background picturebackground picture

Как происходит моральное развитие детей: стадии, внутренние и внешние факторы, результаты

Дошкольники

1646

Задача родителей — сформировать универсальные принципы и вооружить ребенка нравственными способами самозащиты

Цель нашей эволюции — развитие человеческих качеств, того, что отличает нас от животных. Все психические ресурсы человека необходимы для выстраивания нравственной картины мира. Какие факторы влияют на уровень нашего морального развития? И какие моральные качества и установки должны быть сформированы у детей к 6–7 годам? Об этом говорила психолог, доцент кафедры возрастной психологии МПГУ Татьяна Авдулова на семинаре «Механизмы и методы морального развития детей». Публикуем первую часть нашего конспекта этого выступления.

В современном мире, к сожалению, вопросы морали и нравственности стоят обычно на последнем месте. Сначала мы стремимся приобрести знания, выстроить отношения, достичь определенного статуса, заработать материальные блага и только потом начинаем задумываться о вопросах морали. Почему же общество не всегда выделяет нравственность как задачу развития? Почему нравственность входит в конфликт с социальными требованиями? Ответ заключается в том, что нравственным быть трудно. Нравственное поведение не всегда поощряется, оно не ведет к каким-то дивидендам, благополучию, комфорту. В глобальном смысле нравственность — это тяжелый выбор.

С точки зрения психологии моральное развитие — процесс возрастного освоения и присвоения нравственных норм, категорий и принципов.

Это освоение происходит через их осмысление, эмоциональное принятие и готовность реализовывать в поведении и в отношениях с другими людьми. Все эти аспекты очень важны. Мы часто делаем акцент на когнитивной стороне: давайте научим, объясним, дадим максимальную информацию… Но знания — ничто, если нет эмоций: сочувствия, сопереживания, настроенности на другого человека.

Стадии морального развития

Стадия морального развития определяется по тому, какое мы принимаем решение в ситуации морального выбора. Причем решение свободное, когда никто не давит и не принуждает, и при этом решение не приносит явной выгоды. В этом случае выбор осуществляется на основе нравственных принципов.

Понять, на какой стадии морального развития находится человек, помогает шкала Лоуренса Колберга.

  1. Мораль послушания (поступать правильно, чтобы избежать наказания) и мораль выгоды (ты — мне, я — тебе).
  2. Мораль «хорошего мальчика» (поступать правильно ради одобрения) и поддержание порядка и социальной справедливости (все должно быть упорядочено и организовано по правилам, иначе общество развалится).
  3. Целесообразность и полезность (обоснование в каждом конкретном случае логики выбора).
  4. Наконец, самый редкий и высокий уровень морального развития — внутренние моральные принципы: в этом случае человек вырабатывает собственную моральную позицию, которая обоснована, присвоена и непоколебима.

Факторы морального развития

Моральное развитие не подчиняется системе внешних «моральных инструкций». Даже если у нас есть четкий алгоритм, применить его однозначно бывает сложно, потому что в него вмешиваются разнообразные факторы, прежде всего межличностные. Многочисленные коммуникации и взаимодействия осложняют нам процесс моделирования того, что есть Добро, а что Зло. В такой ситуации межличностные коммуникации можно рассматривать как необходимое условие формирования нравственных оценок.

Какие факторы влияют на моральное развитие ребенка?

Система отношений

В ней главное место занимают детско-родительские отношения. Система выстраивается в зависимости от того, как развиваются отношения между ребенком и родителем с самого раннего детства. Сейчас родители стали больше любить своих детей и реже жестоко наказывать, и это отчетливо положительная тенденция. Но при этом мы часто впадаем в другую крайность, когда любовь начинают понимать как вседозволенность, попустительство, тотальную свободу. Это опасный путь, поскольку регуляторные процессы закладываются уже в младенческом возрасте. Младенцу, вцепившемуся в волосы бабушке, нельзя объяснить, почему это плохо; но дать понять, что так делать нельзя — можно и нужно.

Опыт общения со сверстниками

Взаимодействие с «такими же, как я», — школа реального морального выбора. Если взрослые создают правила, некую идеальную модель, учат, как должно быть, то в общении со сверстниками ребенок отрабатывает полученные знания на практике. Так формируются реальные отношения. В тесных взаимоотношениях с ровесниками у детей возникают сложнейшие задачи, которые иногда даже нельзя спрогнозировать заранее.

Внутренние факторы, личностные предпосылки

Иногда тревожный ребенок будет более нравственным в поведении, чем не тревожный, но не потому, что у него есть какие-то глубинные принципы и он вышел на самый высокий уровень морального развития, а потому, что он как раз остался на первом уровне и испытывает сильный страх наказания. Если другой, более мощный страх будет подталкивать его в сторону менее нравственного поведения, его позиция изменится.

