background picturebackground picture

Развитие ребенка от 1 до 3 месяцев

Младенцы

Особые дети

1039

Скрытые проблемы и способы их обнаружения

Продолжаем разговор о развитии ребенка в первый год жизни. Сегодня заведующая лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи Института коррекционной педагогики доктор педагогических наук Юлия Разенкова и врач-невролог Юлианна Коваленко рассказывают о тревожных признаках в поведении младенцев в возрасте 1–3 месяцев.

Психическое развитие младенца

На втором месяце жизни малыш, помимо потребности в физическом комфорте и полноценном питании, начинает сильно нуждаться в новых впечатлениях и контакте с близким взрослым. Младенец даже в таком раннем возрасте уже хорошо понимает, что помочь ему удовлетворить все его потребности способна только мама. Поэтому, если ее вдруг рядом нет, ребенок использует единственный доступный ему способ привлечения внимания — крик. Так плач из физиологической реакции превращается в способ общения.  Постепенно малыш обретает новую потребность: ему необходимо присутствие мамы, ему нужен собеседник.

Теперь все развитие ребенка тесно связано с процессом общения с мамой. Это отражается в психической активности малыша:

  • между яркой игрушкой и маминым лицом он предпочтет второе;
  • он будет с бо́льшим интересом рассматривать яркий узор не на погремушке, а на маминой кофте;
  • он быстрее и спокойнее уснет, слушая мамин голос, а не включенную колыбельную.

На первом месяце жизни младенец ярко выражал свое недовольство в случае голода, холода и любого неудобства, а в состоянии комфорта спал или просто спокойно бодрствовал. Но к 3 месяцам малыш уже всеми силами старается использовать свой неиссякаемый источник радости — общение с мамой. Он отлично знает именно ее лицо, выделяет его среди других.

В этом возрасте для ребенка становится привычным определенный стабильный ритм: малыш уже умеет спать ночами и есть «по часам»; у него появляется склонность к ритуалам — последовательностям действий, повторяющимся в одном и том же порядке из раза в раз.

Трехмесячный младенец способен сосредоточивать взгляд на мамином лице или яркой игрушке и довольно долго следить за ними глазами. При появлении какого-нибудь звука малыш начинает совершать головой так называемые ищущие повороты. Кроме того, он уже хорошо различает интонации и по-разному реагирует на ласковый и сердитый голос.

В возрасте 1–3 месяцев ребенок живо интересуется игрушками, попадающими в его поле зрения. И если сначала он случайно наталкивается на игрушку, то постепенно движения руки к интересующему предмету становятся целенаправленными.

Проверить возможности малыша можно, внимательно понаблюдав за его поведением. Посмотрите, как реагирует ребенок на ваше к нему обращение. Хорошо, если он проявляет так называемый комплекс оживления. В чем он заключается?

  • Малыш всеми силами показывает, что ему хорошо: он улыбается, глядя в глаза.
  • Начинает активно двигаться: улыбается, дергает ручками и ножками.
  • Активно гулит, протяжно «поет» гласные звуки и даже пытается произносить слоги.

В такие моменты ребенок испытывает яркие положительные эмоции. Он обращает большое внимание на выражение лица. Ему крайне необходимы улыбка близкого взрослого и его эмоциональный отклик, так как при виде равнодушного лица малыш начинает беспокоиться и тревожиться.

Факторы риска психического развития

  1. Отсутствие ритма сна и бодрствования.
  2. Отсутствие активного бодрствования с преобладанием отрицательных эмоциональных реакций.
  3. Отсутствие реакций на взрослого, когда не сформирована потребность в эмоциональном общении, нет «социальной улыбки», а в дальнейшем — комплекса оживления.
  4. Реакции фиксации и прослеживания за игрушкой или непостоянны, или отсутствуют.
  5. Слуховое сосредоточение или кратковременное, или также отсутствует.
  6. Игрушками почти не интересуется, не удерживает игрушку в руке и не захватывает игрушку, подвешенную над кроваткой.

Развитие общих движений

В этом возрасте в мышечном тонусе сгибателей и разгибателей постепенно появляется баланс. Сгибательная поза еще сохраняется, но уже менее выражена. Движения ручками уже не так хаотичны. Он может подносить их ко рту, захватывать свою одежду и свою другую руку, случайно коснуться висящей над кроваткой игрушки.

Малыш активно реагирует поворотами головы на заинтересовавшие его игрушку или звук. Если потянуть его за ручки, он сгибает голову и пытается подтянуть тело к рукам, ноги сгибаются, а голова приближается к уровню плеч.

