background picturebackground picture

Как устроена ранняя помощь: принципы и сценарии

Особые дети

1637

Программы ранней помощи рассчитаны на всю семью, а не только на ребенка

Некоторые дети в силу определенных обстоятельств развиваются иначе или же не так быстро, как остальные. Чтобы помочь таким детям и семьям, в которых они растут, была создана система раннего вмешательства. О том, как работает эта система, нам рассказала Лариса Витальевна Самарина, директор АНО ДПО «Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства» и руководитель экспертного совета Ассоциации профессионального сообщества и родительских организаций по развитию ранней помощи.

В России эта система известна как «система ранней помощи»; она развивается в нашей стране с 1992 года и сейчас постепенно внедряется повсеместно на государственном уровне.

Кому и где оказывают помощь

Ранняя помощь оказывается детям в возрасте от рождения до 3 лет и их семьям. Она показана разным группам детей. В первую очередь в ранней помощи нуждаются дети с выявленным отставанием или нарушением развития в одной или нескольких областях (речевой, двигательной, познавательной, эмоциональной, в самообслуживании). Отставание или нарушение может быть выявлено специалистом или самими родителями — для этого они могут воспользоваться скринингом развития. 

Также ранняя помощь требуется детям, у которых есть медицинский диагноз, который, скорее всего, приведет к нарушению развития (церебральный паралич, нарушения зрения, слуха, неврологические заболевания, генетические синдромы); детям со статусом «инвалид», с трудностями в поведении и, наконец, любым детям, родители которых обеспокоены их развитием.

Уточнить, есть ли в вашем регионе подразделение системы ранней помощи, можно на сайте Ассоциации профессионального сообщества и родительских организаций по развитию ранней помощи. Услуги ранней помощи в муниципальных и государственных учреждениях оказываются бесплатно.

Сценарий оказания ранней помощи

На первичном приеме (куда нужно прийти с документами) специалисты производят первичную оценку развития ребенка, беседуют с родителями и совместно с семьей принимают решение о том, нуждается ли ребенок и его родители в услугах ранней помощи.

Оценка необходима для составления индивидуальной программы ранней помощи (ИПРП). Чтобы провести оценку, необходимо 3–4 раза встретиться с семьей. Специалисты собирают информацию о ребенке, о том, насколько он развит, как взаимодействует с окружающим миром, о том, какие факторы влияют на его жизнь. Индивидуальная программа разрабатывается специалистами совместно с родителями, которые рассказывают о своих первоочередных потребностях и возможностях. Программа рассчитана на срок от 6 месяцев до 3 лет. Она нужна ребенку — для развития у него навыков, необходимых в повседневной жизни, — и родителям — чтобы научиться поддерживать ребенка правильно.

Следующий этап — реализация ИПРП: периодические встречи с ребенком и его родителями (1–2 раза в неделю в течение всего срока программы). На встречах специалисты организуют совместную деятельность родителей и ребенка, чтобы помочь им научиться развивать у малыша новые жизненные навыки. Один раз в 3 месяца проводится промежуточная оценка достижения целей, поставленных в ИПРП; специалисты обсуждают с родителями дальнейшие шаги. В ходе итоговой оценки результатов ИПРП учитываются не только уровень развития ребенка, но и его общение с людьми, взаимодействие с окружающим миром и изменение качества жизни семьи. Важно, чтобы родители осознали, какие сильные стороны, способности и потребности есть у их малыша.

Завершение индивидуальной программы происходит, если:

  1. все цели достигнуты, факторы риска устранены, ребенок и его семья больше не нуждаются в услугах специалистов ранней помощи; 
  1. ребенок пошел в детский сад;
  1. ребенок достиг возраста 3 лет;
  1. семья принимает решение о прекращении реализации программы;
  1. по иным причинам, которые могут препятствовать реализации программы.

Специалисты ранней помощи помогают ребенку пойти в детский сад или в школу: помогают родителям собрать и оценить информацию об образовательном учреждении, в том числе консультируют семью до тех пор, пока ребенок не адаптируется к новым условиям жизни (до 6 месяцев).

