background picturebackground picture

8 стратегий мотивации «нехочухи»

Раннее детство

Дошкольники

Школьники

Подростки

304

Об отказе от диктатуры, праве выбора и истории успеха вместо слова «надо»

Вы когда-нибудь тратили полдня на совершенно ненужные вещи, лишь бы не делать одну, но нужную, которая заняла бы всего час? Отсутствие мотивации и погружение в прокрастинацию — это человеческая, а не только детская проблема. Но если мама и папа могут себя «заставить» или «подтолкнуть», грамотно расставив приоритеты, пообещав себе вознаграждение или научившись говорить «нет» действительно лишним задачам, то дети еще не достигли такого уровня самоконтроля. И потому им нужна наша поддержка. Опустим «мотивирующие речи» и попробуем психолого-педагогические стратегии вместе с экспертом «Родительского университета «Просвещения» Ольгой Давыдовой.

Работа над ошибками

Как мы обычно мотивируем ребенка, который не хочет делать уборку / домашнее задание / читать летний список литературы?

  • Есть такое слово — «надо».
  • Ты весь день ничего не делаешь, имей уже совесть.
  • Сейчас поработаешь, потом можешь поиграть.
  • Спасибо мне еще потом скажешь.
  • Никого твои «хочу» не волнуют.
  • В сентябре без подготовки труднее будет.
  • Это важно для твоего будущего.
  • Сын (дочь) моей подруги уже наверняка все сделал(а).
  • Не будешь учиться — не сможешь потом работать.

Если вы уже давно пытаетесь справиться с немотивированным ребенком, то наверняка поняли: если сказать «Это тебе нужно», ничего не произойдет. Дошкольники, младшеклассники, даже порой подростки еще не знают, что им нужно и почему. Зато видят, что этот вопрос почему-то решили за них вы.

Стратегия 1: Узнайте, что интересно вашему ребенку

Если вам нравится писать статьи, вы не будете откладывать этот процесс в течение дня. Если вам нравится учить итальянский язык, вы не будете вместо этого искать новый рецепт на ужин (правда, если он не на итальянском). Иногда, конечно, будете, потому что усталость — это нормальное чувство, за которое не стоит себя ругать, но на постоянной основе «бегать» от занятия не станете.

Дети не исключение. Учиться мотивировать ребенка и показывать ему, как планировать свою деятельность, можно… на том, что ему уже нравится делать.

  • Наблюдайте за детьми, чтобы понять их интересы.
  • Проявите свою заинтересованность. Даже если то, на чем сфокусировался ребенок, сильно отличается от того, чем бы вы хотели его заинтересовать.
  • Найдите способ связать «нужное» и «любимое» через навыки. Это самый распространенный совет педагогов-психологов.

Комиксы, например, могут стать прекрасным способом потренироваться читать.

Занятия математикой на пикнике помогут избавить ее от ореола «парта-учебник-ручка-скучно!».

Урок музыки, на котором можно разучить любимые мелодии из TikTok, перестанет быть столь нежеланным.

Совместная зарядка с друзьями, которую дома разрешила мама, имеет все шансы стать традицией.

На аналогичном принципе строятся материалы для дошкольного развития.

Предложение «Давай потренируемся говорить правильно» для ребенка выглядит непривлекательно. Идеи раскрасить трех друзей — енотов, посчитать зайцев на сосне, спасти дракончика из лабиринта, придумать свой стишок про золотую рыбку звучат куда интереснее. Одна из лучших серий с таким комплексным подходом — «Мультитренажер» Натальи Теремковой (Бином Детства). Там несколько частей, распределенных по временам года.

Стратегия 2. Поддерживайте желание достичь успеха

Нет людей, которые хотели бы стать неудачниками. Вопрос о том, что именно считать успехом, относится уже к теме самооценки.

Воспитать очень мотивированного ребенка, который впадает в истерику от второго места на олимпиаде или пятерки с минусом за сочинение, не ваша цель.

