background picturebackground picture

Безопасная игрушка для детей с интеллектуальными нарушениями

Раннее детство

Дошкольники

Особые дети

152

Как правильно выбирать игрушки

О том, какие игровые материалы нужны детям раннего возраста, по каким принципам их подбирать, на что обращать внимание при покупке игрушек, можно узнать из сборника рекомендаций, разработанных командой специалистов Института коррекционной педагогики Российской академии образования.

Безопасность прежде всего

Игрушка должна приносить радость и пользу, но никогда — вред. Покупать игрушки следует в специализированных магазинах или на проверенных сайтах. При этом не следует лениться ознакомиться с удостоверением о гигиенической регистрации и сертификатом соответствия. При выборе и покупке детских игрушек нужно проверить наличие особых знаков на упаковке.

Знак ЕАС гарантирует, что игрушка проходила испытания и ее качество подтверждено тестами.

Знак CE говорит о том, что данный товар соответствует всем нормам ЕС.

Изображение детского лица с приписанными рядом цифрами информирует, для детей какого возраста эта игрушка предназначена.

В сертификате гигиенического соответствия продукции обязательно должно быть указано время действия документа (до какого периода) и номер партии продукции. С помощью этих данных можно проверить подлинность документов на сайте Росаккредитации.

При выборе игрушек и игрового материала рекомендуется обращать внимание на знаки экспертиз на упаковках. Их наличие является гарантией высокого качества игрушки. Санитарно-гигиеническую экспертизу проходят почти все официально зарегистрированные на рынке игрушки, а вот психолого-педагогическую — лишь немногие.

С 2004 года при МГППУ существует Московский городской центр игры и игрушки. В нем разработана методика психолого-педагогической экспертизы разных видов игрушек и игровых материалов. В процессе данной экспертизы оценивается развивающий потенциал игрушек, их пригодность для разных видов детской игры, возрастная адресность игрушек, а также этические и эстетические качества. Данная экспертиза проводится на добровольных условиях и бесплатно. Игрушки, получившие высокие оценки, удостаиваются специального знака качества «Детские психологи рекомендуют» и подтверждающего сертификата. Если на упаковке игрушки есть такой знак — это означает, что она рекомендована профессионалами.

Когда все в порядке

Даже при наличии всех документов необходимо обращать внимание на следующие критерии.

  • Прочность материалов и конструкций. Малыш в раннем возрасте часто не может соизмерить силу игровых действий. Непрочные игрушки, сделанные из хрупкого материала, ломаются и могут стать причиной ранения маленького ребенка. Техническое несовершенство может обесценить даже самый интересный замысел игрушки, ее полезность. В игровом материале должны соблюдаться соответствующие технические требования, которые обеспечивают легкость выполнения действия (колечки пирамидки должны без труда надеваться на стержень, мозаика — легко собираться и разбираться и пр.). Несовершенство игрушки может затруднить не только процесс игры, но и повлиять на психологическое самочувствие ребенка в целом.
  • Вес игрушки. Игрушка не должна быть слишком тяжелой. Между весом игрушки и весом ребенка важны пропорции. Для ребенка до 3 лет игрушка тяжелее 100 г может быть травмоопасной.
  • Размер. Очень маленькие игрушки и игрушки с отсоединяющимися деталями, которые можно проглотить (меньше кулачка ребенка), представляют собой серьезную опасность. На мягких игрушках все детали (носы, глаза и др.) должны быть надежно пришиты. Приклеенные или вставленные детали ребенок может просто оторвать и проглотить. В целом больше приветствуются более крупные игрушки: машины, посуда большого размера и т. д.
  • Отсутствие веревочек. Веревочки, шнурки или резинки на игрушках не должны быть длиннее 15 см: это также может быть опасно для ребенка. Ребенок может намотать веревку на свою ручку, на шею, причинив себе вред.
  • Покрытие. Токсичные краски под запретом! Игрушка не должна линять и оставлять следов красителя на руках. Цвет лучше выбирать ближе к натуральным оттенкам, он не должен резать глаза. Предпочтительнее игрушки, в оформлении которых использованы яркие основные тона (зеленый, красный, желтый, белый, синий), обычно два-три в одной игрушке.
  • Запах. Игрушка должна быть без запаха. Если игрушка резко пахнет, значит, она выделяет токсичные вещества. Некоторые производители, напротив, любят специально ароматизировать материал игрушек, считая, что приятный запах мотивирует ребенка играть с ними. Однако специальные ароматизаторы тоже могут вызывать аллергию у малыша.
  • Звук. Громкие звуки, которые издают игрушки, могут доставить дискомфорт ребенку или напугать его. Выбирать следует игрушки, издающие мягкие и музыкальные звуки, а не резкие, громкие или пронзительные.
  • Гигиеничность. Игрушки, которые нельзя мыть, быстро становятся рассадником бактерий, это серьезная проблема для малышей, имеющих обыкновение пробовать игрушку на вкус.
  • Наполнитель. Внутри не должно быть инородных предметов. Это можно определить на ощупь. Качественные игрушки наполняют поролоном или сыпучим материалом (в виде гранул).
  • Материалы. Дети раннего возраста избирательно относятся к материалу, из которого выполнена игрушка. Лучше отдавать предпочтение хорошо отполированному дереву, безопасному яркому пластику, резине. Холодные материалы (например, железо) могут быть неприятны для осязания. Игрушки, выполненные из них, могут вызвать у детей отрицательную эмоциональную реакцию, дети могут отказываться играть с ними. Под запрет для детей до 3 лет попадает натуральная кожа и натуральный мех, так как они могут вызвать аллергию. Картинкам из картона и бумаги предпочтительнее картинки на плотной клеенке или фанере, чтобы ребенок мог свободно взаимодействовать с ними. Краски лучше выбирать «пальчиковые», так как в их составе содержатся натуральные нетоксичные красители, а фломастеры — на водной основе, которые легко смываются.
  • Эмоциональное воздействие. Любая игрушка вызывает эмоции у детей, вот почему важно, чтобы информационная наполненность игрушки была положительной, а не способствовала тревожности и агрессии. Игрушка должна прививать вкус, доставлять эстетическое удовольствие. Игрушка формирует зрительные образы, которые глубоко откладываются в сознании ребенка.
  • Полифункциональность. Лучше, чтобы одну и ту же игрушку можно было использовать в разных играх/занятиях, с детьми, находящимися на разных уровнях развития, при решении различных задач. Например, мяч.

