На вопрос ответили педагоги
«Каникулы созданы для того, чтобы отдыхать»: эта простая истина известна всем детям, однако большинству родителей полностью согласиться с ней бывает сложно. Взрослым кажется, что за три летних месяца все пройденное за учебный год может попросту «улетучиться из головы», и хоть понемногу, но нужно заниматься. А еще было бы неплохо, если бы ребенок помогал по дому или в огороде, а не бездельничал. Однако ничегонеделание может быть очень даже полезным, уверены специалисты Института изучения детства, семьи и воспитания.
На самом деле в такие моменты происходят очень полезные для ребенка процессы:
- ребенок восстанавливается после длительной нагрузки;
- обрабатывает эмоции и переживания;
- общается, пусть и в цифровом формате;
- развлекается, что тоже важно для психологического благополучия;
- постепенно начинает формировать собственные интересы и цели.
Но конечно, все три месяца лежать на диване с телефоном в руках — не лучшая идея.
Если родители хотят, чтобы ребенок занялся чем-то важным, эксперты предлагают несколько подходов.
- Не давите. Запреты и ограничения только еще больше убедят ребенка в том, что он все делает правильно. Даже если вы отнимете телефон, он найдет другой способ бездельничать.
- Заинтересуйте. Предложите занятие, соответствующее интересам ребенка. Это требует времени и внимания, но открывает возможности для включения в реальную активность. Например, вместе сходите на концерт любимой группы, снимайте видео, которое интересно ребенку, смотрите кино и обязательно обсуждайте его всей семьей.
- Помогите справляться с эмоциями. Очень часто дети, особенно в подростковом возрасте, стараются уйти от проблем и тревожных мыслей, целыми днями листая быстрые видео. Если в семье доверительные отношения и ребенок может рассказать о том, что его волнует, такой потребности у него не будет возникать.
- Сформируйте у ребенка навык самостоятельного досуга. Заранее договоритесь о временных рамках использования гаджетов. Например, не более двух часов в день. При этом правила должны быть едиными для всей семьи. Вряд ли стоит ожидать, что подросток отложит телефон, если родители с утра до вечера сидят с гаджетами в руках.
- Позволяйте иногда ничего не делать — особенно если речь идет о подростках. Поймите, что подобные периоды пойдут только на пользу.
«Подростковый возраст — это период отделения. Подросток начинает говорить „нет“, отказывается от навязанных активностей. Не потому, что он „ленив“, а потому, что на этом этапе формируется внутренняя автономия — в том числе и мотивационная. Без тишины, без пауз, без пространства для собственного выбора эта мотивация не появляется. Чтобы ребенок начал понимать, чего он сам хочет, ему нужно время — в том числе на то, чтобы ничего не делать».