Мнение специалиста
Как известно, конфликты — реальность любых отношений и взаимодействий как в мире людей, так и в мире природы. Детские конфликты — неизбежная реальность роста и развития ребенка, его взаимодействия с окружающими и активной социализации. Но как вести себя родителям — вмешиваться ли, помогать ли разрешать детские конфликты? На эти вопросы отвечает Марина Розенова, доктор психологических наук, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» МГППУ.
Значение конфликтов
Участие в конфликтах учит ребенка понимать и разбираться в других людях и самом себе, более точно ориентироваться в разнообразных жизненных ситуациях, уметь понимать свои и чужие границы, искать способы и средства оптимального разрешения неприятной ситуации и т. д.
Источники детских конфликтов так же разнообразны, как и у взрослых: ими могут выступать как базовые эмоции (страхи, обиды, зависть), так и сложные переживания, возникающие при взаимодействии с другими и при восприятии самого себя, собственных действий, внешности, особенностей характера, национальности, способностей и т. д. Стремление доминировать, быть лучше или заметнее других — мощный источник всех человеческих (и не только) конфликтов.
Причины детских конфликтов
Причинами детских конфликтов выступают:
- борьба за реализацию своих потребностей и желаний;
- игровые ситуации, которые каждый ребенок может видеть по-своему;
- борьба за внимание взрослого и получение похвалы;
- спонтанная (неосознаваемая) или осознанная неприязнь к кому-то;
- борьба за внимание взрослого;
- личностные и физические особенности ребенка;
- различия в восприятии ситуации по причине включенности в разные культурно-религиозные контексты.
Типы детских конфликтов
Детские конфликты можно разделить на некоторые типы:
- конфликты конкурентного характера, в которых ребенок противопоставляет себя другому ребенку или другим детям в споре за какие-то предметы или условия;
- конфликты проясняюще-нормативные (например, когда дети бегут жаловаться на другого ребенка по поводу его поведения или действий, нарушающих введенные взрослым правила: так дети пытаются понять, насколько серьезны эти правила и надо ли их полностью соблюдать);
- конфликты личностного характера, связанные с отстаиванием своих границ и права на владение чем-либо, а также с отстаиванием права на выражение своей индивидуальности.
Важным моментом в правильном понимании характера детских конфликтов выступает возраст ребенка, который детерминирует актуальные потребности и возможности ребенка и определяет сопутствующие действия взрослых (родителей).
Что делать родителям?
Если возраст ребенка от 1 года до 2,5–3 лет
Степень участия и включения взрослых в решение детских конфликтов определятся возрастом ребенка, его индивидуальными особенностями, характером текущей ситуации (контекста) и уровнем его социализации.
Самые маленькие дети (от 1 года и до примерно 2,5–3 лет) в силу возрастных особенностей не воспринимают других детей как партнеров, соперников и т. п. Взаимодействие детей носит преимущественно ситуативный характер, в силу чего конфликты, а точнее «мелкие стычки», случаются по причинам физической (связанной с недостатками координации) неловкости детей, спонтанной реакции интереса к каким-либо чужим предметам.
Роль взрослого:
- обеспечить более безопасную среду для игры и детских взаимодействий (желательно ограничить доступ к самым маленьким трехлеток, поскольку они точно будут стараться задирать и обижать малышей — как более слабых);
- внимательное и терпеливое наблюдение за действиями детей: если дети начинают конфликтоподобную возню, вмешиваться сразу не надо, иногда совсем не надо, а надо понаблюдать — дать развернуться процессу взаимодействия и отношений, в ходе которых дети могут сами найти выход (решение спорной ситуации) или найти более оптимальное взаимодействие.
Если же ситуация обостряется, то задача взрослого — максимально объективным способом показать или помочь в решении ситуации (показать «как играть по очереди», «как меняться игрушками», помочь освоить принципы «хочешь — попроси», «хочешь чужую игрушку — предложи свою», «не дали — согласись, у тебя есть свое»).
Ранний возраст — хорошее время для освоения детьми базовых моделей взаимодействия с другими, в том числе поведения в спорных или острых ситуациях. Также важно помнить, что умение детей решать конфликты — это опыт их родителей, которых они копируют: если родители сами слабо ориентируются в оптимальных способах решения конфликтных ситуаций и постоянно конфликтуют или недовольны жизнью, то их дети тоже с большой вероятностью будут попадать в конфликтные ситуации и не понимать, как в них себя вести.