13 принципов ранней помощи

1. Жизнь ребенка в семье

Полноценное развитие ребенка невозможно без постоянных близких отношений, которые складываются в семье. Поэтому основная задача ранней помощи — поддержать родителей и обеспечить жизнь ребенка в семье. Порой дети оказываются в специализированных учреждениях, где полноценное развитие для них невозможно. Семейноцентрированность — одна из ценностей ранней помощи.

2. Раннее выявление и раннее начало

Чем быстрее у ребенка будет выявлено то или иное отставание в развитии или его нарушение, тем больше шансов предотвратить вторичные осложнения. Например, ранняя диагностика нарушений слуха позволяет ребенку овладеть речью. Первые годы жизни являются критическими для развития, поэтому помощь должна начаться как можно раньше.

3. Междисциплинарный подход

С семьей работает междисциплинарная команда специалистов (психолог, специальный педагог, учитель-логопед, инструктор-методист по адаптивной физической культуре, социальный педагог, педиатр, физический терапевт, эрготерапевт). Это позволяет удовлетворять специфические потребности ребенка и его родителей во всех областях жизни, выработать индивидуальную единую программу поддержки семьи.

4. Родитель входит в состав междисциплинарной команды

Родители — активные участники программы ранней помощи, а не пассивные получатели услуг. Они формулируют запрос, при поддержке специалистов учатся помогать себе и ребенку, принимают ключевые решения. Их мнение важно для специалистов, которые работают с семьей.

5. Опора на сильные стороны ребенка и семьи

Традиционная диагностика направлена на выявление негативных отклонений от нормы, определяет проблемы, фокусируется на «дефектах». Задача оценки в ранней помощи — определить ресурсы ребенка, его сильные стороны и возможности развития. Точка отсчета здесь — не столько сравнение с «нормой», сколько индивидуальные потребности и возможности семьи. Это подчеркивает значимость собственных достижений в развитии, позволяет максимально реализовать имеющийся потенциал.

6. Динамическая оценка

Она постоянно дополняется и корректируется в ходе работы, так как проводится регулярно.

7. Акцент на коммуникацию

Человек любого возраста нуждается в способе выражать свои чувства и желания, в том, чтобы быть услышанным и понятым. Поэтому поддержка и развитие коммуникации являются целью и средством программ ранней помощи. С одной стороны, ребенок получает возможность освоить вербальную речь или альтернативные способы общения. С другой — его поле для развития расширяется. Общение делает освоение навыков более осмысленным и целенаправленным.

8. Нормализация жизни

Это одна из глобальных целей программ ранней помощи. Нормализация жизни — максимальное приближение жизни семьи с ребенком с нарушениями к жизни других семей с типично развивающимися детьми, проживающих рядом с ними, возможность большей независимости ребенка в будущем.

9. Позитивный образ ребенка и родителя

Каждый ребенок способен развиваться, у каждого есть свои сильные стороны, что-то, что вызывает симпатию, любовь и уважение к нему. Поэтому специалисты ранней помощи общаются с ним так, чтобы дать ему возможность «увидеть себя через других», почувствовать радость и уверенность в себе, а родителям — ощутить себя хорошими родителями.

10. Открытость

Служба ранней помощи отвечает на любой запрос любой семьи, которую беспокоит развитие ребенка.

11. Доступность

Важно, чтобы подразделение ранней помощи располагалось в доступном месте, куда несложно добраться родителям и откуда самим специалистам будет легко выходить на дом. Принцип доступности предполагает также бесплатность программ ранней помощи или их невысокую стоимость для семей.

12. Научность и доказательность

Программы ранней помощи строятся на соединении результатов современных исследований, использовании научно-обоснованных методов с учетом экспертного мнения специалистов и семей.

13. Построение отношений

В системе ранней помощи отношения выстраиваются между всеми участниками процесса: между родителями и ребенком, родителями и специалистами. От их качества зависит успех работы. Поэтому специалисты должны поддерживать родителей в их усилиях помочь ребенку. Отношения ребенка с родителями — «транспорт» для ранней помощи: они организуют развитие ребенка и они же — основа для работы.

Фото: Коллекция/iStock

Поделиться в соцсетях