У детей, которые слишком часто терпят неудачи и не получают похвалы за свои попытки, может развиться выученная беспомощность. Они будут чувствовать себя неудачниками «в любом случае» и потеряют мотивацию что-либо делать из-за отсутствия уверенности в способности достичь цели. И это самая частая причина стресса, «лени» и апатии уже в подростковом возрасте.

  • Ну куда ты лезешь?
  • Дай сюда, я сама сделаю!
  • Ты просто не старалась.

Такие фразы, вырывающиеся у каждого взрослого, увы, демотивируют наших детей хуже нелюбимой математики и страшного мытья полов.

Рекомендации:

  • Убедитесь, что у ребенка есть шанс на успех. Не отправляйте его на битву с драконом, если из оружия только картонный меч. Не требуйте первого места на турнире по шахматам, когда она любит рисование. Дети очень хотят порадовать родителей, и неудача в этой ситуации будет восприниматься еще и как «предательство», потому что «мама так хотела мной гордиться…»
  • Ставьте разумные ожидания перед сложными, но достижимыми задачами.
  • Помогите детям увидеть себя успешными людьми, хваля их за успехи и рассказывая о своих собственных достижениях.
  • Убедитесь, что ребенок точно знает, что именно от него ожидается. Если ваш школьник с трудом справляется с домашними заданиями, возьмите за привычку подходить и разбирать с ним вместе, в чем смысл упражнения и что требуется выполнить. Непонимание условий загоняет в состояние стресса чаще, чем сложность самого процесса.

Стратегия 3. Показывайте мир возможностей

Если ваш сын в четвертом классе заинтересовался созданием видеоигр после ролика на YouTube, последнее, что вы можете сделать для его здоровой мотивации, это сказать:

  • Глупость какая, кому это надо?
  • Нет бы лучше математикой занялся.
  • На это нужны годы и годы, думаешь, у тебя быстро получится?

Знакомить детей с достижениями других в области их интересов — прекрасный способ мотивации. Только не нужно сравнивать их с другими или сразу ставить планку на очень высокий уровень. Чужие истории успеха, залогом которого стала долгая работа, — хороший вариант как для дошкольников, так и для подростков. Детям помладше подойдет веселая история про спортивные успехи и любовь к булочкам барсука Вареника (серия Ирины Зартайской «Пряник и Вареник»), а ребятам постарше — серия книг «Жизнь замечательных людей», приключенческая проза или психологическая научно-популярная литература.

Стратегия 4. Откажитесь от мотивационных бесед

Вы не менеджеры по подбору и обучению персонала крупной компании, вы мама или папа лучшего ребенка на свете. Мотивационные разговоры работают редко, и дома можно это смело признать. Разговор о важности усилий вряд ли заставит детей изменить свой образ жизни, зато выработает стойкое недоверие к ценности ваших слов. Какими бы прекрасными ни были ваши намерения.

Рекомендации:

  • Не делайте акцент на прошлых и не всегда удачных результатах. Забудьте на время про аргумент «В прошлый раз ты не дописал упражнение, потому что отвлекался, и вот — получил тройку». Сосредоточьтесь на будущих: «Похвала и поздравления — это всегда так приятно. Как думаешь, что можно сделать, чтобы у нас все получилось?»
  • Предложите ребенку самостоятельно оценить свою работу. В школе за него решает учитель, дома — вы. Хотя бы летом можно попробовать другой вариант. Есть множество полезных изданий и сайтов с заданиями для самопроверки, которые разовьют так называемое мышление роста — основу развития ребенка.

Стратегия 5. Перестаньте диктовать

Почему учителя и родители пытаются изо всех сил мотивировать детей? Мы хотим как лучше. А еще хотим контролировать процесс, потому что нам одним известна тайна «как лучше». Мы говорим, когда и как делать домашнее задание, когда смотреть телевизор, когда гулять с друзьями, что можно рисовать, кому писать, куда ходить и как себя вести. Вот только чем больше дети чувствуют, что они не решают, как организовать свою жизнь («Вот будет тебе 18, делай, что хочешь!»), тем меньше вероятность того, что они будут придерживаться чужих решений.

