Главное — сохранить мотивацию
О том, как подготовить ребенка к школе, с чего и когда начинать, на что обратить внимание, рассказывает кандидат педагогических наук, доцент кафедры образовательных технологий ПсковГУ Ирина Витковская.
Первое и самое важное — понять, что ребенок не развивается сам по себе. Не стоит тешить себя иллюзией, что без усилий со стороны взрослых вырастет прекрасная роза. Культурное ухоженное растение вырастет лишь там, где за ним ухаживают. Это говорит о том, что заботиться об обучении и развитии ребенка очень важно. Кто может этим заниматься?
Кто должен готовить ребенка к школе
1. Детский сад. Если ребенок посещает дошкольное учреждение, где осуществляется только присмотр и уход без реализации образовательных программ, то о подготовке к школе родителям придется позаботиться самостоятельно. Но существуют детские сады, в которых с детьми занимаются по развивающим программам. В таких организациях детей готовят к дальнейшему обучению на высоком уровне, их посещать полезно и нужно.
Правда, довольно распространенная проблема в детских садах — пропуски из-за болезни. Если ребенок часто болеет и много пропускает, то подготовка в детском саду будет отрывочная, несистемная и окажется недостаточной.
2. Центры раннего развития. Они бывают очень разные, и здесь прежде всего нужно определиться с целью: для чего вы хотите записать ребенка на занятия? В одних центрах развивают художественную сферу, в других уделяют внимание спортивному направлению, третьи нацелены на интеллектуальное развитие. Идеальный вариант — обеспечить ребенку разностороннюю занятость. Хорошо, если есть возможность развивать и творческие способности, и мелкую моторику, и интеллект. Но в любом случае многое будет зависеть от материальных и временных возможностей родителей.
Существует еще один нюанс: есть центры, в которых детей учат читать и писать. Тут очень важно, чтобы ребенку нравилось посещать эти занятия. Если вы видите, что ребенок идет с нежеланием, если он не хочет заниматься, ни в коем случае не заставляйте малыша.
Если ребенок потеряет желание учиться и интерес к школе, то половина успеха будет утрачена. Поэтому крайне важно сохранить желание учиться.
3. Приглашенный педагог. Хорошо, если в семье есть возможность пригласить специалиста или посещать индивидуальные занятия с педагогом или психологом. Данный способ подготовки к школе очень эффективен. Но главный принцип остается прежним: ребенку должно нравиться заниматься.
4. Школьные курсы. Перед набором детей в первый класс каждая школа организует подготовительные курсы. Надо ли их посещать? Иногда родители говорят, что они и так готовили ребенка к учебе, он все умеет и в чем тогда смысл посещать еще и школьные курсы. Но на таких занятиях в школе у ребенка развивается не только интеллектуальная составляющая, но и происходит социальная адаптация. Ребенок привыкает к той школе, в которую он пойдет 1 сентября, знакомится со своими будущими учителями. Такое знакомство облегчит малышу вхождение в школьную жизнь. Это очень важно.
5. Родители. Независимо от того, посещает ли ребенок детский сад, центры, работает ли он с приглашенным педагогом, родителям все равно выключаться из процесса подготовки к школе ни в коем случае нельзя.
Требования к ребенку при поступлении в первый класс
Чем раньше родители будут знать о том, что ждет школа от будущего первоклассника, тем лучше они подготовят ребенка к учебе. Какие занятия ожидают ребенка в школе?
Первые полгода в первом классе (учебный план)
- Обучение грамоте (затем — литературное чтение)
- Письмо (затем — русский язык)
- Математика
- Окружающий мир
- Технология, предметы художественно-эстетического цикла и физкультура
Исходя из этого плана, для легкой и быстрой адаптации к обучению желательно, чтобы элементарные знания и умения в области перечисленных учебных предметов у ребенка уже были. Важно также обратить внимание на общее интеллектуальное развитие (мышление, внимание, воображение, речь).
Другие навыки и умения
Помимо собственно знаний, большое значение для успешного пребывания в школе имеют и другие компетенции ребенка. Что ему понадобится?
- Социальные умения. Первоклассник должен уметь взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, быть настроен на общение с учителем. Важно объяснить ребенку, что у другого человека, и у учителя в том числе, несколько иная, не такая, как у него, картина мира. Хорошо, если ребенок к этому готов.
- Навыки самообслуживания. Хорошо, если ребенок может сам собрать портфель, подготовиться к уроку, переодеться на урок физкультуры, переобуться, снять верхнюю одежду. Такие навыки необходимо формировать заранее.
- Эмоциональная стабильность. Данная особенность означает способность ребенка спокойно реагировать на разные жизненные ситуации, умение спокойно и без возбуждения отвечать на действия других.
