Эффективность метода кнута и пряника ограничена; лучше развивать мотивацию с опорой на базовые потребности
Мотивация — то, что позволяет нам доводить до конца любое дело, преодолевать трудности, достигать успеха, делать то, что мы считаем важным. Она возникает как результат сочетания индивидуальных, семейных и социальных факторов. Ее можно обрести, усилить, утратить или даже убить. И она совершенно необходима ребенку, чтобы не просто ходить в школу, а еще и учиться в ней. Могут ли родители и учителя влиять на мотивацию? Какие приемы работают, а какие лучше не использовать?
Интерес к проблеме мотивации возник давно, и многие поколения решали ее для себя и своих детей на ощупь, методом проб и ошибок. С развитием психологии появилось немало теорий, которые стремятся объяснить нашу мотивацию. Все подходы последних десятилетий говорят об одном: на нашу вовлеченность в любую деятельность, в том числе и в учебу, влияет множество факторов, когнитивных, эмоциональных и поведенческих, к которым добавляются социальные условия и педагогические установки.
Мотивация внутренняя и внешняя
В 1980-х годах психологи Эдвард Деси и Ричард Райан разработали теорию самодетерминации, в которой предложили различать внутреннюю и внешнюю мотивацию.
Три базовые потребности
Внутренняя мотивация — это мотивация свободного выбора, когда человек действует по внутреннему побуждению и получает удовольствие от процесса деятельности. В этом случае ключевую роль играет нейромедиатор дофамин, который высвобождается в процессе обучения. Дофамин — это своего рода топливо, которое запускает двигатель обучения.
Внутренняя мотивация ориентирована на три базовые потребности: в автономии, в компетентности и в социальной принадлежности (в отношениях с другими людьми). Это те потребности, удовлетворение которых дает нам ощущение субъективного благополучия. То, что именно эти потребности являются базовыми, Райан и Деси доказали эмпирическим путем.
Ученик с внутренней мотивацией будет учиться прежде всего потому, что хочет стать самостоятельным, почувствовать себя компетентным и чувствовать связь с другими людьми.
Решить задачу по математике, общаться на английском языке или уметь устранить техническую поломку — все это внутренние мотивы, которые удовлетворяют встроенные в нас потребности. Ощущение успеха и возможность действовать самостоятельно вызывают у школьника желание двигаться дальше. Кроме того, приобретение новых навыков повышает самооценку и позволяет чувствовать себя сильнее.
Для ребенка конкретные и краткосрочные цели всегда предпочтительнее общих задач и отдаленных результатов.
Внешнее подкрепление
Помимо внутренних мотивов, существуют различные способы «подкрепления» процесса обучения извне. Это известный метод кнута и пряника. «Если ты хорошо закончишь четверть, мы тебе подарим весной велосипед». «Если ты еще раз вернешься с плохой оценкой, тебя лишат PlayStation». Если родители пользуются этим способом поощрения и наказания, лучше избегать слишком далеких обещаний, потому что кнут и пряник действуют только на коротких отрезках времени.
Поощрение вовлеченности в занятие, внимательный взгляд, одобрение ежедневных усилий часто оказываются более эффективными, чем обещание подарков в будущем. А применительно к наказаниям необходимо помнить, что чрезмерные ограничения могут иметь обратный эффект.
Угрозы обычно усиливают стресс, страх и чувство беспомощности. Вместо того чтобы думать о приобретении новых знаний, ребенок будет думать о том, как избежать наказания.
При этом в случае полного отсутствия контроля со стороны родителей школьник может совсем перестать учиться, особенно если у него нет никакого внутреннего интереса.
Чтобы включиться в учебный процесс, нужна уверенность в себе
Начиная с 2000-х годов, широкое распространение получила теория самоэффективности. Американский психолог Альберт Бандура среди условий успешности той или иной деятельности на первое место ставит уверенность в себе. Это чувство позволяет быстрее и легче включаться в процесс и не терять упорства, несмотря на трудности. По мнению психолога, вера в себя формирует чувство личной эффективности и создает основу мотивации.
У того, кто не верит, что ему под силу достичь желаемых результатов благодаря его собственным поступкам, будет слишком мало стимулов действовать и преодолевать трудности.
Ученики, верящие в себя, чаще выбирают более сложные занятия и предъявляют к себе более высокие требования. Они стремятся получить новые знания и придать смысл тому, что изучают. И наоборот, отсутствие уверенности в себе может привести к потере интереса к сложному предмету или даже к учебе в целом. При этом вера в себя не является врожденным качеством. Ее можно развивать, поскольку на нее влияют накопленный опыт и отношение окружающих.
Четыре способа поверить в себя
Опыт мастерства: успешное преодоление препятствий порождает чувство самоэффективности. Но в то же время стоит опасаться легких успехов! Привыкший к немедленным результатам ученик будет пасовать при малейшем затруднении. Основа чувства личной эффективности — постоянные настойчивые усилия, увенчавшиеся успехом. Стоит учиться тому, как извлекать уроки из неудач.
Социальное моделирование: наблюдение за усилиями и успехами кого-то, похожего на нас, усиливает нашу веру в собственную эффективность. И наоборот, неудачи сверстника могут заставить усомниться в себе.
