Разбираемся вместе с психологом
С каждым годом все больше детей и подростков увлекаются японскими мультфильмами, и это сказывается на их психическом развитии, причем как положительно, так и отрицательно. Алексей Коджаспиров, кандидат психологических наук, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» МГППУ, рассказывает о влиянии аниме на психику детей и подростков.
История аниме
Аниме, будучи популярным жанром анимации, оказывает значительное влияние на детей разных возрастных групп. Для начала разберемся, что такое аниме и как оно появилось.
Японская анимация официально зародилась в 1917 году. 1 января 1917 года вышел один из первых анимационных фильмов — «Новый альбом набросков», созданный Дэкотэном Симокавой. Однако Симокава не был единственным, кто способствовал развитию анимации в Японии. Сам жанр не мог бы возникнуть без манги — другого японского вида искусства, который напоминает американские комиксы, только японский вариант рисуется и печатается в черно-белом цвете. Сначала манга публиковалась в газетах и журналах, а затем начала выходить отдельными книгами, представляя собой большие истории с продолжением.
Сегодня аниме невозможно представить без манги: анимация часто основывается на ее сюжете или полностью повторяет его. Также существуют «оригинальные аниме», созданные без предварительных печатных изданий. Аниме в России начали приобретать популярность в начале 1990-х. В это время были сняты все ограничения на японскую анимацию, и в российский прокат вышли культовые мультфильмы, такие как «Ведьма Салли», «Покемоны» и «Соник». Для многих россиян знакомство с аниме началось с проекта «Сейлор Мун: Луна в матроске», который впервые показали на телеканале 2×2 в 1996–1997 годах.
Влияние аниме на психику детей и подростков
Рассмотрим влияние аниме на сегодняшнее подрастающее поколение, так как культура меняется, и то, что было в моде в 1990-х, сейчас уже не популярно. Появились новые фильмы, которые смотрят и любят дети.
Дошкольный возраст
Дошкольный возраст представляет собой период интенсивного развития ребенка, когда формируются ключевые черты его характера и мировосприятия. В этом возрасте дети особенно чувствительны к визуальной информации, поэтому выбор контента для просмотра должен быть максимально продуманным.
Положительные аспекты аниме для дошкольников включают развитие воображения, стремление к обучению и освоению новых навыков, а также первичные представления о чувствах, добре и зле. К примеру, полезны и популярны такие мультфильмы, как «Рыбка Поньо на утесе», «Ариэтти из страны лилипутов».
Однако у аниме есть и негативные стороны. Чрезмерное и продолжительное увлечение аниме опасно для дошкольников тем, что, увлекаясь красивой картинкой, ребенок может попасть на сцены, травматичные для неокрепшей психики или открытые сцены насилия. В этом случае ребенок, ориентируясь на визуальный ряд, может усваивать асоциальные для нашего общества примеры поведения. Также мы помним историю с покемонами, когда резкая смена визуального ряда может подсознательно вызывать тревогу, страхи и агрессию у маленьких детей. И конечно, из-за кардинальной разницы в культурах между нашими странами психологи рекомендуют ограничить просмотр именно таких аниме дошкольниками либо смотреть их только в присутствии родителей.
Младший школьный возраст
Школьные годы представляют собой период активного обучения и формирования личности. В это время дети начинают осознавать собственную индивидуальность и активно ищут примеры для подражания.
Одним из положительных аспектов аниме в этом возрасте является возможность стимулировать саморазвитие и укрепление таких базовых понятий, как дружба, ценность семьи и любовь. Герои аниме часто сталкиваются с различными сложными задачами, что помогает развить навыки решения проблем и принятия обдуманных решений. Кроме того, во многих аниме есть положительные персонажи, способные стать примерами для подражания и способствующие формированию у детей правильных моральных ценностей.
Отрицательное воздействие заключается в том, что некоторые жанры содержат элементы насилия или имеют сложности с моральной оценкой действий персонажей. Это может привести к подражанию и искажению представлений о нормах поведения. Культуры Японии и России кардинально различаются. Например, тема «сэппуку» (ритуального самоубийства путем вспарывания живота) была популярна среди самураев в средневековой Японии. В нашей культуре вопрос самоубийства вызывает дискомфорт и неприязнь, тогда как в Японии это исторически воспринимается как норма. По этой причине подобные темы можно встретить даже в «Кодомо» — аниме, предназначенном для детей до 12 лет.
Подростковый период
Подростковый период — это время перемен и самопознания, когда юноши и девушки стремятся понять, кто они и какое место занимают в мире. В этот период аниме часто становится для них источником вдохновения и примеров для подражания, помогая найти ответы на важные вопросы. Просмотр аниме может стать толчком к новым увлечениям и самореализации, подталкивая подростков к занятиям рисованием, танцами или спортом. Такие популярные аниме, как «Haikyuu!!», «Баскетбол Куроко» и «Добро пожаловать в Бальный зал», — вот лишь некоторые примеры произведений этого жанра, способных вдохновить на новые начинания.
Но самая большая проблема здесь — это также различия культур двух стран. В Японии до недавнего времени юридический «возраст согласия» для вступления в половую связь был 13 лет. В 2023 году парламент Японии принял закон, который повысил этот возраст до 16 лет. Эта норма была изменена в стране впервые с момента ее принятия в 1907 году. Соответственно, их возрастная категория просмотра таких мультфильмов может сильно отличаться от нашей. Также и пропаганда ЛГБТ на Западе является нормой и поддерживается обществом. В России данная тема запрещена и в кинематографе не поднимается, но подросток может натолкнуться в том числе и на такие аниме.
Влияние аниме на психику ребенка зависит от множества факторов, таких как возраст, индивидуальные особенности и содержание самого аниме. Важно помнить, что любое воздействие должно быть умеренным и контролируемым. Родители должны внимательно следить за тем, какие аниме смотрят их дети, и обсуждать с ними увиденное, чтобы помочь детям правильно интерпретировать информацию и извлекать полезные уроки из просмотренного.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.