Ребенок нуждается в присвоении образцов, адекватной обратной связи и вере в справедливый мир
Воспитывая ребенка и взаимодействуя с ним, мы каждый раз приучаем его к моральному выбору либо в пользу себя, либо в пользу других; исходя из задач текущего момента или ради будущего. И рисков в современном обществе, которое вроде бы стало гуманнее и идет по пути добра и улучшения качества жизни, меньше не становится. Наоборот, в наши дни моральный выбор становится еще более сложным, считает психолог, доцент кафедры возрастной психологии МПГУ Татьяна Авдулова. Публикуем наш конспект ее выступления (часть вторая).
Механизмы морального развития
1. Интеллектуальное развитие
Чтобы происходило моральное развитие, ребенок должен для начала осваивать моральные нормы интеллектуально, обогащать свое сознание: знакомиться с нормами и правилами, понимать их, разбираться в них на конкретных примерах. Если он не понимает, как это работает, ему будет трудно сделать первый шаг к развитию.
2. Присвоение образцов
Если в группе детского сада произошел какой-то конфликт, задача воспитателя — тут же предложить модельное решение и отработать, чтобы дети видели правильный с точки зрения морали путь разрешения конфликта. Затем воспитатель предлагает альтернативное решение, которое тоже может служить для детей образцом. Важно провести обсуждение по горячим следам и четко его алгоритмизировать: если заложить в мозг простую программу, ребенок хорошо ее воспримет и дальше начнет активно применять. Очень важно здесь и сейчас задать правильный образец, иначе в памяти останется негативный вариант, и в следующий раз в подобной ситуации будет работать он.
3. Регуляция поведения через систему поощрений и наказаний
Сейчас все чаще слово «наказание» вызывает отторжение, но мы подразумеваем наказание адекватное. Например, логическое объяснение формально тоже относится к наказанию: никому не нравится, когда ему рассказывают, в чем он не прав и что не так сделано. Или наказание естественными последствиями: пролил — вытри, обидел — извинись и пожалей.
Никаких «поставить в угол», изоляции и унижения не должно быть, но при этом необходима обратная связь по поводу поступка.
Если ребенок не сталкивается с этой обратной связью, не получает информацию о недопустимости того или иного поведения, о последствиях поступков для окружающих, он не получает никаких ориентиров.
Большое значение имеет похвала. Она должна быть мотивирующей, действенной и адекватной. Похвала, как и критика, должна описывать именно поведение и последствия поступка для окружающих, а не качества личности.
4. Идентификация со значимыми другими
Это универсальный механизм развития вообще и формирования моральной идентичности в частности. На кого я хочу быть похожим, я хочу быть как кто? Какие модели я себе выбираю? Конечно, это в первую очередь родительские образцы. И когда отец, например, жалуется на то, что ребенок все время врет, но при этом регулярно просит: «Скажи, что меня нет дома», какие варианты для подражания остаются у ребенка?
Наглядные примеры работают гораздо лучше, чем любые умные книжки и чтение нотаций. А использование физических наказаний однозначно ведет к аморальному развитию личности.
Физические наказания — это мораль силы, а не любви, гуманизма, принятия, помощи, справедливости.
5. Игровое моделирование ситуаций, взаимодействие и сотрудничество
Чем больше в игру включено морального содержания, тем более богатый опыт моральных решений и действий формируется у ребенка. Тем более что игра обычно устроена так, что подсказывает очень разные модели и позволяет проживать самые разные ситуации. В любой игре со сверстниками необходимо договариваться. Как мы будем играть в одну куклу, какие правила, кто по очереди супермен? Это реальная школа морального развития, гибкое, насыщенное взаимодействие, причем с себе подобными, такими же не очень компетентными, не очень мудрыми.
Проигрывание сказок, мультфильмов, отношений со сверстниками или классические сюжетно-ролевые игры, связанные с профессиональными действиями, чрезвычайно эффективны. Сознательно и целенаправленно включая это содержание в жизнь ребенка, мы запускаем мощнейший механизм морального развития.
6. Саморегуляция через поддержание позитивной самооценки
С помощью этого механизма мы задаем ребенку полярное понимание нравственности и выводим его на выбор. Кто ты — Кощей Бессмертный или Иван-царевич? Баба Яга или Василиса Премудрая?
