О влиянии семьи на развитие детей
Ученые выяснили, как семейные условия влияют на развитие ребенка, и описали риски формирования определенных черт характера. Александра Извольская, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ, рассказывает, как родители из неполных семей могут своевременно скорректировать свои действия и помочь гармоничному развитию ребенка.
Семья — это… не всегда полная семья
Семья — это группа людей, которые живут вместе и заботятся друг о друге. Для полноценного и гармоничного развития ребенку важно расти в условиях, где мама и папа любят друг друга и показывают пример крепких отношений. Мама дает ребенку свою безусловную любовь, формируя адекватную самооценку, уверенность в себе и в своем будущем. Любовь отца оценочная и требовательная. Папа воплощает авторитет и целостную ориентацию человека во внешней среде и организовывает поведение ребенка.
В современном мире все чаще встречаются так называемые неполные семьи, состоящие из отца с ребенком (или несколькими детьми) или матери с ребенком (или несколькими детьми). Монородительство может быть временным — в ситуациях эмиграции, длительных командировок, лишения свободы, тяжелой болезни. Бывают ситуации, где формально родитель присутствует, но эмоционально не участвует в жизни детей. Долгосрочные неполные семьи возникают в связи с разводом родителей, рождением ребенка вне брака, смертью одного из родителей либо раздельным их проживанием.
Ребенок в полной и неполной семье
Модель поведения семьи и стили воспитания ребенка в полной и неполной семье имеют свои различия. В работах многих исследователей показано, что дети, которые воспитываются обоими родителями, обладают более спокойным характером, у них прослеживается меньше закомплексованности и проблем психологического характера, чем у детей, которые воспитываются одним родителем.
В неполных семьях один из родителей часто берет на себя двойную нагрузку, что может привести к эмоциональному выгоранию и недостатку внимания к детям. В результате у детей в поведении закрепляется высокая степень тревожности и могут появляться невротические признаки.
Если в семье отсутствует отец…
В семьях с отсутствующим отцом родительская подсистема постепенно преобразуется в материнскую и периодически испытывает перегрузки, что сказывается на чрезмерной требовательности к детям. Дошкольники из неполных семей чаще ругаются с матерями, растут безынициативными, пассивными, апатичными. В таких обстоятельствах у них будут сложности формирования личной и половой идентичности из-за отсутствия модели для подражания, у ребенка могут сформироваться такие женские черты характера, как вспыльчивость, демонстративность, эмоциональность.
У подростков из неполных семей ниже уровень самооценки, чаще возникает чувство неполноценности и неуверенности в себе, страх социальных контактов, склонность к отстраненности и изоляции. Они более подвержены кратковременным приступам одиночества, испытывают сложности с установлением дружеских связей, больше проявляют скрытую агрессию, испытывают недоверие к окружающим людям.
Мальчики, которые в полном объеме ощутили на себе в детстве нехватку мужского общения и взаимодействия с отцом, во взрослой жизни чаще всего сталкиваются с проблемой отсутствия навыков исполнения своих отцовских обязанностей при создании семьи.
В случае если девочки воспитываются одной мамой, у них, с одной стороны, формируется дефицит мужского влияния, а с другой — будут отсутствовать представления о том, как следует себя вести с мужчинами. Излишняя требовательность к мужчинам в сочетании с высокой тревожностью мешает развитию навыков взаимодействия с противоположным полом, препятствует выстраиванию личной жизни и созданию собственной семьи.
Если в семье отсутствует мать…
Семьи с отсутствующей матерью встречаются гораздо реже и описаны гораздо меньше. Однако доказано, что дети, выросшие без материнской заботы, чаще имеют сложности с самовыражением и проявлением эмоций, реже верят в добро и безусловную любовь. Для таких детей характерно ощущение, что никто их не понимает, никому они не нужны.
Для девочек отсутствие образца женского поведения не обязательно снижает качество выполняемых ролей жены и матери, но чувственная сфера будет развита в меньшей степени. Мать является образцом отношений с другими людьми, через нее ребенок учится выстраивать контакты с окружающими. Если мальчику не у кого этому учиться, эта сфера может вообще не развиваться, вызывая трудности в поиске жены и обрекая на одиночество.
Главное — это качество отношений!
В неполных семьях формируется особая близость, основанная на совместном преодолении трудностей, что может способствовать развитию гибкости и адаптивности. Дети в неполных семьях могут быстрее научиться справляться с изменениями и неудачами, что, безусловно, является важным навыком в современном мире.
Для ребенка, растущего без одного родителя, возрастает важность разговоров о чувствах и создания поддерживающей среды. Оставшийся родитель играет большую роль в обеспечении стабильности и безопасности, а функцию недостающего могут взять на себя другие члены семьи, друзья родителей, учителя или тренеры.
Следует учитывать, что качество отношений ребенка с родителями зависит не столько от их формы, сколько от содержания.
Родители могут быть формально в разводе, но уделять ребенку достаточно времени, формируя гармоничную личность. А бывают ситуации, где формально родители живут вместе, но никак с ребенком не взаимодействуют, что не может не сказываться на его развитии. Главное в воспитании — не забывать об уважении к личности ребенка, а также о его потребностях, интересах и особенностях.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.