Ориентируемся на поведение и активность малыша
Ближе к году распознать возможные скрытые проблемы в жизни ребенка можно по тому, как он себя ведет, как взаимодействует со взрослым, как обращается с окружающими предметами. Подробнее об этом расскажут заведующая лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи Института коррекционной педагогики доктор педагогических наук Юлия Разенкова и врач-невролог Юлианна Коваленко.
Благоприятные и тревожные показатели психического развития
Когда все хорошо
Под конец первого года жизни одним из основных условий развития малыша становится «деловое» общение, сотрудничество со взрослым. Оно создает основу для познавательной активности ребенка в дальнейшем. Подражая взрослому, малыш учится новым разнообразным действиям с игрушками, знакомится с новыми свойствами предметов. Он с увлечением начинает снимать крышки с коробок и баночек, кольца с пирамидки, выбрасывать и перекладывать предметы и игрушки из ведерка, корзинки, коробки.
Освоив одни действия, он приступает к другим: научается нанизывать кольца с большими отверстиями на стержень пирамидки, вкладывать различные предметы в емкости. Теперь маленький исследователь может не только открыть, но и закрыть коробочки, баночки крышками или дверки шкафа.
Ребенок все лучше понимает речь и под влиянием этого уже может выполнять некоторые действия по просьбе взрослого: ставить кубик на кубик, строя башенку, разбирать и собирать пирамидку, играть в прятки, показывать «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Шу! Полетели!», скатывать шарики с игрушечной горки, приносить знакомые игрушки, искать их среди других предметов.
В этот период малышу становятся интересны игровые, сюжетные действия, которые взрослый демонстрирует ему с помощью игрушки. Ребенок с большим удовольствием, подражая маме, начинает качать кошку или собачку, катать их в машине, поить из чашки, кормить из миски, причесывать.
Малыш научился достаточно хорошо владеть своим телом, он может свободно менять свое положение и активно перемещаться по квартире или дому. Все это способствует становлению его самостоятельности и независимости от взрослых, накоплению индивидуального опыта в освоении окружающего мира. Он нередко протестует против помощи взрослого, против ограничения активности и свободы перемещения, отстаивает свое право на выбор игрушек и действий с ними.
К концу своего первого года ребенок достаточно много понимает и произносит первые слова, знает имена близких людей, названия многих окружающих предметов и действий с ними, названия некоторых игрушек, выполняет простые инструкции взрослого, несложные игровые действия, различает поощрения и порицания взрослых, пытается в соответствии с ними построить свое поведение. Малыш становится активен, и это является его важным личностным достижением.
Сюжетная игрушка становится для ребенка живым образом человека.
В этом возрасте через игры с предметами и сюжетными игрушками взрослый развивает у малыша различные средства общения: мимику, жесты, позы, действия, а также понимание речи и активную речь.
Для правильного развития речи важно называть игрушки и полным именем, и простым, сокращенным (кошка — киса; собачка — ав-ав; курочка — ко-ко; зайка — зая). Следует разговаривать с крохой от имени куклы, произнося звукоподражания, имитирующие характерные звуки животных и птиц (лошадка — «и-го-го»; кошка — «мяу-мяу»; петушок — «ку-ка-ре-ку»; уточка — «кря-кря»; гусь — «га-га-га»; птичка — «пи-пи-пи» или «чик-чирик»).
Когда стоит насторожиться
О проблемах в психическом развитии ребенка говорят нарушения суточного ритма сна и бодрствования; нарушения поведения при засыпании и сне, просыпании и бодрствовании; преобладающий эмоционально отрицательный фон настроения; значительное отставание в развитии эмоций и социального поведения, в подражании действиям взрослого и объединении внимания на игрушке, а также нарушения движений руки и развития понимания и активной речи.
Главным фактором неблагоприятного развития малыша в этом возрасте является снижение интереса к окружающим близким людям, предметам и игрушкам.
В силу нарушения зрительно-моторной координации некоторые дети не могут захватить предмет, совершить с ним простейшие неспецифические действия, их движения неловки, скованны, однообразны. Дети не осваивают весь арсенал действий с предметами и сюжетными игрушками.
Развитие основных движений
Признаки благополучия
- В возрасте от 9 до 12 месяцев происходит усложнение движений, направленных на поддержание туловища в вертикальном положении. Это способствует высвобождению руки для действий с игрушками.
- Потребность познания окружающего мира заставляет ребенка часто менять положение. Мышечный тонус нормальный и не мешает активным движениям. Ползание становится основной формой передвижения.
- Совершенствуется самостоятельное сидение и умение сесть из любого положения тела (лежа, стоя на четвереньках, стоя у опоры). Малыш хорошо встает и совершенствует это умение в том случае, если в положении сидя удерживается равновесие. Поднимается ребенок благодаря активной работе рук: под контролем зрения ребенок хватается за опору, подтягивается и встает.
- В вертикальном положении он осваивает целую серию новых движений: наклоны, приседания, подъем одной ноги. Когда в вертикальном положении совершенствуются реакции равновесия, ребенок начинает ходить, сначала у опоры приставным шагом.
- Ребенок осваивает новое движение рук — произвольное отпускание предмета: сначала он бросает предмет всей рукой, а затем отпускает из пальцев рук. Движения пальцев становятся разнообразными: появляется указательный жест, «ковыряние» одним пальцем.
- Ребенок начинает мять и рвать бумагу. К году малыш может взять предмет двумя пальцами.
Тревожные сигналы
О негативных тенденциях в развитии общих движений малыша свидетельствует наличие патологической, не соответствующей возрасту позы на животе и спине, невозможность самостоятельно изменить положение тела, а также снижение возрастной двигательной активности.
Двигательные нарушения в этом возрасте, как и в предыдущем, — следствие тех расстройств, которые имели место в более раннем периоде. Малыш может быть малоподвижен, у него не формируется ползание, он не может удержать позу сидя и пока сам не садится, не встает. Основное его положение в пространстве — на спине или животе. Могут значительно запаздывать в своем развитии движения рук, умения брать, удерживать или схватывать предметы.
Поводы для консультации у специалистов
Обращаться к неврологу, педагогу и психологу службы ранней помощи необходимо в следующих случаях.
- Малыш не различает звуки, интонацию в речи, не прислушивается к речи, музыке.
- У него скудный лепет, он не повторяет слогов за взрослым, не подражает.
- Ребенок не различает окружающих людей.
- У малыша снижена двигательная активность. Он самостоятельно не встает, не стоит, не ходит к 12–14 месяцам.
Необходимо незамедлительно обратиться к неврологу при подозрении на судорожный синдром, в случае внезапных случаев потери сознания, при падениях, сопровождающихся ушибами, травмами головы.
Где получить помощь
Родители всегда могут получить поддержку, обратившись в Службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с родителями найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.
Узнать об этапах развития ребенка первого года жизни можно из нашей серии публикаций.
Скрытые проблемы в развитии ребенка
Развитие ребенка от 1 до 3 месяцев