background picturebackground picture

Детские конфликты: вмешиваться или нет

Родители

Раннее детство

Дошкольники

18

Мнение специалиста

Как известно, конфликты — реальность любых отношений и взаимодействий как в мире людей, так и в мире природы. Детские конфликты неизбежная реальность роста и развития ребенка, его взаимодействия с окружающими и активной социализации. Но как вести себя родителям  вмешиваться ли, помогать ли разрешать детские конфликты? На эти вопросы отвечает Марина Розенова, доктор психологических наук, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» МГППУ.

Значение конфликтов

Участие в конфликтах учит ребенка понимать и разбираться в других людях и самом себе, более точно ориентироваться в разнообразных жизненных ситуациях, уметь понимать свои и чужие границы, искать способы и средства оптимального разрешения неприятной ситуации и т. д.

Источники детских конфликтов так же разнообразны, как и у взрослых: ими могут выступать как базовые эмоции (страхи, обиды, зависть), так и сложные переживания, возникающие при взаимодействии с другими и при восприятии самого себя, собственных действий, внешности, особенностей характера, национальности, способностей и т. д. Стремление доминировать, быть лучше или заметнее других — мощный источник всех человеческих (и не только) конфликтов.

Причины детских конфликтов

Причинами детских конфликтов выступают:

  • борьба за реализацию своих потребностей и желаний;
  • игровые ситуации, которые каждый ребенок может видеть по-своему;
  • борьба за внимание взрослого и получение похвалы;
  • спонтанная (неосознаваемая) или осознанная неприязнь к кому-то;
  • борьба за внимание взрослого;
  • личностные и физические особенности ребенка;
  • различия в восприятии ситуации по причине включенности в разные культурно-религиозные контексты.

Типы детских конфликтов

Детские конфликты можно разделить на некоторые типы:

  • конфликты конкурентного характера, в которых ребенок противопоставляет себя другому ребенку или другим детям в споре за какие-то предметы или условия;
  • конфликты проясняюще-нормативные (например, когда дети бегут жаловаться на другого ребенка по поводу его поведения или действий, нарушающих введенные взрослым правила: так дети пытаются понять, насколько серьезны эти правила и надо ли их полностью соблюдать);
  • конфликты личностного характера, связанные с отстаиванием своих границ и права на владение чем-либо, а также с отстаиванием права на выражение своей индивидуальности.

Важным моментом в правильном понимании характера детских конфликтов выступает возраст ребенка, который детерминирует актуальные потребности и возможности ребенка и определяет сопутствующие действия взрослых (родителей).

Что делать родителям?

Если возраст ребенка от 1 года до 2,5–3 лет

Степень участия и включения взрослых в решение детских конфликтов определятся возрастом ребенка, его индивидуальными особенностями, характером текущей ситуации (контекста) и уровнем его социализации.

Самые маленькие дети (от 1 года и до примерно 2,5–3 лет) в силу возрастных особенностей не воспринимают других детей как партнеров, соперников и т. п. Взаимодействие детей носит преимущественно ситуативный характер, в силу чего конфликты, а точнее «мелкие стычки», случаются по причинам физической (связанной с недостатками координации) неловкости детей, спонтанной реакции интереса к каким-либо чужим предметам.

Роль взрослого:

  • обеспечить более безопасную среду для игры и детских взаимодействий (желательно ограничить доступ к самым маленьким трехлеток, поскольку они точно будут стараться задирать и обижать малышей — как более слабых);
  • внимательное и терпеливое наблюдение за действиями детей: если дети начинают конфликтоподобную возню, вмешиваться сразу не надо, иногда совсем не надо, а надо понаблюдать — дать развернуться процессу взаимодействия и отношений, в ходе которых дети могут сами найти выход (решение спорной ситуации) или найти более оптимальное взаимодействие.

Если же ситуация обостряется, то задача взрослого — максимально объективным способом показать или помочь в решении ситуации (показать «как играть по очереди», «как меняться игрушками», помочь освоить принципы «хочешь — попроси», «хочешь чужую игрушку — предложи свою», «не дали — согласись, у тебя есть свое»).

Ранний возраст — хорошее время для освоения детьми базовых моделей взаимодействия с другими, в том числе поведения в спорных или острых ситуациях. Также важно помнить, что умение детей решать конфликты — это опыт их родителей, которых они копируют: если родители сами слабо ориентируются в оптимальных способах решения конфликтных ситуаций и постоянно конфликтуют или недовольны жизнью, то их дети тоже с большой вероятностью будут попадать в конфликтные ситуации и не понимать, как в них себя вести.

