Сокровища, переодевания, угадайки, фанты и другие способы порадовать ребенка и себя
Когда вся семья собирается вместе или у одного из родителей есть возможность провести время с ребенком, это шанс наконец поиграть с ребенком. Общение в процессе игры укрепляет эмоциональные связи, расширяет возможности ребенка и приносит удовольствие всем играющим.
1. Ветлечебница (Айболит)
Дети любят животных, а еще они любят проявлять заботу и примерять на себя взрослые роли. Игра в ветеринара позволит совместить все сразу. Просто собираем игрушки в виде животных (мягкие, пластиковые и любые другие), укладываем в постель и лечим: перевязываем, даем лекарства, измеряем температуру, ставим компрессы, делаем рентген. Для детей, которые уже знают сказку про доктора Айболита или любят смотреть «Доктора Плюшеву» или «Доктора Малышкину», эта игра может стать одной из любимых.
2. Игра в фанты
Раздайте игрокам разные предметы в качестве фантов, а затем соберите их в мешок. Выберите ведущего, который будет давать задание каждому фанту. Далее ведущий отворачивается, а один из игроков вынимает фант из мешка и спрашивает у ведущего: «Что делать этому фанту?» Сразу договоритесь, что задания не должны быть обидными или физически тяжелыми. В фанты можно играть даже вдвоем — ведь роли ведущего и игрока можно совмещать.
3. Создание коллажей
Коллажи отлично подходят для развития мелкой моторики и образного мышления, учат ребенка лучше ориентироваться в цветах и текстурах. Кстати, на бумагу можно наклеивать не только фотографии из старых журналов, но и листья, перышки, куски ткани, ленты, пуговицы, фольгу. Выбор материалов ограничен только вашей (и, что еще важнее, детской) фантазией. Осталось взять в руки картон или цветную бумагу для основы, клей, ножницы и начать творить — можно и по заранее определенному сюжету.
4. Домик из подручных материалов
Для строительства домика подойдут любые вещи в доме, но чаще всего в ход идут стулья, одеяла, подушки и большие картонные коробки. Взрослым лучше поощрять ребенка строить домик так, как хочет он сам, помогая лишь при необходимости, — это поможет развитию конструкторских умений, творческого мышления и навыка решения проблем. К тому же такое «жилище» легко превращается в магазин, больницу, школу, замок, на коробке можно рисовать или вырезать в ней двери и окна — тогда возможности для игры расширяются почти до бесконечности. А еще такой домик может быть местом, где малыш может побыть наедине со своими мыслями, — это иногда нужно всем нам.
5. Игры в переодевание
Примерно с трехлетнего возраста детям начинает нравиться перевоплощаться, натягивая на себя папины ботинки 42-го размера или мамину шляпу в комплекте с бусами. Такие игры позволяют примерять разные роли и выражать эмоции, которые в обычной жизни ребенком не проявляются: например, стать добрым, как учитель, храбрым, как пожарный, или кровожадным, как пират. Позвольте ребенку взять на себя инициативу и самому поработать над образом, ведь создание персонажа — возможно, самая веселая часть игры! Если ребенку понравится такая игра, можно собрать коробку с «реквизитом». Сюда может войти старая одежда (особенно если она веселая и яркая), обувь, шляпы, ремни, сумки, куски ткани и шарфы — из них получаются отличные накидки, тюрбаны и кимоно.
6. Угадай животное
Нужно угадать, какое животное изображает другой игрок. Эта игра заставляет включать воображение и детей, и взрослых. А еще это хорошая разминка: ведь во время этой игры кто-то обязательно двигается. Изображайте по очереди разных животных: можно идти, как паук, прыгать, как заяц, скользить, как змея, или скакать, словно лошадь. Задавайте друг другу уточняющие вопросы, например: «Какой звук издает этот зверь?», «Что он ест?», «Маленький он или большой?» А когда все «привычные» звери закончатся, на помощь могут прийти передачи о природе или иллюстрированные книги о животных.
7. Карта сокровищ
От этой игры-квеста дети получат большое удовольствие, но вначале она потребует некоторой подготовки от родителей. Нужно нарисовать карту, придумать оригинальные подсказки и разместить их по дому в разных местах, спрятать «сокровище» (сладости или игрушку). А уже затем ребенок будет следовать по маршруту на карте и находить подсказки. А уж когда он (сам!) доберется до сокровища, радости не будет предела.
8. Попади в цель
Взрослый и ребенок встают на расстоянии от «цели» (тазика, ведра или коробки) и пытаются по очереди попасть в нее комками бумаги. Можно постепенно усложнять задачу, отодвигая цель все дальше и дальше. На определенном этапе подготовки попробуйте бросать через препятствие — стул, стол или какую-нибудь ширму. Победителем станет тот, кто забросит больше всех бумажных шариков в ведро. Бонусом за победу, кроме приза на ваше усмотрение, станет развитие координации.
9. Съедобное — несъедобное
Эта игра развивает реакцию и внимательность, она отлично подойдет для детей от 4 лет и старше. Водящий по очереди кидает мяч игрокам, называя при этом съедобный или несъедобный предмет. Они, в свою очередь, должны ловить только «съедобные» мячи. Кстати, выиграть в эту игру взрослым ничуть не легче, чем детям. Хотя выигрыш здесь не так важен — гораздо ценнее веселье, когда кто-то из участников «съедает» ботинок или целый автобус и при этом «выбрасывает» пончик. Если вы играете вдвоем, то можно меняться через каждые 5–10 бросков.
10. Ассоциации
Еще одна игра с мячом, которая развивает ассоциативное мышление и увеличивает словарный запас. Кстати, эта игра гораздо интереснее, когда в нее играют трое и больше игроков. Они садятся в круг и передают друг другу мяч, называя при этом слово. Каждый следующий игрок должен ответить первой пришедшей ему на ум ассоциацией и передать мяч другому. Параллельно можно рассказывать, почему на ум пришла та или иная ассоциация, — иногда детские версии поражают воображение взрослых.
Источники:
Портал о воспитании детей RaisingChildren
Сайт «Детский доктор»