Уже не младенец, но еще малыш
Об особенностях психики и поведения маленьких детей на следующем этапе роста и развития рассказывают заведующая лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи Института коррекционной педагогики доктор педагогических наук Юлия Разенкова и врач-невролог Юлианна Коваленко.
Психическое развитие
Первый день рождения — знаменательная дата. 1 год знаменует собой начало нового периода в развитии ребенка — раннего возраста, который длится до 3 лет. К 1 году в психике ребенка закладывается фундамент всех его последующих приобретений:
- малыш уже умеет общаться с окружающими взрослыми;
- у него формируются первые привязанности;
- с помощью близких он открывает для себя мир предметов и учится правильно обращаться с ними;
- переживает свое собственное «Я», отдельное от «Я» других людей;
- начинает понимать речь и делает первые попытки говорить;
- становится более самостоятельным.
Ранний возраст — это период интенсивного освоения ребенком окружающего мира с помощью действий с предметами. И эти действия существенно отличаются от тех, с помощью которых малыш исследовал различные свойства предметов на предыдущем этапе развития — в младенчестве.
Наблюдаем за игрой
Если внимательно посмотреть за игрой детей раннего возраста, можно заметить, что игры маленьких детей начинаются с тех предметов, которые их окружают и попадают в их поле зрения.
Реалистичная игра
Машинку малыш покатает или погрузит в нее кубики и будет возить их по всему пространству дома. Ребенок видит реальный предмет или игрушку и начинает действовать с ним так, как этот предмет требует или как показала мама.
Мишку ребенок посадит вместе с собой за стол, пытаясь накормить его настоящей кашей или овощным пюре. А потом будет укладывать игрушку спать на свою подушку. И, наконец, украдкой от мамы, с наслаждением помоет ему голову под краном, в изобилии поливая игрушку настоящим шампунем.
Окружающие малыша предметы — главный его интерес, и возможность реально действовать вдохновляет его на новые и новые свершения.
Символическая игра
Постепенно в реалистичных играх появляются элементы фантазии, игры «понарошку», «как будто». Такая игра с элементами воображаемой ситуации была названа символической игрой. Символическая игра для малышей второго года жизни не является основной.
Главной, ведущей эта игра станет к дошкольному возрасту, а на втором и третьем году жизни ребенка мы можем наблюдать только некоторые ее элементы. Следующий шаг в развитии символической игры малыш совершит тогда, когда начнет, подражая маме, кормить мишку из игрушечной ложки, зачерпывая воображаемую кашу или суп из игрушечной тарелки, а потом будет укладывать куклу в коробку — кровать. Теперь ребенок действует в игре и на основе своего личного реального опыта и элементов воображаемой ситуации. При этом фокус его фантазийных игр смещается с него самого на окружающие его предметы и игрушки.
Ролевая игра
В конце второго года жизни ребенка, когда у него в игре появляется предмет-заместитель, можно говорить о переходе ребенка от сюжетно-отобразительной игры к сюжетно-ролевой.
Рассмотрим следующую ситуацию: малыш не может найти игрушечную ложку, а куклы уже давно сидят за столом, и тогда первая попавшаяся палочка вдруг становится ложкой. А потом эта палочка будет расческой, а может быть, косточкой для собачки или сосиской для кошки. Во всех этих случаях ребенок уже действует не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных воображаемых представлений. Малыш действует с одним предметом, а воображает на его месте другой. Точно так же к концу третьего года жизни в его игре появятся воображаемые ситуации и те роли, которые он на себя в игре будет брать.
Сенсорное развитие
Кроме игры, важный фактор развития ребенка второго–третьего года жизни — его сенсорное развитие. В ходе своей практической деятельности малыш учится сравнивать и сопоставлять предметы. У него появляются новые навыки:
- умение ориентироваться в двух величинах предметов и различать большие и маленькие игрушки и предметы;
- умение различать объемные геометрические фигуры;
- знакомство с цветом — с подбором предметов, одинаковых по цвету, с последующим называнием цветов.
В ходе практической предметной деятельности и знакомства с формой предметов у малыша развивается умение конструировать, создавать простые постройки из кубиков и обыгрывать их с помощью игрушек. Если вы уделяете достаточное время развитию ребенка, то к третьему году жизни малыш, взяв в руки карандаш или фломастер, начнет осваивать пространство белого листа, оставляя на нем свои каракули.
Благоприятные условия развития
Что способствует процессу развития ребенка?