Если ребенку 3 года

В возрасте 3 лет ситуация отражает доминирующую линию детского развития, а именно противопоставления себя всему миру. В силу этого трехлетки вступают в конфликт со всеми (и младшими, и старшими), постоянно всех провоцируя и пытаясь «завоевать все пространства, вещи и возможности». Это очень активный период социализации, и дети должны научиться чувствовать волю других людей, их интересы, разбираться в ситуации и людях.

Роль взрослого:

  • быть готовым помочь прояснить ситуацию в детском взаимодействии;
  • самому быть позитивным компетентным примером;
  • много разговаривать и обсуждать с ребенком разные ситуации и истории, которые расширяют кругозор детей, помогают увидеть стратегии поведения в спорных ситуациях и возможные выходы конструктивного решения конфликтов. Для этого хорошо читать и обсуждать книжки, смотреть мультфильмы и потом делиться впечатлениями и мыслями о ситуациях и героях произведений.

В случае острой ситуации и наличия опасности для ребенка, необходимо встать на его защиту: подойти ближе, создать ситуацию большей уверенности ребенка в своих силах; доброжелательно, но твердо и уверенно запретить обижать ребенка («не разрешаю это делать»), с последующим совместным с детьми обсуждением того, что происходит, чтобы научить детей правильнее понимать происходящее.

Если возраст ребенка 4–5 лет

Дети в возрасте 4–5 лет становятся более сильными и скоординированными. В ситуациях противоречий они начинают толкаться, драться, обзываться.

Роль взрослого: если взрослый стал свидетелем детского противоборства, его надо прекратить, а детей, что называется, «развести по углам», с обязательными последующими активно обучающими и развивающими разговорами — обсуждениями и игровым обучением моделям поведения в конфликтной ситуации.

Агрессивным способам поведения дети учатся спонтанно и легко, а приобретение навыков более сложных и речевых форм разрешения конфликтов требует усилий и специального тренинга.

Если возраст ребенка 5–6 лет

К 5–6 годам конфликтное поведение детей меняется: они стараются действовать не столько спонтанной силой (как раньше), но прибегают уже к психологическим формам давления («не дружить», «не принимать в игру», «подговорить против» и т. п.).

Роль взрослого:

  • помогать правильно понять ситуацию;
  • поддерживать в усилиях «налаживания контакта»;
  • вселять уверенность в ребенка и обучать его разнообразным навыкам и знаниям (спорт, увлечения, участие в творческих проектах и т. п.);
  • развивать способности, посредством которых ребенок будет чувствовать себя увереннее и тем самым будет интересен другим;
  • и снова здесь необходимо много разговоров и обсуждений жизненных ситуаций, что позволяет ребенку наращивать компетентность в понимании жизни и людей, а значит, иметь хорошую основу разнообразного уверенного поведения среди других.

Отдельно следует сказать про «конфликты детской души», то есть внутриличностные конфликты, связанные с развитием душевного и духовного мира ребенка, его становлением как личности. Основу таких конфликтов составляют всё более сложные переживания, которые ребенок открывает в себе. Здесь наличие поддержки со стороны взрослых ребенку жизненно необходимо, чтобы он мог открыться, поделиться, обменяться с кем-то (кому можно доверять) своими переживаниями, мыслями, желаниями; и в этом ценностном обмене происходит не только снятие напряжения и успокоение ребенка, но и укрепление его нравственных позиций, способности к выбору и потенций принятия сложных решений.

Таким образом, основные линии помощи взрослого детям в преодолении конфликтов заключаются в следующем.

  • Доброе отношение, любовь и забота, которые выступают экзистенциальной защитой ребенка в мире.
  • Личный пример компетентного и гибкого поведения, основанного на хороших этических принципах: уважение, честность, справедливость, взаимопомощь, поддержка, участие, эмпатия.
  • Активное обучение моделям конструктивного поведения.
  • Активное полноценное общение о жизни, людях и возможных ситуациях; умение поделиться своим опытом решения тех или иных проблем и конфликтов.
  • Активное привлечение культурных эталонов и моделей, отраженных в искусстве, литературе, кинематографе, театре.

И еще: важно помнить, что самые эффективные стратегии разрешения и преодоления конфликтов — это совместная деятельность по достижению общих целей.

Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.

Поделиться в соцсетях