background picturebackground picture

Как повысить мотивацию к учебе в начальной школе

Школьники

231

Назрела необходимость перемен в технологии обучения, считают специалисты

Какая бывает мотивация? Как использовать игровые приемы при обучении и сделать более эффективной обратную связь с детьми? Как повысить субъективную и объективную значимость ребенка в учебном процессе? На эти вопросы ищут ответы педагоги и психологи.

Разум и/или чувства

«Сегодня к обучению относятся на основе рациональной психологии конца XIX века, — сообщил на своей публичной лекции в Институте практической психологии «Иматон» специалист в области развития творческого мышления, способностей и учебной мотивации детей и подростков, автор популярных в Санкт-Петербурге арифметических олимпиад, вошедших в число лучших образовательных инициатив 2019 года, кандидат психологических наук Юрий Гатанов. — При таком подходе человек приравнивается к сознанию. Считается, что если взрослому или ребенку рассказать, как правильно себя вести, и он это поймет и осознает, то именно так он и будет поступать».

Но в реальности все происходит, как правило, по-другому. Человек — и взрослый, и в особенности ребенок — существо эмоциональное. Все знают, как необходимо себя вести: утром бодро встать и сделать зарядку, съесть полезный завтрак, ни в коем случае не заводить вредных привычек и прочее. Подобные утверждения ни у кого не вызывают сомнений. Но многие ли ведут себя таким образом? Конечно, нет. Ведь в действительности мы, как правило, руководствуемся не разумом, а эмоциями.

«В свое время и психологи-бихевиористы, и психоаналитики пришли к выводу, что мы преувеличиваем роль сознания, — рассказывает Юрий Гатанов. — Но рациональная психология конца XIX века, где человек приравнивается к сознанию, оказалась доминирующей». Сегодня, если мы хотим успешно взаимодействовать с детьми, нам стоит поменять свои убеждения.

Сейчас, а не потом

Учителя и родители считают, что все дети должны хотеть учиться. На словах так и происходит, но в реальности ребенок не горит желанием выполнять домашнее задание, а хочет гулять, играть на компьютере, смотреть мультики или просто лежать. Это говорит о том, что планирование на долгий срок (учиться сейчас, чтобы стать умным потом) детям не свойственно. Им требуется мотивация краткосрочная.

Если детей спросить: «Зачем надо учиться?», они ответят нашими же словами: «Нужно учиться, чтобы стать умными, чтобы поступить в университет, чтобы получить хорошую профессию» и так далее. Подобный ответ — социально желательный. Дети отвечают так, как их научили, потому что знают, что фраза «Учиться не хочу!» — это плохой ответ. 

Ребенок не может строить долгосрочные планы, потому что это навык взрослого типа мышления. Он может стать доступным подростку только после 14 лет. Но краткосрочная мотивация ребенку понятна. Ее преимущества хорошо известны родителям. Методы «пока не выучишь — гулять не пойдешь» и «сделаешь уроки, тогда посмотрим» используются взрослыми довольно часто.

Юрий Гатанов

Чем дети занимаются, когда у них есть свободное время? Они играют и наслаждаются своей игрой. В такие моменты ребенок испытывает удовлетворение и сильные эмоции. «А когда человек эмоционально включен в деятельность, его память, внимание и вообще все психические процессы работают на максимальном уровне», — говорит психолог. Использование игры в процессе обучения может существенно облегчить задачу.

Учиться в игре

Но игры бывают разные. Для того чтобы игру можно было использовать для обучения, она должна соответствовать определенным принципам.

1. Хорошая игра имеет ясные цели и разнообразные пути их достижения. Это значит, что каждый ребенок может выбирать стратегию своих действий. В классе ученик, как правило, этого лишен: его научили каким-то способам достижения цели, и он использует только их. Более того, инициатива в поиске нестандартных решений в большинстве случаев не поощряется.

2. Полезна игра, в которой не ограничивается, а поощряется рост и продвижение участников, их удачные действия. При традиционном обучении учитель вынужден ограничивать активность лидеров. Если за ответ ученик получит пятерку, дальше учитель его спрашивать не будет. Такое положение дел снижает активность ребенка. В результате у него падает и работоспособность. Ребенок начинает думать, что его все равно не спросят, перестает учить. Дети злятся друг на друга, потому что одного спрашивают, а другого — нет, и так в классе возникает не очень хорошая атмосфера.

