Психолог рассказала, стоит ли платить ребенку за хорошие оценки
Сложно сказать, кто обычно больше радуется пятерке — ученик или родители. Хорошая оценка — это повод для гордости за ребенка, ну и за себя, конечно, тоже. Поэтому всем мамам и папам так хочется как можно больше мотивировать детей на отличную учебу. И во многих случаях на помощь приходит финансовая мотивация. Кто-то дарит за хорошие оценки игрушки, водит в кафе, а кто-то дает деньги. Согласно опросу, большинству родителей (67%) проще мотивировать ребенка чем-то материальным. О том, насколько это правильная стратегия, мы попросили рассказать клинического психолога, нейропсихолога Валерию Ставровскую.
Для начала стоит разобраться, зачем ребенку вообще учиться, какая может быть у него мотивация? Специалисты отмечают, что учеба удовлетворяет сразу несколько потребностей. На уроках ребенок познает мир, получает уважение и одобрение от одноклассников и педагогов, приобретая уверенность в себе, получает удовольствие от того, что у него что-то получается, получает новые навыки и умения. Можно сделать вывод, что все плюсы от учебы — нематериальные и нужны ребенку прежде всего для формирования его личности. И это одна из причин для родителей задуматься, стоит ли вводить в ряд этих факторов удовлетворение еще и материальной потребности?
Многие мамы и папы уверены, что, платя за хорошие оценки, а также за работу по дому, они показывают ребенку, как тяжело достаются деньги. Однако такая стратегия в корне неверна. Ведь учится ребенок для себя, приобретая полезные навыки для будущей жизни. А деньги человек обычно получает за работу для общества. Таким образом, получая деньги за хорошие оценки, школьник будет иметь неправильное представление о работе.
Финансовая мотивация опасна еще и тем, что целью ребенка будут не знания, а получение выгоды. Он всеми путями и способами будет стараться заработать эту пятерку. Скрывать плохие оценки, списывать, пропускать уроки, если не готов, и т. д.
Обратная ситуация может сложиться, если ребенок копит определенную сумму на свою мечту. И собрав ее, он может потерять мотивацию. Зачем получать пятерки, если деньги уже не нужны?
К тому же может получиться так, что и за остальные поручения от родителей школьник может назначить определенные «цены». А такие товарно-денежные отношения в семье недопустимы.
Взрослым изначально нужно постараться формировать у ребенка другую мотивацию к обучению: рассказывать, как это поможет в жизни, приводить личные примеры, обязательно интересоваться успехами и хвалить. При этом не стоит сокрушаться из-за двоек и говорить, что на этом жизнь кончена. Любые оценки важны: это ценный и нужный жизненный опыт.
Дополнительно об эффективных методах мотивирования читайте в наших статьях.
Как повысить мотивацию к учебе в начальной школе
8 стратегий мотивации «нехочухи»
Готовь сани летом: как обеспечить успех будущему школьнику
Материал подготовлен при содействии Центра родительской компетентности ВГПУ.