background picturebackground picture

Развитие ребенка от 3 до 6 месяцев

Младенцы

Особые дети

1281

Внимательно следим за поведением малыша

В первый год после рождения перемены в жизни младенца происходят буквально каждый день. Важно не пропустить ключевые моменты. В нашей серии публикаций заведующая лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи Института коррекционной педагогики доктор педагогических наук Юлия Разенкова и врач-невролог Юлианна Коваленко подробно рассказывают о тревожных признаках в поведении младенцев.

Предыдущие статьи были посвящены развитию новорожденных и малышей от 1 до 3 месяцев. Сегодня разговор пойдет о детях в возрасте от 3 до 6 месяцев.

Когда все хорошо

В общении

Сначала инициатором общения была мама, но сейчас ребенок уже сам готов проявлять инициативу. Его желание общаться выражается в «комплексе оживления»: в арсенале малыша есть взгляд глаза в глаза, очаровательная улыбка, смех, призывные звуки и оживленные движения. Он научился привлекать к себе взрослого, проявляет настойчивость в стремлении продолжить общение, имеет свои предпочтения в выборе игрушек, песенок, потешек, стихов и, конечно, игр.

Малыш доброжелательно и открыто относится к людям, у него появился большой интерес к игрушкам и предметам. Стало заметным его положительное самоощущение: теперь он жизнерадостен, требователен, уверен и настойчив в общении и играх с игрушками и предметами. Он проявляет большой интерес ко всему, что его окружает. Все новое вызывает у него радостное оживление, стремление завладеть и обследовать.

Малыш узнает близкого человека, радуется ему. Отличает близких людей от «чужих» по внешнему виду. Знакомым людям улыбается, на незнакомого человека сосредоточенно смотрит или хмурится при его появлении.

К 6 месяцам ребенок учится различать интонацию речи взрослого и по-разному на нее реагировать. Он поворачивает голову к невидимому источнику звука и находит его глазами. Громко смеется в ответ на эмоционально-речевое общение с ним. Гулит, произносит много разных звуков. Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки. Учится брать игрушки из рук взрослого и удерживать их.

Он знает свое имя. Может произносить отдельные слоги (начало лепета) — «ма-па-ба-на-ла» и др. Свободно берет игрушки из разных положений: лежа на спине, на животе, на боку.

В поведении

В этом возрасте физиологическое повышение тонуса в мышцах-сгибателях сменяется нормальным мышечным тонусом. Нет сопротивления пассивным движениям, объем движений в конечностях полный. Лежа на спине, малыш двигает ногами вперед к лицу, играет ими и даже тянет их в рот.

Самым важным показателем этого периода является движение рук и независимость движений головы и конечностей. Малыш все чаще поворачивает голову, поднимает руки вверх, до уровня глаз, пытается тянуться к игрушке, захватывает, перекладывает ее из руки в руку, подносит ко рту и делает еще много всяких движений руками.

Захват предмета — это первое целенаправленное движение ребенка. Вначале малыш может захватывать предметы только перед грудью, а к 6 месяцам он способен взять предмет почти из любого положения.

К 6 месяцам у ребенка совершенствуется реакция хватания: он делает это быстро и точно. Хватание связано с формированием зрительно-моторной координации, которая является главной в этот период.

Если малыша в возрасте 5 месяцев потянуть за руки, его голова с туловищем расположатся по одной линии. К 6 месяцам голова может притягиваться к груди.

Четырехмесячный ребенок пытается повернуться на бок. Он нагибает голову, поворачивает ее в сторону, за головой следует туловище. К 6 месяцам ребенок осваивает повороты со спины на живот, а потом повороты вокруг оси тела.

В положении на животе за 3 месяца постепенно исчезает сгибательная поза. В возрасте 4–5 месяцев ребенок лежит на животе, опираясь на предплечья, согнутые под прямым углом, открывает кисть. Голова расположена по средней линии, ноги разогнуты. К концу этого периода возможна опора на ладони вытянутых рук.

В вертикальном положении ребенок свободно поворачивает голову, подтягивает ноги к животу. Поставленный на ножки, выпрямляет голову и туловище.

Безусловные рефлексы, за исключением сосательного и рефлекса Моро, уже не вызываются.

Если что-то не так

В психическом развитии

Неблагополучие малыша можно заподозрить по следующим признакам:

  • нарушения или несформированность суточного ритма сна и бодрствования;
  • трудности с засыпанием, сном и просыпанием;
  • малоактивное бодрствование с преобладанием постоянного эмоционально отрицательного фона настроения;
  • значительное отставание в развитии слуховых и зрительных ориентировочных реакций, эмоций и социального поведения, движений руки и предпосылок развития активной речи.

Отсутствие желания общаться со взрослым, неразвитые средства общения, отсутствие «комплекса оживления» или его некоторых компонентов — все это говорит о значительных проблемах в социально-эмоциональном развитии ребенка.

Стоит насторожиться, если у малыша снижен интерес к игрушкам и окружающим предметам: он не тянется к предмету и не захватывает его. Движения рук замедленны, не скоординированы, из-за приведенного к ладони большого пальца или плотного сжатия кулачков малыш не может взять протянутую ему игрушку или схватить ее, положенную рядом.

В двигательном развитии

Показатели возможных проблем:

  • нарушение мышечного тонуса;
  • патологическая постуральная активность;
  • наличие содружественных движений;
  • задержка формирования основных движений;
  • нарушение координации и произвольной моторики рук.

При возникновении нарушений в развитии в этом возрасте повышенный мышечный тонус у детей не сменяется физиологическим тонусом; у ребенка сохраняется патологическая поза — сгибательная, разгибательная или асимметричная.

Можно заметить выраженное сопротивление пассивным движениям, уменьшение их объема. В положении лежа на спине малыш стремится к разгибательному положению головы, туловища и конечностей. Разгибательная поза рук сочетается с пронацией (поворотом внутрь) предплечий и кистей и сгибанием пальцев, разгибательное положение ног — с приведением и внутренней ротацией бедер, иногда перекрестом ног на уровне голеней и подошвенном сгибании стоп.

В положении на животе усиливается, а не уменьшается сгибательное положение. Малыш продолжает располагать руки под грудью, ему трудно их отвести в стороны, выдвинуть вперед. При этом ноги слегка разогнуты.

Повышение мышечного тонуса в сочетании с патологическими рефлексами препятствует формированию возрастных двигательных навыков, нарушает произвольную активность, в первую очередь рук.

У малыша затруднены направленные движения рук к игрушкам, их захват, ребенок не может поднести руку и игрушку ко рту.

Если у ребенка гипотонус мышц, сопротивление пассивным движениям может отсутствовать полностью. Малыш предпочитает лежать на спине, к игрушке не тянется, вложенную в руку игрушку быстро выпускает. В этот период становится еще больше заметна задержка развития основных движений.

Встречается и мышечная дистония. Синдром мышечной дистонии характеризуется сменой гипо- или нормотонии мышц в покое и мышечным гипертонусом при попытке пассивных движений или попытке произвести активное движение, а также при положительных или отрицательных эмоциях.

О значительном нарушении двигательного развития можно судить по следующему поведению ребенка: лежа на животе, он не опирается на предплечья, не поднимает голову и не удерживает ее посередине. В положении на спине у него не формируется сгибание головы и подтягивание.

Если малыша потянуть за руки, он откидывается назад или поднимается вместе с согнутыми руками. Полностью отсутствуют или слабо выражены попытки к повороту на бок и на живот. При одностороннем поражении поворот осуществляется только через пораженную сторону.

В вертикальном положении дети с повышенным тонусом мышц плохо удерживают голову, почти не поворачивают ее в сторону. Если малыша попытаться поставить на ножки на опору, он встанет на кончики пальцев. При снижении тонуса практически нет возможности опоры на ноги. При дистонии мышечного тонуса опора на ноги может быть, но в полусогнутом положении.

К 6 месяцам у малыша могут обнаружиться содружественные движения. Что это означает? Когда малыш пытается разжать кисть или взять предмет в руку, у него возникают содружественные движения: он открывает рот, высовывает язык, появляется перекрест ног или значительно повышается тонус в другой руке или ноге. Все это ведет к нарушению произвольной двигательной активности ребенка.

Тревожные признаки

Если в поведении ребенка в возрасте 3–6 месяцев появляются следующие признаки, это должно послужить поводом для обращения к неврологу, педагогу или психологу службы ранней помощи.

  1. Ребенок не переворачивается со спины на живот к 5 месяцам. У него слабая опора на руки в положении на животе, в вертикальном положении — опора на передний край стопы, происходит перекрест голеней.
  2. Снижен интерес к игрушкам, к контактам с близкими людьми.
  3. Малыш не захватывает и не ощупывает игрушку, не удерживает ее в руке в 4–5 месяцев.
  4. У ребенка происходит регресс (обратное развитие) уже имеющихся моторных навыков.
  5. Нарушения сна и засыпания, привычного режима дня.
  6. Утомляемость, плаксивость.

При любых сомнениях и подозрениях не стоит ждать и пускать дело на самотек.

Родители всегда могут получить поддержку, обратившись в Службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с родителями найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.

Поделиться в соцсетях