Рекомендации:

  • Не делайте работу за ребенка — вы приучаете его к несамостоятельности, на которую потом будете жаловаться.
  • Предоставьте возможность участвовать в процессе принятия решений — даже если это выбор, что будет на завтрак или какое задание из трех по окружающему миру будет выполнено первым.
  • Помните, что переговоры, даже если дипломату с другой стороны 5 лет, — это мощный инструмент, который позволит избежать конфликтов.

Стратегия 6. Обозначьте правила игры

Дети не отказываются выполнять просьбы, чтобы вас специально позлить, чаще всего они просто не знают, чего от них ждут. Мы, к сожалению, очень редко четко озвучиваем свои ожидания даже во взрослой жизни. Количество семейных и рабочих конфликтов можно было бы сократить вдвое, если бы люди проговаривали правила игры, пожелания и цели.

Рекомендации:

  • Четко объясните, что не подлежит обсуждению и не может быть изменено в процессе. Если пропускать занятия по гитаре нельзя до конца декабря, сообщите об этом до того, как они начнутся в июне. Но будьте гибкими: если уроки делают ребенка несчастным, готовьтесь к переговорам.
  • Если хотите, чтобы ребенок участвовал в домашних делах, четко скажите ему об этом. Дети не обязаны понимать по вашим глазам, что вам будет приятно увидеть пылесос в их руках. Лучше предложите ребенку выбор, как именно он может помочь вам с уборкой квартиры или дома.

Стратегия 7. Поддерживайте (и ребенка, и себя)

Совершенно нормально расстраиваться, когда дети не проявляют достаточно мотивации и упорства. Незнание того, что с этим делать, расстраивает еще больше. И все это не делает из вас плохих родителей и плохого ребенка.

Отсутствие мотивации может быть вызвано различными причинами:

  • неуверенность в себе;
  • неучастие в принятии решений (это когда ребенок хотел гулять, а надо почему-то читать сказки Бажова);
  • усталость от ожиданий (хочется радовать маму, а она не радуется и поднимает планку);
  • разочарование от результата;
  • просто плохое настроение.

Рекомендации:

  • Поговорить с детьми о неудачах. Рассказать, что они бывают у всех, и у вас тоже.
  • Комментируйте любые положительные изменения, которые видите в работе ребенка, даже если они не приводят к достижению результата. Если работа стала аккуратнее, хоть и ошибок осталось много, скажите: «Смотри, какая красивая палочка у буквы И!», а не: «Смотри, сколько ошибок ты наляпал».
  • Если вы видите, что ребенок старается изо всех сил, признайте это. Если видите, что ребенок пробует решить вопрос по-другому, покажите, что заметили это.
  • Хвалите (и ругайте, если уж ругаете) именно усилия, а не самого ребенка, чтобы он понял: его личность не зависит от того, какую оценку поставил учитель и высказали вы.

Стратегия 8. Сосредоточьтесь на сильных сторонах

Измените свое восприятие образовательного процесса.

Быть лучшим во всем — это не цель гонки длиной в 11 лет.

Поместите то, что получается у ребенка лучше всего, в фокус ваших наблюдений и усилий. Детям для развития грамотной самооценки и устойчивости психики очень нужно добиться успеха в одной-двух областях, а не считать себя «средними» сразу во всех. Даже если это будет геология вместо биологии и географии.

Даже самые немотивированные и склонные к деструктивному поведению дети изменятся, когда найдут свою суперсилу. Не отказывайте им в праве искать. Кстати, специалисты по карьерному развитию напоминают: поколения зумеров и «альфы» не будут работать на одной работе всю жизнь. Так что учиться искать себя — желанный навык в нашей реальности.

Поделиться в соцсетях