Социальный договор: реалистичное поощрение может увеличить шансы на успех. Но для того чтобы родителю, учителю или товарищу удалось вызвать у ученика сильное чувство самоэффективности, простой похвалы недостаточно. Необходимо ставить ребенка в ситуации, в которых он способен добиться успеха на своем уровне.
Физическое и эмоциональное благополучие: усталость, слабость, чувство тревоги могут быть истолкованы как признаки низкой самоэффективности. В этом случае нужно уменьшить стресс, ослабить депрессию, увеличить физическую активность и изменить интерпретацию своих физиологических состояний.
У нас есть природная любознательность, желание учиться и получать от этого удовольствие
Недавно к обсуждению проблем мотивации подключились нейронауки. Цель исследований — узнать, как обучение отражается на работе мозга.
Для человека как вида желание учиться — одна из базовых потребностей, сопоставимая с потребностью в пище и воде. Это желание играет главную роль в мотивации учеников, поэтому в классе необходимо всячески стимулировать любознательность и пробуждать желание учиться у каждого ребенка. И наоборот, попытка «вдалбливать» знания, умения и навыки — предметные, музыкальные, спортивные, не разжигая «искры» любопытства, а значит и удовольствия, дает наихудшие результаты.
Мотивация опирается на внимание ребенка, разжигает его любопытство и помогает ему быть активным участником собственного обучения. При этом большую роль в процессе обучения играет обратная связь. С точки зрения нейронаук, ошибка — это способ адаптировать свои модели к окружающему миру. Активный ребенок, который ошибается, учится на своих ошибках, а пассивный ребенок не учится ничему.
Что может убить мотивацию?
Во-первых, отсутствие адекватных стимулов. Это относится и к наиболее продвинутым ученикам (которые знают, что не выучат ничего нового на уроке), и к отстающим, которые не могут понять того, что им пытаются объяснить.
Второй фактор — наказание за любопытство: в общении с очень строгими взрослыми, когда ребенка просят замолчать (и не задавать «дурацких вопросов»), сигнал вознаграждения в мозге, связанный с любопытством, угасает, дофамин перестает выделяться. В результате мозг учится больше не проявлять инициативу.
Третья угроза — навязанная передача знаний. Эксперименты показывают, что когда взрослый слишком сильно хочет помочь ребенку и буквально засыпает его объяснениями (например, подробно рассказывает, как работает игрушка), то ребенок прекращает свои эксперименты и вообще теряет интерес к тому, чтобы действовать.
Обратная связь помогает исправлять ошибки
Получение обратной связи об успехах и неудачах в процессе обучения позволяет ученику составить четкое представление о том, в какой точке он находится. Это нужно для того, чтобы ребенок мог видеть и исправлять свои ошибки. При отсутствии обратной связи ребенок имеет лишь очень приблизительное представление о собственных навыках.
Обратная связь от взрослого, который участвует в обучении, часто оказывается определяющей. Можно выделить два типа обратной связи. Нормативная (при помощи оценок) обратная связь располагает ребенка на шкале успеваемости. «У тебя тройка», «У тебя средний результат». Этот тип оценочной информации часто плохо действует как раз на учеников, испытывающих трудности. Они воспринимают плохую отметку как отсутствие знаний или, что еще хуже, как отсутствие собственной ценности.
Информативная обратная связь дает ребенку более нейтральные сведения о его навыках и динамике обучения. «Ты сделал пять ошибок, это на три меньше, чем в прошлом диктанте». «Твои сильные стороны — это… а твои слабые стороны — это…» Такой тип обратной связи предпочтительнее, поскольку он дает ребенку более четкое представление о его знаниях и о процессе обучения. В частности, не очень сильные ученики могут при таком подходе заметить собственный прогресс.
Большое значение имеют слова, выбранные для поощрения ребенка. Если взрослый хвалит усилия («ты много работал»), то ребенок будет больше стремиться к самосовершенствованию, чем тот, у которого отмечали личные качества («ты сильный», «ты умный»).
Роль положительных и отрицательных эмоций в процессе обучения
Эмоции и чувства играют существенную роль в когнитивных процессах. Доказано, что положительные эмоции облегчают обучение, в то время как беспокойство или принуждение снижают настрой на учебу и могут вызвать у ребенка желание по возможности избегать трудностей и переживаний, связанных со школой. По мнению педиатров, выброс кортизола в результате частых стрессов атакует нейроны гиппокампа — области мозга, необходимой для обучения, запоминания и эмоциональной регуляции.
В то же время исследования показывают, что иногда сильные отрицательные эмоции позволяют нам использовать неудачи как основу для движения к более высоким результатам в будущем.
Бывает, что неудачи подталкивают к более глубокому изучению предмета, к преодолению страха, а положительные эмоции могут расхолаживать.
Большинство исследователей сходятся в том, что в целом лучше получать удовольствие от процесса обучения. Отрицательные эмоции нас тормозят, положительные эмоции стимулируют.
Большое значение в развитии мотивации имеет окружение ребенка: семейное воспитание, атмосфера и условия занятий, методы преподавания могут сильно влиять на его вовлеченность. Известно, что наилучших результатов добиваются преподаватели, умеющие удерживать внимание учеников и создавать комфортную атмосферу в классе.
Любой ученик нуждается в заботливых и одновременно требовательных взрослых, которые умеют ставить трудные, но реальные задачи. И тогда ребенок постепенно научится решать их самостоятельно, уже не прибегая к внешней поддержке, и будет заинтересован в собственном движении вперед.