В классической детской литературе образцы добра и зла были разведены, а в современной субкультуре они очень часто перемешаны. Но сначала нужно дать четкие представления и однозначные определения.
Важно, чтобы у дошкольников были перед глазами полярные персонажи. Ребенку нужно осознать свое позитивное Я и соотнести его с позитивным эталоном.
Самооценка — это ядро личности, и сопоставить мое Я с каким-нибудь современным героем довольно сложно. К освоению промежуточных случаев ребенок будет готов только в школьном возрасте.
7. Самоконтроль
Исторически сложилось так, что в результате развития демократии все больше контроля отдается личности: не общество и не коллектив контролируют каждого из нас, а мы сами решаем, как нам быть, что нам надо и что не надо. Эта тенденция настолько усилилась, что распространяется на самый ранний возраст.
С одной стороны, в этом есть бесспорный большой плюс, потому что возрастает самоконтроль и ответственность. Но с точки зрения развития ребенка возникает серьезная проблема: внутренний самоконтроль не дается ему сразу же, «по щелчку». Более того, за этот процесс отвечают те отделы мозга, которые формируются позже всего и сложнее всего. Поэтому зачатки самоконтроля следует начинать тренировать с самого раннего возраста. К году ребенок уже должен знать слово «стоп» в качестве регулятора поведения.
8. Чувство вины как присвоение родительских запретов
Как формируется мораль и нравственность? Через присвоение родительских запретов. Сначала меня родители ругают, у меня возникает чувство вины, а дальше ребенок присваивает себе это знание и им руководствуется: так себя не ведут, это недостойно, неправильно и т. д.
9. Чувство стыда
Чувство стыда полезно и вырастает из отношений с обществом, из социальных эмоций как социальный отклик, который помогает прояснить ситуацию. Какую функцию выполняет стыд? Эта эмоция помогает понять, что что-то не так, и изменить свое поведение. Без стыда у ребенка нет полной информации о том, как надо.
10. Механизмы сопереживания и эмоционального предвосхищения
Как встать на позицию другого? С этого умения начинаются сопереживание и сочувствие, которые в дальнейшем вырастают в эмпатию. Этот навык во многом зависит от особенностей личности и характера, чувствительности. Одни дети плачут, когда смотрят фильмы, другие — нет. Тем не менее сопереживание, способность понимания состояния другого человека и его эмоционального настроя можно и нужно формировать.
Эмоции играют огромную роль в наших регуляторных процессах. Если ребенок все время жил в эмпатичном пространстве, то сопереживание становится его естественной реакцией. У нас нет врожденных моральных черт характера, но примерно к подростковому возрасту мы можем сформировать нравственный характер.
Риски в моральном развитии современного ребенка
Основные риски возникают в семье и связаны со стилем родительства, образом жизни и составом семьи. Но на ребенка также влияют средства масс-медиа, социальная среда, недостаток общения с ровесниками и установки, которые ему прививают в детском саду.
Неблагополучные семейные отношения, пренебрежение родительскими обязанностями, отсутствие общения в семье. Мораль складывается во взаимодействии между людьми и растет из общения. Если в семье у каждого ее члена жизнь происходит в виртуальном мире, в гаджетах, то опыта реального общения не возникает.
Понимание любви как вседозволенности, потакание потребностям ребенка, воспитание по типу «кумир семьи». Кажется, что при такой модели у родителей вырастет сильная личность с высокой самооценкой, но оказывается совсем наоборот.
К семи годам ребенок вдруг начинает чувствовать неуверенность. Его самооценка начинает падать. Родители не понимают, что происходит, ведь они все время его хвалят.
Почему так происходит? Ребенок чувствует собственную некомпетентность, он не может действовать, потому что не ориентируется в возникающих сложностях. Внутренне он ощущает пустоту. Внешней любви родителей оказывается недостаточно для того, чтобы сформировать любовь внутреннюю. Ребенок ищет и не может найти ответ на вопросы: «А что я есть? А что я собой представляю? Чем я реально могу гордиться? Чего я достиг?»
