Показания и подготовка к обследованию
Слуховое восприятие — важнейшая функция, позволяющая человеку ориентироваться в окружающем мире, а его психике и речи развиваться. Слух, речь и общее развитие ребенка тесно связаны между собой. До 80% всей информации об окружающем мире человек получает через слуховой сенсорный канал. Сурдопедагог Юлия Труханова, кандидат психологических наук, доцент кафедры специального (дефектологического) образования факультета «Клиническая и специальная психология» МГППУ, рассказывает о том, какие признаки нарушения слуха у ребенка должны привлечь внимание родителей, о важности своевременного обращения к специалисту и о том, как подготовиться к обследованию.
Степени снижения слуховой чувствительности
Даже минимальное снижение слуха приводит к задержке речевого развития. Устная речь — основное средство общения для большинства слышащих людей. Задержка речевого развития приводит, в свою очередь, к задержке развития внимания, памяти, мышления, личностным и социальным особенностям.
По степени снижения слуховой чувствительности выделяют тугоухость — стойкое нарушение слуха, при котором у ребенка ослабляется восприятие звуков. Степень снижения слухового восприятия может колебаться от небольшого снижения слуха до почти полной невозможности воспринимать речь и неречевые звуки.
Снижение слуха, при котором восприятие речи и звуков окружающего мира невозможно, называют глухотой.
Тугоухость и глухота могут быть вызваны нарушениями в наружном и среднем ухе. Такой вид тугоухости называют кондуктивным. Если же нарушение возникло во внутреннем ухе, оказались повреждены слуховые рецепторы и слуховой нерв, говорят о сенсоневральной тугоухости. Снижение слуха при сенсоневральной тугоухости может быть разной степени — от незначительного до глухоты.
Причины нарушения слуха у детей и последствия этого
Причиной кондуктивного снижения слуха часто служат воспалительные заболевания наружного и среднего уха (отиты), а снижение слуховой чувствительности носит незначительный характер. Такие нарушения часто поддаются лечению.
В случае повреждения волосковых клеток — слуховых рецепторов улитки — лечение не эффективно. Современная медицина не располагает научно обоснованными эффективными методами регенерации волосковых клеток. В случаях сенсоневральной тугоухости и глухоты компенсация слуха осуществляется с помощью слуховых аппаратов и — в случае глухоты — слуховых имплантов (кохлеарный имплант).
Нарушения слуха у детей могут произойти в долингвальный (доречевой) период (врожденные нарушения и нарушения, наступившие в первый год жизни), в результате перенесенного внутриутробно или в младенчестве заболевания (краснуха, корь, грипп, герпетические инфекции, менингит), а также могут быть вызваны генетическими нарушениями, приводящими к стойкому двустороннему снижению слуха.
В условиях ограничения слуховых ощущений речь ребенка без создания специальных условий не развивается или развивается с задержкой.
Ототоксичные инфекции (корь, скарлатина, паротит, менингит), частые респираторно-вирусные заболевания и их осложнения могут привести к потере слуха в возрасте от 1 года до 5 лет. В этом возрасте речь детей находится в сенситивном периоде развития, снижение слуха приводит к распаду уже сформировавшейся речи и задержке развития ребенка, трудностям социальной адаптации.
Снижение слуха в любом возрасте неблагоприятно влияет на человека, создавая затруднения в социальном и межличностном общении, сужая возможности для познавательной активности и самореализации.
Как показывает ряд исследований, удовлетворенность жизнью и своими социальными возможностями у взрослых пациентов, столкнувшихся с потерей слуха в возрасте после 25 лет, резко снижается, а тревожность и депрессивный фон настроения повышаются.
Раннее выявление нарушений слуха позволяет предотвратить развитие выраженной задержки речевого развития на базе медицинской коррекции слуха с помощью слуховых аппаратов или слуховых имплантов и специально организованных занятий по развитию слухового восприятия и речи. Именно поэтому в Российской Федерации принята программа «Аудиологический скрининг новорожденных», позволяющая осуществить первую проверку слуха еще в роддоме.
