные действия с игрушкой: водить ее, ронять, жалеть.
Когда малыш научится действовать с одной куклой, научите его переносить эти же действия на других кукол, а потом и на другие игрушки, например, на мишку, зайку, собачку и т. д.
Уложили куклу спать
Сядьте вместе с малышом на пол. Вам будут нужны расческа и куклы (или другие сюжетные игрушки, после того как вы освоите данную игру с одной куклой). Укачивайте куклу, напевая песенку:
Уложила куклу спать,
Стала песню напевать,
Баю-баю, баю-бай,
Глазки, кукла, закрывай.
Попросите малыша покачать куклу, помогите ему. Затем достаньте расческу и причешите куклу, приговаривая:
Вот проснулась кукла-крошка,
Причешу ее немножко.
Тихо, тихо, не шали
И тихонечко сиди.
Попросите малыша повторить эти действия.
Самое главное в таких играх — не скупиться на эмоции. Не стесняйтесь того, что вам приходится разговаривать или напевать за куклу тоненьким голоском, плакать и смеяться, причмокивая, пить чай. Помните, что такие игры не только занимательны и интересны для ребенка, но и очень полезны.