Юрий Гатанов

3. Игра имеет четкие и понятные всем правила. Эти правила нельзя менять, и подчиняться им должны все участники. Как правило, отличнику получить пятерку проще, чем троечнику. Отличнику можно сказать пару слов, а троечнику придется попотеть, чтобы получить высокую оценку.

4. В игре предоставляется право на риск или право на ошибку. Если ученик в контрольной работе применит рискованное решение и ошибется, он получит плохую оценку. Как бы ты ни демонстрировал свои знания в школе, если ты пришел к неправильному решению, тебе поставят плохую оценку. Если задача будет поставлена в игровой форме, то ребенок почувствует себя свободнее.

Гендерные различия

В начальной школе лучше учатся, как правило, девочки. Как оказалось, на успеваемость влияет не сам пол ученика, а правила преподавания и игровых приемов, используемых для обучения. Игры для девочек имеют четкую структуру, действия в них производятся строго по очереди, все процедуры регулируются неизменными правилами, участвует малое количество игроков и реже используется применение креативных стратегий. Игра идет без риска, и все движется по заданному плану.

В играх для мальчиков все действия происходят одновременно, не по очереди, участвует большое количество игроков, правила тоже есть, но они не так жестко регламентированы, и увидеть их нарушение сложнее, чем у девочек. В играх для мальчиков вознаграждается инициатива, импровизация, креативность, умение справиться с непредусмотренной ситуацией. Типичная игра — футбол.

«В начальной школе все учителя, в основном, женщины. И хотят они того или нет, но они будут играть в те игры, в которые играли сами, с женскими правилами, — напоминает Юрий Гатанов. — И что урок больше будет напоминать — игру в классики или футбол? Конечно, классики. А это значит: „Не кричим с места, поднимаем руку“».

В мальчиках ценятся другие качества. Но когда мальчики приходят в начальную школу, то попадают в женскую игру. «Все то, что считается хорошим в обычной мальчишеской жизни, — чем быстрее, тем лучше, чем громче, тем лучше, чем активнее, тем лучше, — здесь, в женской игре, становится плохо, — поясняет психолог. — И получается, что мальчики играют в какую-то другую, не свойственную им игру, где другие выигрывают просто из-за правил».

Кроме того, психологи связывают успехи в учебе с игрушками, в которые в детстве играют дети. Игры в куклы или с плюшевым медвежонком развивают общение, учат коммуникации. Если же у ребенка только пистолет и танк, то с такими игрушками разговаривать не получится. Мужские игрушки — мяч, конструктор — тоже хорошие, но они закладывают совсем другую основу. Следовательно, обучающие игры необходимо устраивать с использованием разных правил, так, чтобы к ним могли адаптироваться и девочки, и мальчики.

Что еще важно

Большое значение в учебе имеет обратная связь. Когда ребенок чему-то учится, ему необходимо получать как можно больше отзывов от взрослого о своей деятельности. Речь не идет о похвале, важно сообщать ребенку, правильно или неправильно он действует, причем объяснять как можно подробнее. Необходимо обсуждать не только результат, но и все этапы решения. По словам эксперта, более частая и незамедлительная обратная связь способствует более быстрому научению.

Не следует сравнивать одного ребенка с другим. Дети, которых постоянно сравнивают друг с другом, не умеют объединяться, не могут работать в команде. При сравнении с другими есть три отрицательных момента.

  1. Человек становится зависимым от группы. Он работает хорошо, если группа сильная, но если группа слабая, то ему для хорошей работы будет не нужно прилагать усилия.
  2. Плохое эмоциональное состояние. Даже если ребенок очень умный, всегда найдется тот, кто умнее. Осознание этого факта будет делать ребенка несчастным.
  3. Трудности в общении. Лидеры группы, как правило, начинают демонстрировать свое превосходство над остальными. Таким образом они повышают самооценку.

Если сравнивать ребенка с ним самим, достигнутые им результаты с его прежними успехами, а не с другими детьми, то таких негативных факторов не возникает.

Конечно, родители не всегда могут повлиять на школьный процесс обучения, но при занятиях с детьми дома вполне возможно применять все вышеперечисленные принципы для успешной учебы.

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях