background picturebackground picture

Особенности развития ребенка в 6–8 лет

Школьники

2403

Он примеряет на себя разные социальные роли, заводит друзей, может пошутить и обычно умеет отличать фантазии от реальности

К моменту поступления в школу у детей начинает развиваться способность к концентрации, появляются новые возможности для познания мира. Они становятся более самостоятельными, учатся контролировать свое поведение и дружить. Какие еще перемены происходят в это время? Чем родители могут помочь ребенку, на что важно обратить внимание?

Главные достижения этого возраста

Игры

Игры ребенка становятся все сложнее, причем идеи для них он может черпать из книг, мультфильмов и даже из случайно услышанных по телевизору новостей. Ребенок примеряет на себя разные профессиональные и социальные роли: например, он легко может перевоплотиться в аквалангиста, рок-звезду или даже премьер-министра.

Поскольку детям в этом возрасте уже легче контролировать свое поведение и эмоции, они лучше справляются с играми, где нужно соблюдать правила и есть риск проиграть.

Дружба

Ребенку также нравится заводить друзей, особенно своего пола: благодаря дружбе мальчики и девочки чувствуют свою принадлежность к группе и продолжают осваивать базовые социальные навыки, такие как умение делиться и ведение переговоров.

Но дружба может быть для детей испытанием: уже в этом возрасте у друзей могут быть очень разные характеры, некоторые из них могут быть властными или капризными. Вплоть до того, что другие дети могут отвергнуть вашего ребенка или ставить ему ультиматумы, например: «Если ты будешь играть с Колей, я не буду с тобой дружить!» И хотя в основном детские отношения складываются позитивно и приносят пользу, уже в этом возрасте родителям нужно отслеживать возможные конфликты и предотвращать буллинг.

Чувства и поведение

Ребенок стремится радовать значимых взрослых (родных и учителей), поэтому для него становится очень важным правильное поведение и соблюдение установленных норм. Но иногда он может быть чересчур самоуверенным и переоценивать собственные возможности.

Ребенок в этом возрасте легко смущается, он восприимчив к взглядам и убеждениям других людей. Он уже может проявлять сочувствие членам семьи и друзьям, когда они огорчены. Но иногда малыш настроен самокритично и нуждается в родительской поддержке, чтобы сосредоточиться на том, что делает.

В возрасте около 7 лет ребенок уже усваивает и запоминает информацию о событиях внешнего мира, например, новости о стихийных бедствиях. Эта растущая осведомленность о мире может вызвать беспокойство или страх, и родителям лучше не замалчивать сложные темы, говорить о них с ребенком — такие разговоры помогают ему лучше понять мир.

Мышление

Ребенок гораздо лучше улавливает причинно-следственные связи между событиями. А еще, хотя он иногда и кажется эгоистичным, начинает понимать, как его действия влияют на других людей.

Значительно улучшается память. Малыш может группировать предметы по размеру, форме и цвету, знает цифры и может выполнять простые математические задачи, такие как сложение и вычитание.

Ребенок продолжает изучать окружающий мир, а значит, родителям нужно быть готовыми ко множеству вопросов. И не только вопросов — часто малыши этого возраста проводят небольшие эксперименты, чтобы увидеть, как все работает, — например, могут наполнить унитаз мыльной пеной и смыть, просто чтобы посмотреть, что произойдет. Словом, в этом возрасте в жизни детей происходит много интересного, поэтому не стоит также удивляться, если они легко отвлекаются.

Речь

Ребенок может следовать более сложным указаниям, чем раньше, и использовать более разнообразный язык для выражения своих мыслей и чувств. В среднем восьмилетний ребенок узнает около 20 новых слов в день, в основном за счет чтения.

Предложения становятся длиннее и сложнее, причем речь ребенка понятна посторонним людям, а не только членам семьи. Также ребенок учится высказывать свое мнение, эмоционально рассказывать истории.

К 8 годам дети могут выполнять простые инструкции, описывать свою деятельность, писать сообщения в мессенджере или читать в постели перед сном.

Физическая активность

Ребенку нравится проверять свои физические возможности и развивать более сложные двигательные навыки. Это могут быть бег зигзагом, прыжки по ступенькам, «колесо» или кувырки.