В положении на животе еще сохраняется сгибательная поза. Но за 3 месяца малыш активно учится удерживать голову, лежа на животе. К третьему месяцу, поднимая голову, малыш может опираться на предплечья. В положении на животе он может наблюдать за игрушкой, приподнимать голову вверх и опускать вниз, поворачивать вправо-влево.

Если малыша взять вертикально под мышки, он начинает удерживать голову. Поставленный на опору, он выпрямляет туловище. Ярко выраженные в 1 месяц безусловные рефлексы к 3 месяцам начинают угасать — и в первую очередь реакция опоры и автоматической ходьбы.

Тревожные признаки

Неблагоприятный признак — нарастание мышечного тонуса в мышцах-сгибателях вместо его уменьшения. Если такое происходит, то малыш так и не разжимает кулачки, не разгибает руки в локтях и не отрывает их от груди, а в позе на животе не вытаскивает свои ручки из-под себя и может резко запрокидывать голову.

В вертикальном положении с поддержкой под мышки голова малыша опущена вперед или запрокинута назад. Если его попытаться поставить на опору, то его ноги разгибаются, возможен перекрест ног на уровне голеней. В случае повышенного тонуса активизируется асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР), который является причиной асимметричной позы у малыша, а часто и вынужденного поворота головы в одну сторону. В случае установки головы ребенка в одну «любимую» сторону, локальном уплотнении и болезненности мышц шеи необходимо исключить мышечную кривошею. Для этого ребенка осматривают невролог и ортопед, проводится ультразвуковое исследование пораженной мышцы. Лечение мышечной кривошеи обычно достаточно длительное и включает в себя повторные курсы массажа и гимнастики, специальные укладки и фиксирующие воротники, витамины, средства, нормализующие мышечный тонус.

Если у ребенка были перинатальные поражения нервной системы, у него может возникнуть нарушение контроля вегетативной нервной системы за деятельностью внутренних органов, сосудов, гладкой мускулатуры. При вегетативной дисфункции появляются:

  • нарушения терморегуляции (повышение или снижение температуры тела);
  • желудочно-кишечные дисфункции (нарушения аппетита, упорные срыгивания, эпизодические рвоты, учащение стула или запор, боли в животе — колики);
  • сердечно-сосудистые и дыхательные нарушения.

Обратите особое внимание на снижение тонуса.

При снижении тонуса поза ребенка остается распластанной, нет опоры на руки. В вертикальном положении ребенок не сохраняет позу: голова, руки и ноги свисают, а если его попытаться поставить, то опоры на ножки не будет, малыш провиснет на ваших руках.

Еще один настораживающий признак — появление меняющегося характера мышечного тонуса (дистония). В этом случае становится заметной задержка формирования умения лежать на животе, ребенок плохо поднимает голову и не удерживает ее, не выдвигает руки вперед, не опирается на предплечья. Поэтому он не любит лежать на животе.

Если в этом возрасте у ребенка случаются тремор или судороги — это сигнал о патологии центральной нервной системы.

Когда обращаться к специалистам

Поводы для обращения к неврологу, педагогу и психологу службы ранней помощи:

  • быстрый прирост окружности головы, увеличение размеров и усиление пульсации большого родничка, нарушение пропорций головы и тела;
  • беспокойное, «болезненное» выражение лица ребенка, слабый или раздраженный крик ребенка;
  • снижение двигательной активности и мышечного тонуса, ребенок лежит в «позе лягушки»;
  • повышение двигательной активности, длительный тремор (дрожание) конечностей, подбородка в покое, спонтанные вздрагивания, судороги;
  • повышение мышечного тонуса, поза ребенка с запрокинутой головой, вытянутыми или поджатыми конечностями, с перекрестом ног;
  • снижение аппетита, упорные срыгивания, рвоты;
  • необычный запах, исходящий от ребенка;
  • светлые или цвета кофе пятна на коже, сосудистые опухоли — гемангиомы на лице, выраженная бледность или синюшность кожи;
  • ограничение движений в одной или двух конечностях (правых, левых);
  • установка головы в одну сторону;
  • недостаточность или отсутствие слежения за игрушками, предметами, реакции на звуки;
  • отсутствие улыбки, комплекса оживления, слухового сосредоточения во время общения со взрослыми в возрасте от 2 до 3 месяцев.

Родители всегда могут получить поддержку, обратившись в Службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с родителями найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.

Поделиться в соцсетях