Аудиологический скрининг дает возможность выявить выраженное снижение слуха врожденного характера, однако остается проблема диагностики снижений слуха, возникших в течении первого года жизни ребенка и в последующие периоды его развития.
Каковы показания к обследованию слуха у ребенка?
Во-первых, это факторы риска по возможному нарушению слуха. В группу риска по развитию глухоты или тугоухости входят дети, пострадавшие от воздействия одного или нескольких неблагоприятных факторов:
- во время беременности мать перенесла инфекции, неблагоприятно влияющие на слуховой орган плода (краснуха, корь, грипп);
- неблагоприятное течение беременности (преэклампсия, резус-конфликт, прием антибиотиков и других препаратов, не рекомендованных при беременности);
- нарушения естественного процесса родов, сопровождавшиеся гипоксией;
- близкие родственники малыша страдают глухотой, врожденным нарушением слуха;
- ребенок родился недоношенным, получал интенсивное лечение в первые годы жизни;
- инфекционные заболевания, сепсис, менингит, менингоэнцефалит.
Однако, как показывают результаты скрининга новорожденных, зачастую дети, не прошедшие скрининг, не имели ни одного из перечисленных осложнений беременности и родов. Именно поэтому так важно родителям обращать внимание на то, как слышит их ребенок.
Признаки нарушения слуха у ребенка
Признаки нарушения слуха проявляются по-разному и зависят от возраста ребенка. На что стоит обратить внимание!
- Новорожденный или младенец 2–3 месяцев не проявляет интереса к мелодичным игрушкам, не реагирует на громкие звуки или голос матери.
- Ребенок в возрасте 3–6 месяцев вяло гулит, гуление не переходит в лепет. Ребенок не реагирует на громкие бытовые звуки и голоса людей.
- Ребенок 10–12 месяцев перестает произносить слоги (лепетать), заменяет общение жестами.
- Малыш от 1 года не пополняет словарный запас, выполняет поручения, только если видит взрослого.
- Ребенок от 1 года до 3 лет не реагирует на слова, произнесенные тихим голосом, даже с близкого расстояния. Не вступает в общение, пока не увидит лицо говорящего. Приближается к источнику звука ухом, разговаривает громко, искажая слова.
- Дошкольник произносит слова неправильно, пропускает звуки, окончания, предлоги. Голос гнусавый и тихий. Во время разговора ребенок пристально всматривается в лицо собеседника, переспрашивает, увеличивает громкость аудио- и видеоустройств.
- Школьник не справляется с программой, жалуется, что не слышит, о чем говорит учитель, с трудом общается с двумя и более собеседниками.
Если родителям кажется, что ребенок плохо слышит или вообще не воспринимает звуки окружающего мира, следует обратиться за консультацией к сурдологу. Сурдолог — это врач оториноларинголог, специализирующийся на обследовании слуховой функции у детей и взрослых.
Методы проверки слуха
Можно ли проверить слух в домашних условиях? Такие методики существуют, однако их результативность крайне невысока.
В условиях сурдологического центра или кабинета у врача-сурдолога и аудиолога есть возможность обследовать слух и провести точную диагностику.
В начале сурдолог проводит беседу с родителями ребенка, просит заполнить анкету слухового поведения. Осматривает наружный слуховой проход и барабанную перепонку. Далее определяется способ исследования слуха — в соответствии с возрастом и развитием ребенка. Специальной подготовки тут не потребуется, но желательно все же составить список особенностей поведения ребенка, вызывающих беспокойство у родителей.
Исследование слуха называется аудиометрией.
На данный момент для обследования слуха доступны как объективные методы исследования слуха, основанные на регистрации электрического ответа слуховых клеток и слухового нерва на звуковую стимуляцию (регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) и отоакустическая эмиссия), так и субъективные методы (тональная пороговая аудиометрия).
