background picturebackground picture

Развитие ребенка от 6 до 9 месяцев

Младенцы

Особые дети

449

Продолжаем разговор со специалистами

В возрасте полугода ребенок уже многое умеет: пытается садиться самостоятельно и ползать, активно общается и играет. Определить, все ли хорошо в развитии малыша, помогут маркеры в его поведении. О них рассказывают заведующая лабораторией комплексных исследований в области ранней помощи Института коррекционной педагогики доктор педагогических наук Юлия Разенкова и врач-невролог Юлианна Коваленко.

О поведении и развитии младенца в период новорожденности, в возрасте от 1 до 3 месяцев и от 3 до 6 месяцев можно почитать в статьях из нашей серии публикаций.

Настоящий исследователь

Яркие черты полугодовалого малыша — активность, деятельность, любопытство. В этом возрасте его неудержимо влекут к себе игрушки и вообще все предметы, находящиеся в поле зрения. Он ловко дотягивается до них почти из любых положений, цепко держит предмет в руке, тянет в рот, перекладывает из руки в руку, отбрасывает и вновь достает. Желание взять, достать, завладеть, подержать в руках, попробовать на вкус полностью поглощает маленького экспериментатора.

Эмоциональное общение с близкими начинает уходить на второй план, а на первый приходит стремление к практическому взаимодействию. Теперь общение со взрослыми требуется малышу для того, чтобы получить необходимую игрушку, исследовать ее — открыть, нажать, постучать, выбросить все из кровати или со стола, высыпать, покатать, потолкать, вынуть, снять — и увидеть реакцию взрослого на свои действия.

К средствам эмоционального общения (взгляду в глаза, улыбке, двигательному оживлению, звукам речи) начинают добавляться средства «делового» общения: движения, позы, предметные действия, мимика, жесты, звуки лепета и первые облегченные слова к концу года.

К 7 месяцам ребенок на вопрос «А где же мячик?» ищет и находит взглядом предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в определенном месте. Игрушкой стучит, размахивает, перекладывает ее, бросает; подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги «ма-ма, ба-ба, па-па, на-на» и другие.

К 8 месяцам малыш умеет различать «своих» и «чужих», не идет на руки к постороннему человеку. В игре находит несколько (2–3) предметов на постоянных местах. По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например: «Ладушки», «Дай ручку». Сейчас ребенок игрушками занимается долго и разнообразно действует с ними. В этот период малыш подражает действиям взрослого с игрушками: толкает, стучит, вынимает и вкладывает, громко, четко и повторно произносит различные слоги.

На пороге своего 10-го месяца малыш проявляет большой интерес ко всему окружающему. Он сосредоточенно и увлеченно совершает разнообразные действия с предметами, познавая на доступном уровне их свойства и свои возможности. У него появляются любимые игрушки и постоянные любимые игры с близкими людьми. Он начинает многое понимать и старается ориентироваться на речь взрослого.

Малыш с интересом наблюдает за действиями взрослых, подражает им. Благодаря этому ребенок начинает приобщаться к играм с предметами и сюжетными игрушками, к рассматриванию картинок и фотографий.

Навыки и умения

К этому времени малыш уже многому научился.

  • Он может находить несколько знакомых предметов в разных местах, независимо от их постоянного местонахождения.
  • Знает свое имя, оборачивается на зов.
  • Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете.
  • С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств: катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает.
  • Видит и пытается преодолеть препятствие, для того чтобы достать желанную игрушку или предмет, может использовать «орудие».
  • Появляются новые забавы — совершение запретных действий на произнесение слова «нельзя», при этом малыш ждет яркой эмоциональной реакции взрослого.

Развитие общих движений

В этом возрасте у малыша значительно повышается двигательная активность. Он часто меняет позу, поворачивается на живот, свободно крутится на животе. В положении на животе высоко поднимает голову, поворачивает ее во все стороны, опирается на вытянутые руки и легко переносит центр тяжести с одной руки на другую, тянется к игрушке. У него появляются попытки к ползанию, а в 8 месяцев ребенок начинает двигаться вперед, к игрушке. Может перевернуться с живота на спину. Встает на четвереньки.

В 7–8 месяцев малыш может сидеть без поддержки с достаточно прямой спиной и даже садиться самостоятельно из положения стоя на четвереньках или с поворотом на бок.

В 8–9 месяцев ребенок начинает самостоятельно вставать, придерживаясь за спинку кровати. После 7 месяцев одновременно с вставанием на четвереньки, ползанием, сидением формируются реакции равновесия. С улучшением координации движений малыш может разнообразно действовать с предметами.

Опасные симптомы

В психическом развитии

К негативным факторам психического развития ребенка относятся нарушения суточного ритма сна и бодрствования, нарушения поведения малыша при засыпании и сне, просыпании и бодрствовании, преобладающий отрицательный фон эмоционального настроя, а также значительное отставание в развитии эмоций и социального поведения, подражания действиям взрослого и объединения внимания на игрушке, движений руки и предпосылок развития понимания и активной речи.

Из-за значительного отставания в развитии малыш, как правило, не переходит в этом возрасте на новую форму общения — общение со взрослым по поводу действий с предметами, а так и остается на этапе эмоционального общения.

При этом у него страдает активность в общении и в подражании действиям с игрушками. Возможно, это обусловлено нарушениями формирования объединенного внимания ребенка и матери на одном предмете рассматривания. Поэтому действия с предметами носят манипулятивный характер: малыш притягивает игрушки и быстро их отбрасывает, затем вновь притягивает, может переложить из руки в руку и вновь теряет. Интерес к игрушкам незначительный.

В развитии общих движений

Основные негативные признаки в этом возрасте: наличие патологической, не соответствующей возрасту позы на животе и спине, невозможность самостоятельно изменить положение тела, снижение возрастной двигательной активности.

Двигательные нарушения в период от 6 до 9 месяцев являются следствием тех расстройств, которые имели место в более раннем периоде.

В зависимости от типа нарушения тонуса меняется поза малыша в покое, причем не только туловища и головы, но и рук. В период возбуждения нарушения становятся более выраженными, проявления дистонии и дистонические атаки — более явными.

Малыш словно находится на более ранней стадии развития движений, у него отсутствует опора на руки в позе на животе. Он не может приподняться на вытянутых руках, не может манипулировать игрушкой, перенося центр тяжести на другую руку. При попытке его поставить он, как правило, опирается на кончики пальцев ног.

Если ребенка посадить, то он не в состоянии удержать правильную позу даже кратковременно. Поворачивается только всем корпусом, реакции равновесия не выражены. У малыша нет попыток передвигаться, или он передвигается неправильным способом.

Важный признак нарушения развития движений в этом возрасте — отсутствие попыток принять вертикальную позу к 9 месяцам.

Поводы для обращения к специалистам

  1. Ребенок не встает на четвереньки, не сидит с опорой на руки к 7 месяцам.
  2. Не ползает на четвереньках, неустойчиво сидит, не встает у опоры в 9 месяцев.
  3. Сниженная двигательная активность, утомляемость, раздражительность.
  4. Отсутствие лепета.
  5. Не развивается подражание и ситуационное восприятие обращенной речи.

Не стоит откладывать решение проблем на долгое время! Лучше своевременно проконсультироваться у психолога и педагога и определить вместе с ними индивидуальную программу коррекции и развития малыша.

Родители всегда могут получить поддержку, обратившись в Службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с родителями найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.

Поделиться в соцсетях