background picturebackground picture

Не пойду в школу!

Родители

Школьники

Подростки

393

Разбираемся, что за этим стоит и что делать родителям

Современные родители нередко сталкиваются с проблемой: их дети не желают ходить в школу. О причинах такого поведения детей и о том, как себя при этом вести родителям, рассказывает Маргарита Расторгуева, преподаватель кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования» МГППУ.

Как не усугубить ситуацию

Важно понимать, что необходимо бороться не с самим ребенком, а с его нежеланием. Попытки насильно заставить школьника учиться, используя наказания или шантаж, могут только усугубить ситуацию и демотивировать его. Родители могут прибегнуть к подобным попыткам повысить мотивацию ребенку к обучению из лучших побуждений, заботы о будущем ребенка, поэтому часто не понимают, почему же это не срабатывает, а иногда даже ухудшает ситуацию с нежеланием учиться.

Используя такие фразы, как «Не поедешь на отдых с нами, если будет тройка в четверти», «Прогуляешь школу — будешь под домашним арестом», «Не сделаешь домашнее задание — гулять не пойдешь», мы не повышаем мотивацию ребенка, а формируем страх наказания, и школьник, наоборот, теряет всяческое желание совершать попытки повышения успешности обучения.

Также не стоит запугивать ребенка «для профилактики» — например, когда он начал немного интересоваться учебными делами, а родители ему говорят: «Смотри, не запускай, а то лишишься… (не поедешь, не сможешь)». Так у него возникает чувство несправедливости, из-за чего ребенок совсем не видит смысла продолжать стараться. В таком случае нужно не запугивать, а наоборот, похвалить и поддержать его.

Причины нежелания идти в школу

Чтобы помочь ребенку, необходимо понять причины его нежелания идти в школу.

Проблемы при общении со сверстниками

Школьники часто сталкиваются с непониманием со стороны одноклассников, конфликтами и трудностями в общении, что может отбить у них желание посещать школу. Причин трудностей в общении со сверстниками может быть множество, например, застенчивость, когда ребенок боится сделать что-то не так, заговорить с другим и т. д. В таком случае более глубокой причиной является неуверенность в себе, которая мешает ему в выстраивании контактов со сверстниками.

Внутрисемейные отношения

Ребенок, к позиции которого прислушиваются его родные дома и поддерживают его инициативность, как правило, легче выстраивает взаимоотношения со сверстниками. В обратном случае у ребенка из семьи не формируются основные коммуникативные компетенции, такие как умение слушать и слышать. Иногда дети проявляют агрессию в ситуациях возникновения конфликтов, часто это случается из-за того, что ребенок просто не знает, как себя вести в подобных ситуациях.

Проблемы с учителями или конкретным преподавателем

Негативные комментарии учителя или неправильное отношение к ребенку могут стать причиной его нежелания ходить в школу. К таким ситуациям можно отнести часто встречающийся пример «навешивания ярлыков» ученикам или же случаи, когда учитель обращает внимание только на тех ребят в классе, которые быстрее усваивают материал, а остальных практически не замечает.

Трудности в учебе

Некоторым школьникам трудно усваивать материал, что приводит к отставанию и потере интереса к обучению. Так, иногда ребенок пропустил несколько уроков, упустил суть разбираемого материала и потерялся в нем. В случае когда ребенок не смог самостоятельно освоить пропущенное, никто не пришел на помощь, он сталкивается с трудностями в решении ряда заданий по данному материалу, которые ведут за собой проблемы и в последующих темах, связанных с пропущенной. В результате такой ситуации перед ребенком возвышается постоянно растущая стена трудностей, из-за которой он теряет интерес к учебе.

Скука

Если ребенок легко усваивает учебный материал, то ему может стать скучно, и он перестает проявлять интерес к учебе. Также школьнику может стать скучно в школе из-за форм и форматов проведения тех или иных уроков. Современный ребенок быстро осуществляет поиск информации и работу с ней, поэтому, когда он сталкивается с традиционными школьными форматами, он теряет интерес.

Непонимание ценности школьного образования

Часто дети не видят связи между учебой и реальной жизнью, что также может снизить их мотивацию.

Что показал опрос

Согласно опросу, проведенному Исследовательским центром портала Superjob.ru, 35% родителей школьников ответили, что их дети школу любят, 17% — что не любят. В исследовании приняли участие 1600 россиян из различных регионов нашей страны, в том числе родители школьников.

46% опрошенных отметили, что их дети относятся к школе нейтрально, посещают занятия, потому что так надо. При этом ни симпатии, ни ненависти к учебному процессу они не испытывают.

10% родителей школьников рассказали, что их дети испытывают сильную любовь к учебе, учителям и одноклассникам. 16%, то есть каждый шестой, говорили, что дети не любят школу, причем о негативных эмоциях чаще всего сообщали родители учеников 5–9-х классов.

Об отношении к школе, как к родному дому, чаще рассказывали родители учащихся младших и старших классов — 15% и 14% соответственно, тогда как о нелюбви — родители учеников 5–9-х классов, их число составило 20% от общего числа опрошенных.

На вопрос, почему дети испытывают негативные эмоции по отношению к школе, самой популярной причиной оказалось отношение учителей к ученикам — такую позицию разделили 36% родителей. Каждый четвертый родитель и каждый седьмой россиянин, а это 25% и 15% соответственно, считают, что детям неинтересно учиться.

Большую нагрузку школьников отметили 9% родителей школьников, лень в учебе — 5%. О влиянии строгой дисциплины сообщили 9% родителей. Достаточно часто причиной сложившейся ситуации называют буллинг.

Стоит отметить, что, по данным того же исследования, проблема негативного отношения к школе появилась не сегодня. Вспоминая свои школьные годы, 15% россиян рассказали, что они не любили школу, 34% — относились к школе спокойно, 31% — любил, 11% — очень любили.

Как родителям помочь своему ребенку и поддержать его

  • Хвалите ребенка за все его достижения — не только в учебе, но и в других сферах его интересов, таких как дополнительные занятия или хобби. Поддерживайте его любознательность, отвечайте на вопросы и развивайте интересующие темы вместе с ним.
  • Разрешите ребенку использовать открытые источники интернета, научите его безопасному использованию Сети и поиску полезной информации.
  • Объясните ребенку, что ошибки являются нормальной частью обучения, и вы всегда готовы помочь ему разобраться в совершенных ошибках. Вместе с ним найдите материалы, объясняющие тему, с которой у него возникли трудности.
  • Учитывайте график отдыха и прогулок, не перегружайте ребенка учебой. Поддерживайте его интересы и поощряйте его увлечения.
  • Помните, что награды в виде денег или подарков не являются эффективным мотивационным инструментом. Исследователи выявили частую тенденцию у современных родителей использовать награду в виде денег, однако подобный способ повысить желание учиться ослабляет познавательную мотивацию ребенка — ведь тогда он учится не ради процесса, а ради получения денег. Более ценным для ребенка будет проведенное с вами время и полученные впечатления.
  • Прислушивайтесь к своему ребенку, выстраивайте доверительные отношения, внимательно относитесь к его словам и серьезно воспринимайте переживания. Именно родители должны первыми прийти на помощь и протянуть руку помощи, когда дела в школе складываются не лучшим образом.

Нежелание идти в школу — это сигнал для родителей, показывающий, что в жизни их детей происходит что-то неладное, поэтому необходимо разобраться с причинами и помочь ребенку преодолеть трудности.

Поделиться в соцсетях