Если ребенку 3 года
В возрасте 3 лет ситуация отражает доминирующую линию детского развития, а именно противопоставления себя всему миру. В силу этого трехлетки вступают в конфликт со всеми (и младшими, и старшими), постоянно всех провоцируя и пытаясь «завоевать все пространства, вещи и возможности». Это очень активный период социализации, и дети должны научиться чувствовать волю других людей, их интересы, разбираться в ситуации и людях.
Роль взрослого:
- быть готовым помочь прояснить ситуацию в детском взаимодействии;
- самому быть позитивным компетентным примером;
- много разговаривать и обсуждать с ребенком разные ситуации и истории, которые расширяют кругозор детей, помогают увидеть стратегии поведения в спорных ситуациях и возможные выходы конструктивного решения конфликтов. Для этого хорошо читать и обсуждать книжки, смотреть мультфильмы и потом делиться впечатлениями и мыслями о ситуациях и героях произведений.
В случае острой ситуации и наличия опасности для ребенка, необходимо встать на его защиту: подойти ближе, создать ситуацию большей уверенности ребенка в своих силах; доброжелательно, но твердо и уверенно запретить обижать ребенка («не разрешаю это делать»), с последующим совместным с детьми обсуждением того, что происходит, чтобы научить детей правильнее понимать происходящее.
Если возраст ребенка 4–5 лет
Дети в возрасте 4–5 лет становятся более сильными и скоординированными. В ситуациях противоречий они начинают толкаться, драться, обзываться.
Роль взрослого: если взрослый стал свидетелем детского противоборства, его надо прекратить, а детей, что называется, «развести по углам», с обязательными последующими активно обучающими и развивающими разговорами — обсуждениями и игровым обучением моделям поведения в конфликтной ситуации.
Агрессивным способам поведения дети учатся спонтанно и легко, а приобретение навыков более сложных и речевых форм разрешения конфликтов требует усилий и специального тренинга.
Если возраст ребенка 5–6 лет
К 5–6 годам конфликтное поведение детей меняется: они стараются действовать не столько спонтанной силой (как раньше), но прибегают уже к психологическим формам давления («не дружить», «не принимать в игру», «подговорить против» и т. п.).
Роль взрослого:
- помогать правильно понять ситуацию;
- поддерживать в усилиях «налаживания контакта»;
- вселять уверенность в ребенка и обучать его разнообразным навыкам и знаниям (спорт, увлечения, участие в творческих проектах и т. п.);
- развивать способности, посредством которых ребенок будет чувствовать себя увереннее и тем самым будет интересен другим;
- и снова здесь необходимо много разговоров и обсуждений жизненных ситуаций, что позволяет ребенку наращивать компетентность в понимании жизни и людей, а значит, иметь хорошую основу разнообразного уверенного поведения среди других.
Отдельно следует сказать про «конфликты детской души», то есть внутриличностные конфликты, связанные с развитием душевного и духовного мира ребенка, его становлением как личности. Основу таких конфликтов составляют всё более сложные переживания, которые ребенок открывает в себе. Здесь наличие поддержки со стороны взрослых ребенку жизненно необходимо, чтобы он мог открыться, поделиться, обменяться с кем-то (кому можно доверять) своими переживаниями, мыслями, желаниями; и в этом ценностном обмене происходит не только снятие напряжения и успокоение ребенка, но и укрепление его нравственных позиций, способности к выбору и потенций принятия сложных решений.
Таким образом, основные линии помощи взрослого детям в преодолении конфликтов заключаются в следующем.
- Доброе отношение, любовь и забота, которые выступают экзистенциальной защитой ребенка в мире.
- Личный пример компетентного и гибкого поведения, основанного на хороших этических принципах: уважение, честность, справедливость, взаимопомощь, поддержка, участие, эмпатия.
- Активное обучение моделям конструктивного поведения.
- Активное полноценное общение о жизни, людях и возможных ситуациях; умение поделиться своим опытом решения тех или иных проблем и конфликтов.
- Активное привлечение культурных эталонов и моделей, отраженных в искусстве, литературе, кинематографе, театре.
И еще: важно помнить, что самые эффективные стратегии разрешения и преодоления конфликтов — это совместная деятельность по достижению общих целей.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.