На самом деле достаточно не мешать ему учиться: не ругать за ошибки, не превращать открытия в работу, не «усреднять» и не сравнивать с другими
Отсутствие у детей мотивации учиться остается одной из главных проблем и учителей, и родителей. Почему детям не нравится учиться в школе? Какие изменения в системе образования возможны и какую роль в них могут сыграть родители? Что им важно понимать про своих детей, чтобы поддерживать в них азарт познания? Опыт педагогов, психологов и родителей обобщает в новой книге «Вертикальный прогресс» блогер и писатель Дмитрий Чернышев, автор полезных книг «Как люди думают», «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета» и собственного курса творческого мышления. Мы публикуем фрагмент этой книги с небольшими пояснениями.
Как работать с внутренней мотивацией
Проблема школы состоит в том, что она в основном работает только с внешней мотивацией: системой наказаний и поощрений. Гораздо эффективнее работать с внутренней мотивацией: это сложнее, чем запугать или подкупить ученика, но и результаты отличаются на порядок.
Типы внутренней мотивации
Есть несколько основных факторов внутренней мотивации, с которыми и надо работать.
Познавательная мотивация: интерес, подогревающийся новизной, разнообразием информации и успехом в решении задач: «Ух ты! Вот это да! Вот как это устроено!»
Свобода и самостоятельность: возможность ребенка самому решать, чем и как в данный момент он будет заниматься. «Я сам! Это мой выбор! Мне доверяют!»
Ощущение собственной компетенции: «Я могу! Я знаю! Я умею!» Именно поэтому так важно, чтобы ребенок не только учился, но и учил других детей. Это резко поднимает его самооценку и желание учиться — он становится пусть маленьким, но экспертом в своей области.
Социальная мотивация: ребенок знает, что учиться — это правильно. И он хочет быть хорошим в глазах окружающих. Он хочет быть первым и лучшим среди всех потому, что это выигрышная позиция.
Позитивные отношения с окружающими: если учитель никого не наказывает, в школе поддерживаются дружеские отношения, а некоторые задачи невозможно выполнить в одиночку, то это лучше влияет на учебную мотивацию: «мы вместе смогли сделать это! мы настоящая команда!»
У разных детей преобладают разные типы мотивации, и детский психолог в классе нужен именно для того, чтобы достучаться до каждого ученика.
Мотивационные типы учеников
Другой способ посмотреть на ребенка с точки зрения мотивации — выделить его главный интерес, чтобы строить обучение в соответствии с ним. Психологи выделяют пять основных мотивационных типов учеников.
- Исследователь — ребенок, для которого важно само новое знание или умение. «Ужасно интересно все то, что неизвестно». Даже если прямо сейчас это знание ничего ему не дает. Зато оно может пригодиться когда-нибудь потом. Такие дети остро реагируют на фразы «ученые до сих пор не решили» или «это одна из самых интересных тайн природы».
- Проектировщик — ребенок, для которого знание — инструмент самореализации. Для этого ребенка крайне важно понимать, что конкретно дает ему новое знание и как его применить на практике. И если оно не совпадает с его целями, ребенок быстро теряет к нему интерес. Здесь аргументы типа «вырастешь — поймешь» совершенно не работают.
- Призер — ребенок, для которого важно самоутверждение. Он хочет быть первым в любом соревновании и в любом предмете.
- Активист — ребенок, для которого ключевое — быть принятым окружающими. Ему нужны «лайки», он хочет быть хорошим. Ему становится интересно, когда он видит, что его деятельность улучшает жизнь окружающих людей. Активисту нравится что-то делать с кем-то сообща, увлекая других своим примером.
- Испытатель — ребенок, для которого важно определить пределы своих возможностей. «А это я смогу? А так у меня получится?» Он любит доказывать всем и производить на всех впечатление.
Зачем нужны ошибки
Система наказаний и поощрений, в частности, система оценок, обычно неэффективна, а иногда и просто вредна. Например, в школе совершенно разных по уровню учеников неизбежно сравнивают друг с другом. Сильный ученик получает пятерку за то, что он решает, например, все пять заданий без ошибок, а слабый ученик получает тройку, так как решает правильно только три задачи из пяти. И это всем кажется правильным, логичным и справедливым.
Начнем с сильного ученика. Ошибки — это один из основных способов познания мира. Что такое научный эксперимент, как не последовательное совершение ученым большого количества ошибок, которое таким образом постепенно приближает к желаемому результату? Тот факт, что ученик быстро и без ошибок решает все задачи, говорит о том, что он может и должен идти дальше.