Внешние факторы

Внешние факторы — это воздействие среды или тот жизненный опыт, с которым приходится сталкиваться ребенку по мере развития. В наше время сложилась двойственная картина. С одной стороны, качество жизни, качество детства значительно повысились, но с другой стороны, современным детям явно не хватает сложностей. Конечно, речь идет о сложностях посильных, по возрасту — о таких сложностях, с которыми ребенок может справиться и выйти из ситуации с мыслью «Я молодец!». Подобный опыт у современных детей крайне бедный, у них редко возникают ситуации серьезного морального выбора.

Показатели морального развития в возрасте 6–7 лет

1. Развитие морального мышления, которое позволяет ребенку понимать и осознавать основные категории Добра и Зла, выделять нормы и правила поведения.

2. Способность воспринимать реальность через призму моральных оценок, которые базово не заданы (в отличие от физических законов). Эмпирические законы мира ребенок осваивает естественным образом, а вот с моральными законами сложнее. Они не так очевидны, не так явно присутствуют в опыте. Знакомство с правилами морали — отдельная задача воспитания.

3. Способность осознавать последствия своих поступков и задумываться о причинах своего поведения. Рубеж семи лет для многих религий критичен именно потому, что к этому возрасту ребенок уже отчасти научился действовать осознанно, задумываться наперед о том, к чему приведут его поступки. Понятно, что рефлексия и глубины самопознания еще впереди, но основы уже должны быть заложены.

4. Развитие нравственных чувств: сопереживания, сочувствия, эмпатии. Эмпатия вообще-то не эмоция дошкольника, это высшая эмоция, которая формируется позже, но зачатки эмпатии к 6–7 годам уже появляются.

5. Способность когнитивно и эмоционально встать на позицию другого человека, понять, «каково ему», и действовать в соответствии с этим пониманием.

6. Опыт осуществления реального морального выбора. Ребенок должен сталкиваться с ситуациями, где он выбирает из альтернатив и переживает последствия своего выбора. А как поступить? Как лучше? Эти выборы и поступки должны подвергаться моральной оценке. Он должен получать обратную связь в отношении своего поведения с точки зрения нравственности.

7. Опыт переживания спектра чувств при совершении нравственного поступка. Оказавшись в ситуации морального выбора, когда можно поступить по-разному, дети испытывают множество разных чувств: от искушения и желания обмануть до угрызений совести и попыток прислушаться к внутреннему голосу. При этом, сделав выбор, ребенок потом пытается объяснить его себе и окружающим.

8. Коммуникативный опыт сотрудничества, компромисса, договоренностей. Этот опыт может быть получен в насыщенном сложном общении со сверстниками. У домашних детей, не включенных в сообщество, возможностей для общения меньше. Чем насыщеннее общение, тем больше опыта, и негативного в том числе. Ребенок должен учиться с ним справляться.

«Парниковые» дети, взрослея, сталкиваются с проблемами, которые им не по силам, потому что у них не было встречи со злом. И они не понимают, как с этим злом взаимодействовать.

9. Стыд как переживание собственного несоответствия моральным и социальным нормам, которые транслируются в окружении ребенка; к школьному возрасту у ребенка уже должен быть опыт переживания стыда.

10. Совесть как внутренний механизм: негативные чувства, которые возникают в результате сопоставления своего реального поведения с должным, преобразуются в готовность изменить поведение. Совесть позволяет регулировать поведение: «Я могу совершить проступок, главное, чтобы я понимал, как потом себя вести».

Как возникают самоконтроль, чувство вины и стыда, умение сочувствовать другому и в целом регуляция поведения? Ребенок достигает определенного уровня морального развития благодаря нескольким механизмам, о которых пойдет речь во второй части статьи.

Роль семьи

Семья оказывает сильнейшее влияние на моральное развитие ребенка, закладывая базу и основы поведения. Задача родителей — сформировать универсальные принципы. Важно вооружить ребенка социально приемлемыми нравственными способами самозащиты и помнить о том, что психика человека — подвижный механизм, который поддается влиянию извне и который может меняться под воздействием разных обстоятельств.

Чем крепче будет фундамент и разнообразнее опыт детских переживаний, тем больше уверенности в собственных силах будет у ребенка в будущем и тем более гармоничные отношения он сможет выстроить с окружающим миром.

     

Источник:

Семинар «Механизмы и методы морального развития детей» Т.П. Авдуловой в рамках проекта «ПЕДАГОГИКА LAB» в Московском институте психоанализа, 29 октября 2019 года.

Продолжение нашего конспекта читайте здесь.

Поделиться в соцсетях