Особый подход

Выбор игрушек для детей с нарушением интеллекта необходимо производить тщательно, так как их развитие имеет свои специфические особенности, заметные в различных областях: моторной, социально-эмоциональной, речевой, когнитивной, а также в особенностях формирования игровой деятельности.

Биологический и психический возраст у таких детей не совпадает. Снижение познавательной активности приводит к значительной задержке моторного, речевого, эмоционального развития, к трудностям в овладении предметной деятельностью. Поэтому, выбирая игрушку, необходимо прежде всего ориентироваться на развитие малыша, а не на возрастные рекомендации на упаковке.

Требования к материалам, краскам, формам игрушек для нормально развивающихся детей после 1,5–2 лет ослабевают, так как дети начинают исследовать их не столько орально, сколько зрительно, тактильно. Особые дети долгое время тянут игрушки в рот, поэтому для них жесткие санитарно-гигиенические требования к безопасности игрушек сохраняют свою актуальность на протяжении всего раннего возраста.

Не надо покупать сразу много игрушек, большое их количество не дает ребенку сосредоточиться на игре, он быстро устает, утомляется, что может вызвать капризы и равнодушие к вещам. Одно из решений проблемы с большим количеством игрушек — их ротация, то есть последовательная подача: оставлять в поле зрения ребенка четыре-пять игрушек, а остальные убирать и менять наборы игрушек по мере ослабевания интереса.

Учитывая особенности нервной системы, внимания, возможности концентрации в деятельности детей с проблемами развития, не стоит приобретать игрушки с большим количеством декоративно-развлекательных элементов (свет, звук, движение). Такие игрушки растормаживают и возбуждают ребенка, не дают сфокусироваться на дидактической задаче.

Не стоит покупать игрушки «на вырост»: пирамидку с большим количеством колец, рамки-вкладыши с большим количеством фигур. Скорее всего, ребенок из-за непосильности задачи не заинтересуется такой игрушкой, разбросает детали. Начинать знакомить ребенка с такими игрушками надо с минимального количества деталей, подойдут пирамидка из трех колец, вкладка из двух-трех фигур и т. д.

Дети с проблемами в развитии плохо осуществляют перенос полученных навыков, умений и знаний. Например, если малыш научился собирать одну матрешку, это не означает, что он усвоил способ учета величины и справится с другой игрушкой, которая построена по такому же принципу. Поэтому для закрепления навыков необходимо иметь несколько игрушек, основанных на одном способе действий, но отличающихся внешне и/или количеством деталей.

При выборе игрушек нужно ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка. Детям вялым, пассивным целесообразно предлагать крупные, яркие, блестящие и звучащие игрушки. Для игр с подвижными, гиперактивными детьми лучше использовать игрушки более «спокойные» (из мягких материалов, окрашенные в приглушенные тона, приятные на ощупь), музыкальные игрушки, воспроизводящие плавные, спокойные мелодии.

Поделиться в соцсетях