Новые впечатления
Обогащение опыта ребенка новыми впечатлениями, сведениями и знаниями об окружающем мире с возможностью осознания и переработки этих впечатлений.
Чем активнее взрослые организуют наблюдения за явлениями природы, занимательными ситуациями, связанными с домашними питомцами, чем насыщеннее впечатлениями будет прогулка, чем интереснее будет поездка ребенка на машине, трамвае, поезде, речном пароходе, тем разнообразнее будут его эмоциональные переживания и впечатления и тем шире возможности для возникновения познавательной и творческой активности.
Впечатления, которые переживает ребенок, прочно закрепляются в его эмоциональной памяти и становятся важной основой понимания смысла происходящего, если взрослый помогает малышу организовать эти впечатления в определенную систему.
Один из способов переработки впечатлений — короткий рассказ взрослого о событиях недавнего прошлого, где главным героем был малыш, или совместное рассматривание фотографии с этим событием в семейном альбоме.
Другим способом может стать рисунок или аппликация.
Познавательная активность
Расширение и углубление познавательной активности и познавательных интересов внутри предметной деятельности и игры, что, в свою очередь, поможет ребенку ярче проявить свою индивидуальность в различных видах деятельности.
Для этого необходимо дома организовывать целенаправленные игры с использованием разнообразных предметов, игрушек, знакомить ребенка со способами действий и игры. Формировать первые представления о величине, форме, цвете, фактуре, температуре, звуках, запахах и вкусовых ощущениях. Обогащать игры малыша элементами экспериментирования.
Немаловажной становится мамина «работа» по расширению сюжетов детской игры.
Следует каждый раз, играя с ребенком, привносить элементы нового в сюжет знакомой игры с укладыванием игрушек на сон, кормлением кукол, их поездкой на машине, автобусе или пароходе, организацией чаепития, купания и многих других сюжетов. Ведь часто так бывает, что малыш усваивает один из игровых способов или сюжетов и дальше в самостоятельной игре применяет только его.
Задача взрослого — вовремя предложить малышу для игры нового персонажа, новый предмет или атрибут, чуть изменить и расширить сюжет за счет новых игровых действий или новых сюжетных событий.
Другой линией, обогащающей игру ребенка, становятся ситуации с вариантами разнообразных способов использования одних и тех же предметов. Взрослый может показать ребенку, что одна и та же подарочная коробка в одной игре станет кроватью для куклы, в другой — послужит столом или стулом для зайчика, в третьей — табуретом или ночным горшком для мишки, в четвертой — гаражом для машин или домиком-норкой для мышек. Кольца от пирамидки пригодятся в качестве печенья, баранок или кусочков сыра для организации угощения кукол, а кубик может быть и стулом, и столом, и машиной. Такие волшебные превращения простой коробки, кубика, колец от пирамидки, камешков, палочек и многих других предметов, несущих в себе элемент неопределенности, разнообразят игру малыша, делают ее живой и свободной. Вместе с такой игрой обогащаются представления ребенка, происходит «запуск» фантазии и воображения — главных составляющих любой детской деятельности.
Развитие речи
Своевременное развитие понимания и активности речи малыша создаст благоприятную основу для совершенствования психической деятельности ребенка в дальнейшем.
Развитие общих движений
Умение детей двигаться формируется в зависимости от условий, в которых растет малыш, поэтому одни дети не умеют ползать, а сразу учатся ходить, а другие умеют сидеть и совсем не ползают.
Годовалый ребенок чаще всего умеет уже ходить и стоять без опоры, затем появляются новые движения — умение приседать и сидеть на корточках.
На протяжении второго года жизни происходит дальнейшее развитие координации движений туловища, рук, пальцев.
Правильные движения ребенка — показатель нормального и своевременного его развития.
Годовалый ребенок еще теряет равновесие, ходит, часто перебирая ножками, почти бегом, чтобы не упасть, причем полноценные самостоятельные шаги у ребенка появляются после развития координации в движениях рук. К 1,5 годам он уже может ходить длительно, не присаживаясь, меняет положение: приседает, наклоняется, поворачивается.
Потом учится перешагивать через препятствия приставным шагом и ходить по ограниченной поверхности, приподнятой над полом. И только ближе к 2 годам может перешагивать через препятствия чередующимся шагом.