Объективные методы исследования слуха
КСВП — это регистрация электрических потенциалов в ответ на звуковые стимулы, проходящие путь от внутреннего уха до головного мозга пациента. Для получения качественного результата необходимо, чтобы вся остальная активность ребенка была минимальна, что достигается во время глубокого естественного сна. Данное исследование проводится с детьми младенческого и дошкольного возраста. Возрастных ограничений нет.
Важнейшим этапом подготовки ребенка к исследованию слуха является его подготовка ко сну, и это задача родителей: чем лучше ребенок будет подготовлен, тем успешнее пройдет обследование.
Ребенок должен прийти на обследование бодрствующим, но готовым заснуть. Для этого следует выполнить ряд рекомендаций.
- В ночь перед исследованием стоит лечь спать поздно и встать очень рано — в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка (ребенок не должен спать перед обследованием в течение 6–8 часов).
- По дороге на обследование ребенок не должен спать. Если ребенок уснет в дороге или перед обследованием хотя бы на 5–10 минут, то с большой вероятностью больше не захочет спать.
- С собой можно взять плед, одеяло, подушку, пижаму, любимую игрушку и т. д. — все, что поможет ребенку уснуть. Он будет засыпать в специально отведенной комнате.
- Можно взять с собой легкий перекус, питье, но дать их непосредственно перед засыпанием, когда ребенок уже будет находиться в помещении для обследования.
Субъективные методы исследования слуха
Тональная пороговая аудиометрия и игровая аудиометрия относятся к субъективным методам, так как требуют активного участия ребенка в обследовании. Исследование выполняется в специальном звукоизолированном помещении.
С помощью наушников или внутриушных телефонов пациенту передаются звуковые сигналы. Если человек слышит его, он должен нажать специальную кнопку. При отсутствии реакции со стороны пациента врач усиливает интенсивность звучания до тех пор, пока не возникнет реакция. Специальный прибор регистрирует данные исследования.
Это исследование проводится с детьми от 3 лет и требует подготовки в виде выработки у ребенка условно-двигательной реакции на звук в виде перекладывания колец пирамидки или нажатия кнопки, указания на картинку.
Взрослый садится за стол напротив ребенка, кладет на свою ладонь кольцо пирамидки, подносит ее к своим губам, привлекает внимание малыша и произносит голосом разговорной громкости слоги (например, «па-па-па-па»). В момент произнесения слогов, ничего не объясняя, рукой ребенка берет кольцо и надевает кольцо на стержень пирамидки.
Упражнение проводится до тех пор, пока ребенок не станет сам выполнять действие непосредственно во время произнесения слогов. Взрослый произносит только слоги, не говорит: «молодец» или «слушай», но все команды дает показом или кивком головы. Когда ребенок научается выполнять действие слухозрительно, взрослый закрывает лицо экраном из писчей бумаги до глаз и произносит слоги у ушной раковины ребенка, не касаясь уха бумагой. Если ребенок не реагирует на звуки, стоит усилить громкость голоса и во время обследования сообщить этот факт врачу.
Тональная аудиометрия дает возможность не только понять, как слышит ребенок, но и увидеть, как он пользуется своим слухом.
Подготовка ребенка к аудиометрии должна проводиться взрослым спокойно и методично. Ребенка необходимо настроить на сотрудничество с врачом: взять в сурдологический центр любимую игрушку, карандаши, блокнот — все, что сможет занять ребенка в ожидании обследования. Планшет или телефон не рекомендуются: обилие звуковых и световых стимулов утомит малыша. Лучше отдать предпочтение играм с реальными предметами.
По результатам обследования будет сделано заключение о состоянии слуховой функции и выданы рекомендации, основанные на результатах исследования.
Помните: для развития ребенка опасно не столько снижение слуха, сколько промедление в его обнаружении и оттягивание слухопротезирования и начала развивающих занятий.
Многие люди с нарушениями слуха хорошо пользуются устной речью, имеют много друзей и хорошую работу, но всегда за их успехом стоит неравнодушие и внимательность их родителей.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.