- Мотивация к познанию. Она, возможно, находится на первом месте. Ребенок должен хотеть идти в школу! Если такое желание у него есть, то оно обеспечит половину успеха в обучении. Когда малыш не хочет идти в школу, обязательно нужно выяснить, почему так происходит. Для этого может понадобиться консультация специалиста. Возможно, причина кроется в том, что ребенка «перекормили» подготовкой и он просто устал. Может быть, в семье негативное отношение к школе, и ребенок услышал от взрослых то, чего слышать не должен был.
Если родитель имеет какие-то негативные представления о школе или о педагоге, ему лучше решать все проблемы непосредственно с учителем, ни в коем случае не через ребенка. Нельзя говорить ребенку, что учитель не прав и его осуждать. Иногда взрослые пугают ребенка школой: «Ты так плохо себя ведешь, вот в школу придешь, там тебе покажут!» Такие высказывания недопустимы.
Ребенок должен идти в школу радостный, с пониманием того, что там будет интересно и здорово.
Беседа с психологом
Перед поступлением в школу с ребенком проводят беседу психолог и педагог. Это нужно для того, чтобы понять, насколько будущий ученик готов к школе. Специалисты проведут оценку физического, познавательного, языкового развития, базового опыта ребенка, уровня эмоционального развития, зрительного и слухового восприятия, памяти, личностной готовности, внимания и воли.
Полученная в результате беседы информация предназначена для родителей и учителя. Психолог поговорит со взрослыми и скажет, на какие моменты следует обратить внимание.
В каком возрасте начинать подготовку
Возраст до 3 лет — время налаживания и развития эмоциональной связи ребенка с родителями. На данном этапе очень важны тактильный контакт, общение в ходе совместных игр, для которых подойдут игрушки (конструкторы с крупными деталями, кубики, пазлы, лото, матрешки), лепка, раскраски, рисование, слушание музыки, чтение родителями детских книжек.
В 3–4 года нужно продолжать игры, но можно включать в занятия решение логических задач, счет предметов, пробы знакомства с буквами, их сочетаниями и далее (если ребенку интересно!) — слова, словосочетания и предложения. Некоторые дети начинают в этот момент читать.
5–7 лет — важнейший период, обеспечивающий успешность ребенка в школе и в жизни. На данном этапе созревают важные функции коры головного мозга, поэтому нужно добавить игры на счет, обучение чтению, письмо.
Чему учить
- Решать задачи (логические, арифметические)
- Считать
- Читать
При этом важно сохранять мотивацию и развивать произвольность (способность самостоятельно поставить цель, наметить путь ее достижения, довести начатое дело до конца).
Игры для развития и обучения
На развитие памяти
Предложите ребенку для запоминания от 7 до 10 картинок или слов, не связанных по смыслу (зрительная память). Уберите картинки, а ребенок пусть назовет слова.
Для тренировки слуховой памяти слова произносятся взрослым вслух без картинок: луг, пруд, гром, маг, шерсть, вид, сад, рот, сын, крот.
Для развития смысловой памяти взрослый медленно зачитывает 8–10 пар слов, связанных по смыслу: стол — лампа, тетрадь — карандаш, перо — птица, мост — река, стол — обед, час — время, лист — дерево. Затем читает одно слово из пары, а ребенку надо назвать второе.
Для тренировки логической памяти родитель читает 8–10 групп слов: по три слова, связанных по смыслу, обращая внимание на связь слов в тройке: дом — улица — город; дерево — ствол — лист; сад — земля — растение; больница — врач — больные. Затем называет одно слово из тройки (или предъявляет карточку с картинкой или словом). Ребенку надо вспомнить остальные два.
На развитие логического мышления
Найди лишнее. На слух: брюки, рубашка, пиджак, очки, кепка. Почему? Назови одним словом. Или на картинках: машина, самолет, собака, велосипед.
Добавь еще 3–4 предмета и назови одним словом: кастрюля, тарелка, … (чашка, вилка — посуда); щука, карась, … (окунь, сом — рыба); шапка, пиджак, … (шуба, платье — одежда).
На развитие понятийного мышления
Скажи наоборот: высокий — … ; широкий — … ; тяжелый — … Если ребенок пока не может назвать антонимы — подсказка: дорога широкая, а тропинка …
Понимание закономерности: на слух предлагаются два слова, находящихся в определенной связи, затем предлагается третье слово и задание — подобрать к нему слово по такому же принципу. Девочка — платье; мальчик — … (даем на выбор: мяч, брюки, сила); стол — скатерть; пол — … (пыль, ковер).
Общие правила обучения в дошкольном возрасте
1. Начинайте как можно раньше.
2. Учите с удовольствием.
3. Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.
4. Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.
5. Создайте подходящую обстановку для обучения.
6. Останавливайтесь прежде, чем ваш ребенок сам этого захочет.
7. Почаще вводите новый материал.
8. Будьте организованны и последовательны.
9. Не проверяйте знания своего ребенка.
10. Тщательно готовьте учебные материалы и делайте это заранее.
11. Помните об основном законе безопасности: если вам или вашему ребенку неинтересно — прекратите занятия.