Понаблюдайте за малышом второго и третьего года жизни, посмотрите, может ли он свободно бегать, может ли ударить по мячу ногой без вашей поддержки за руки, может ли перепрыгнуть препятствие, хорошо ли он ходит по лестнице.
Когда нужна консультация…
На скрытые проблемы в развитии ребенка второго и третьего года жизни могут указывать нарушения координации движений.
Если малышу уже 2 или 3 года, а у него большие трудности с удержанием головы, с освоением ползания, сидения, вставания на четвереньки и с ходьбой, то такое большое отставание в развитии говорит о серьезных нарушениях.
Однако у детей в этот возрастной период могут быть проблемы, связанные с нарушением координации движений. И тогда малыш будет испытывать значительные трудности при смене положения в пространстве, он не сможет освоить перешагивание, для него будет большой проблемой игра в мяч, и он не сможет научиться прыгать или этот процесс будет для него сложен.
…невролога, педагога и/или психолога службы ранней помощи
О неблагополучии в развитии психической деятельности ребенка может говорить отсутствие интереса малыша к игрушкам или избирательность интереса, когда малыш играет только с одной конкретной машинкой, куклой, игрушкой.
Запаздывание малыша в освоении основных этапов игры, сенсорной деятельности, конструировании и рисовании, а также задержка в развитии речи должна вас насторожить. Запаздывание более чем на два возрастных срока, по сравнению с нормативными показателями развития, говорит о задержке психического развития у ребенка.
Помните, что наиболее важными и информативными показателями второго и третьего года жизни ребенка являются развитие игры и речи.
В игровой деятельности малыша обратите внимание на то, как ребенок действует с предметами. Вас должны насторожить нелепые, странные действия малыша с предметами, те действия, которые в самой игрушке не заложены.
Обратите внимание на характер действий малыша с игрушками. Если ребенок со всеми или многими игрушками действует одинаково: берет, перекладывает из руки в руку, тянет в рот, сосет, грызет, бросает, вновь находит, ощупывает, трясет, стучит о любую поверхность и другое, — это один из тревожных признаков. Если у малыша третьего года жизни в игре присутствуют только предметные действия (малыш любит все открывать-закрывать, снимать-надевать, перебирать предметы, перекладывать, доставать и убирать и многое другое), однако совсем нет сюжетных действий с игрушками (не качает, не кормит, не поит, не возит, не причесывает, не строит и т. д.), то подобное поведение тоже вас должно насторожить.
…логопеда
- Отсутствие потребности в речевом общении, «ускользание» от телесного, визуального и речевого контакта с близким взрослым.
- Длительное «застревание» на доречевой стадии, на стадии лепета.
- Позднее появление первых слов и длительное пребывание на этой стадии: ребенок длительное время, более 6 месяцев, ничего не прибавляет в своем словарном запасе, не учит новые слова и общается с родителями только при помощи нескольких (5–10 слов) первых слов.
- Неумение понять фразу из 2–3 слов, хорошо знакомых ребенку по отдельности, вне ситуации общения или без использования подсказывающих жестов или действий со стороны взрослого.
- Позднее появление глаголов и других «опорных слов», с которыми связано в дальнейшем речевом развитии формирование первых двухсловных высказываний ребенка (типа «дай сый» — «дай сыр» или «исе сыя» — «еще сыра» и т. п.), и очень незначительный прирост этих слов в словаре ребенка.
- Длительное эхолалическое (ребенок, как эхо, повторяет слово за взрослым, в самостоятельной речи данное слово он может употреблять) повторение за взрослым нового слова или фрагмента фразы, без умения самостоятельно использовать их в коммуникации.
- Копирование вопросительной интонации взрослого вместо ответа на вопрос.
Многие отклонения в развитии малыша могут быть успешно устранены в короткие сроки при условии квалифицированной помощи — и не только врачей, а педагогов, логопедов и психологов.
Не откладывайте решение проблем на долгое время. Своевременно получив помощь и поддержку специалистов, вы сможете устранить необоснованную тревогу и многому научиться, а также незамедлительно начать помогать своему малышу, определив вместе с психологами и педагогами индивидуальную программу коррекции развития малыша.
Куда обращаться за помощью
Родители всегда могут получить поддержку, обратившись в Службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с родителями найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.
О развитии ребенка от рождения до 1 года можно узнать из нашей серии публикаций.
Скрытые проблемы в развитии ребенка
Развитие ребенка от 1 до 3 месяцев
Развитие ребенка от 3 до 6 месяцев