Ошибки — это не катастрофа, ошибки неизбежны. Если мы приучаем детей бояться ошибок, наказывая за них, это приведет к тому, что дети будут просто бояться пробовать что-то новое. Задача наставника не в том, чтобы ученик не совершал ошибок, а в том, чтобы он не повторял одни и те же ошибки. Чтобы качество и сложность его ошибок все время росли.
Более того, исследования показывают, что ошибки необходимы, так как они резко активизируют работу мозга. При условии, что ученики исправляют ошибку, а потом продолжают решать задачу.
И со слабым учеником тоже все не так однозначно. Если еще вчера он с трудом решал только одну задачу, а сегодня смог решить целых три, то он — умница и молодчина, а не троечник. Ставя ему тройку за такой успех, мы можем отбить у него желание учиться вообще. Если с кем-то и сравнивать сегодняшнего ученика, то только с ним же вчерашним. Наставника новой школы не интересует конкретная оценка, которую сегодня получил ученик, ему важно, что ребенок развивается и хочет учиться.
Преподавательница математики и профессор Стэнфорда Джо Боулер в книге «Математическое мышление. Книга для родителей и учителей» приводит свою реакцию на ошибку, которую сделала в задаче ее дочь: «Знаешь, что сейчас произошло? Когда ты решила задачу неправильно, твой мозг вырос, а когда ты получила правильный ответ, в твоем мозге ничего не произошло». Девочка в ответ взглянула на мать широко распахнутыми глазами — для нее это была очень важная мысль. Именно так учителям стоит взаимодействовать со своими учениками, которые совершают ошибки.
Какие стадии развития проходит ребенок
Американский психолог, автор теории морального развития Лоуренс Кольберг выделил шесть стадий развития ребенка. Переход от одной нравственной стадии к другой — результат развития как когнитивных навыков, так и способности ребенка к эмпатии. Этап не может быть пропущен, каждый ведет к следующему этапу, при этом объединяясь с ним.
1. Ориентация на наказание и послушание. Ребенок стремится быть послушным, потому что полагает, что только так можно избежать наказания. Нравственной стороны поступка для него еще не существует. Чем строже наказание за деяние, тем сильнее оно воспринимается как «плохое».
2. Наивная гедонистическая ориентация. Действия ребенка ориентированы на получение вознаграждения. Он поступает правильно ради получения выгоды. Ребенок пробует различные стратегии поведения, отбирая те, которые считает успешными. Например, понравившуюся вещь он может не только отнять, но и выменять.
3. Ориентация на соответствие ближнему окружению. Ребенок в состоянии оценить свое поведение с точки зрения моральных принципов, принятых в его окружении. Он понимает, что такое стыд, и хочет быть «хорошим» в глазах значимых взрослых.
4. Уважение к законам, порядку, авторитету, правилу. Ребенок осознает существование законов, принятых в обществе, и понимает, для чего они служат. Кроме того, он видит в соблюдении законов возможность отстоять и свои права, если это необходимо. Например, указать учителю, что тот не может так себя вести.
5. Человек стремится понять законы как условия общественной жизни. Мир рассматривается как содержащий различные мнения, права и ценности. Эти мнения, права и ценности необходимо уважать как уникальные для каждого человека или сообщества.
6. Человек ориентируется на универсальные этические принципы, самостоятельно выбирает их, стремится найти общие принципы справедливости. Люди совершают что-либо, потому что это правильно, а не потому, что это выгодно или поможет им избежать наказания.
Задача наставника не оставлять ученика на первом и втором уровне, а вести его дальше. В старой школе учитель может начать возмущаться поведением ученика, если тот делает ему замечание: «Ах ты, сопляк, ты мне еще указывать будешь! Вон из класса! Завтра с родителями в школу!» Он не понимает, что если в словах ученика есть хоть немного истины, то это не хамство — на самом деле ученик поднимается выше в своем развитии.
Дети умны, подвижны, любознательны, им очень интересно жить и узнавать что-то новое. Ребенок хочет учиться, и не надо мешать ему это делать. Учитель должен быть таким наставником, на которого дети захотят стать похожими. Надо создавать условия, доверять, вдохновлять, поддерживать, ненавязчиво помогать, рассказывать истории, показывать красоту мира.
Источник:
Дмитрий Чернышев «Вертикальный прогресс. Как сделать так, чтобы дети полюбили школу» (Альпина Паблишер, 2020)
Фото: Коллекция/iStock