«Парниковый эффект» возникает, если родители всячески стараются оградить ребенка от любых проблем и неприятностей. Конечно, не нужно специально создавать сложности в жизни ребенка, но разумные ограничения и преодоление трудностей должны быть. Сейчас популярностью пользуются детские лагеря с программами по выживанию в лесу, например. Элементарные достижения, вроде разжигания костра, приносят ребенку радость и удовлетворение от самостоятельно выполненных действий.
Отсутствие в семье и окружении нравственных норм, образцов нравственного поведения. Внешне все ведут себя прилично, никто не нарушает закон, но вот нравственный выбор либо не происходит, либо не транслируется детям. Дети, как правило, отчуждены и психологически заперты в своей счастливой детской комнате. С ними не обсуждают проблемы родительской жизни, например, возникающие на работе неприятности. В результате у ребенка нет включенности в жизнь родителей, а значит, он не видит реального примера выбора, который делают его родные, решая свои проблемы.
Однодетная (особенно неполная) семья, где мало образцов взаимной заботы, помощи, поддержки и уступок. Одно из главных преимуществ большой семьи в том, что всегда есть кто-то, о ком можно заботиться. Конечно, в большой семье больше конфликтов, противоречий, но как раз в такой атмосфере формируется опыт разрешения этих противоречий и складываются самые разные модели отношений.
Тотальное влияние медиа, пропагандирующих отказ от морали, ориентацию на собственные потребности, доминанту собственного Я. Современное общество эксплуатирует наше потребительское поведение. Сейчас ребенок стал главным объектом индустрии потребления, на него направлены реклама и маркетинг. И противостоять этому — отдельная воспитательная задача.
Пока этому не учат в детских садах и школах, но очевидно, что необходимо формировать совершенно новую экономическую, финансовую, потребительскую компетентность — как не покупать все на свете.
Как ни странно, эта проблема напрямую связана с моральным развитием, потому что в обществе смещается акцент в ценностях и смыслах, целях и общих закономерностях развития.
Недостаточная ориентация на дружбу и взаимопомощь — в дошкольных образовательных организациях мало внимания уделяют формированию у детей ориентации на партнерские доброжелательные отношения. Акцент делается на развитие интеллекта и получение знаний, на победу в свободной конкуренции. Но все психологические исследования показывают, что конкуренция рождает только агрессию.
В нашем обществе широко распространены невроз успеха и невроз скорости. Причем затрагивают они и детей. Кто меня опередил? У кого больше лайков? Не успел, надо было вчера. Стремительная интенсификация всех процессов и конкуренция, охватывающая все отношения, для ребенка оказываются невыносимыми. Часто соревнование начинается уже в детском саду, где, вместо того чтобы формировать сплоченность и командное взаимодействие, усиливаются разобщенность и невротизация.
Снижение количества контактов между сверстниками, утрата культуры дворовых игр, где ребенок учился договариваться, разрешать конфликты, общаться… Сейчас, вероятно, нет способов вернуть эту культуру, но в то же время стали популярными коммерческие проекты по моделированию двора, где собирают детей и обучают их дворовым играм.
Вера в справедливый мир
Примерно к шести годам у ребенка формируется первичная картина мира; принцип, на котором она построена, — принцип справедливости. У всех детей есть вера в справедливый мир. Пусть она примитивная и банальная: хороший мальчик — у тебя все будет хорошо, плохой мальчик — у тебя будут проблемы, но она играет важную роль в воспитании.
Если ребенок жалуется на кого-то, кто плохо себя ведет, это происходит не обязательно потому, что он хотел наябедничать. Ему нужно восстановить свою картину мира и удостовериться в ее прочности, в том, что он все правильно понимает.
Для ребенка крайне необходимы упорядоченность, предсказуемость, надежность. Дальше по мере развития практически все мы разочаровываемся и понимаем, что мир несправедлив. Но есть некоторый процент людей, которые сохраняют веру в персональный справедливый мир. И именно из них вырастают наиболее нравственные люди, которые реализуют стратегии альтруизма, пытаются этот мир реально сделать справедливым и самим фактом своего существования эту справедливость несут.
Источник:
Семинар «Механизмы и методы морального развития детей» Т.П. Авдуловой в рамках проекта «ПЕДАГОГИКА LAB» в Московском институте психоанализа, 29 октября 2019 года
Первую часть конспекта можно прочитать здесь