Также ребенку лучше удается совмещать разные моторные навыки — например, бег с одновременным ведением мяча. И чем больше ребенок практикует то или иное занятие, тем лучше у него получается. Развивать моторные навыки помогают занятия спортом — например, теннисом, футболом или даже танцами. При этом важно как можно чаще давать ребенку возможность просто бегать, прыгать, крутить педали, ударять по мячу ногой, бросать и ловить его руками.

Мелкая моторика тоже становится точнее: теперь ребенок может чистить зубы и выполнять другие ежедневные гигиенические задачи без посторонней помощи. Он также может вырезать из бумаги фигуры разной формы и писать буквы.

Повседневная жизнь

В этом возрасте жизнь ребенка в основном связана с семьей, школой, друзьями и внешкольными занятиями. Многим детям нравится коллекционировать фантики, ракушки, фигурки или другие предметы.

Моральные качества и ценности ребенка также развиваются: он может поделиться своим мнением о правильности или неправильности какого-либо поступка и начинает лучше понимать поступки других людей. Это может привести к сравнению себя с другими, например, «она рисует лучше, чем я», или к жалобам на то, что братья и сестры получают больше ресурсов от родителей.

Ребенок становится еще более самостоятельным, ему нравится заниматься домашними делами — по крайней мере, иногда. При этом ребенку 6–8 лет все еще важно проводить время с родителями.

В этом возрасте ребенок также…

  1. умеет шутить — не всегда искусно, но иногда очень оригинально;
  1. аккуратнее пишет цифры и слова (но все же иногда путает некоторые буквы);
  1. лучше читает, чем пишет;
  1. начинает понимать ценность денег и получать удовольствие от подсчетов и накопления;
  1. уделяет больше внимания своей внешности;
  1. лучше понимает разницу между фантазией и реальностью;
  1. любит рассказывать другим о своих новых умениях или поведении — например, «я могу съесть десять пирожных за раз!» или «я теперь умею готовить яичницу».

Как помочь развитию ребенка в 6–8 лет

Помогайте ребенку развивать уверенность в себе, признавая его сильные стороны и положительные качества. Иногда самооценка детей в начальной школе снижается: ведь это период, когда они сравнивают себя с другими и становятся более самокритичными.

Объясните ребенку, что ошибаться можно. Пусть он увидит, как вы сами пробуете что-то новое и совершаете ошибки. Это поможет ему понять, что ошибаться не страшно, главное — никогда не опускать руки.

Дайте ребенку возможность исследовать окружающий мир — как дома, так и вне его. Дома знакомьте его с функциями разных предметов, а снаружи площадкой для исследований могут стать как местный парк или лес, так и выставка в музее.

Выделите время для свободной игры. Игра по-прежнему очень важна в этом возрасте. Позвольте ребенку выбирать, как он хочет провести свободное время: пойти на прогулку и играть в мяч, прыгать через скакалку или остаться в помещении и рисовать.

Читайте с ребенком. Чтение влияет и на развитие грамотности. Когда ребенок научится читать, просите его время от времени почитать вам вслух. Вы также можете сочинять друг для друга истории или даже попробовать написать книгу.

Научите ребенка смотреть на ситуацию глазами других людей, учитывать чужую точку зрения. Это можно сделать, задавая вопросы, например: «Как ты думаешь, что чувствует Катя, когда ты поступаешь таким образом?»

Делитесь идеями и обсуждайте важные вопросы с ребенком. Это поможет ему убедиться в том, что он для вас важен. Когда ребенок станет старше, дайте ему участвовать в принятии семейных решений, когда это возможно.

Поводы для беспокойства

Разные дети развиваются в разном темпе, однако если у вас возникли опасения по поводу здоровья ребенка, обратитесь к педиатру. Вот примерный список ситуаций, в которых лучше проконсультироваться со специалистом.

  1. Ребенок заикается при разговоре; с трудом следует инструкциям.
  1. Малыш испытывает трудности в общении с детьми, ему трудно заводить друзей; он не может прыгать или бегать; не может долго сидеть на месте; агрессивен с другими детьми; боится или отказывается ходить в школу (ребенок может жаловаться на головные боли или боли в животе во время сборов в школу).
  1. Ребенок не может одеться или раздеться самостоятельно; днем у него случается недержание мочи или он в 8 лет регулярно ночью мочится в постель.

Также нужно обратиться к врачу, если ребенок вдруг начал терять навыки, освоенные ранее.

  

Источник:

Портал о воспитании детей RaisingChildren

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях