Психолог о помощи детям
Современный мир и тревога, особенно в последнее время, к сожалению, стали синонимами и плотно вошли в нашу жизнь, в наше сознание. Страхи и тревоги — полноправные жители мегаполисов и маркеры современного бытия. Мы тревожимся за себя, за детей, за свое здоровье и здоровье детей, за возможность потерять работу и средства существования и еще много за что. Доступность информационных цифровых технологий, безусловно, поддерживает тревожный фон в социуме в целом. И все это влияет и подпитывает тревожное состояние детей, оказывает неблагоприятное воздействие на их общее психическое развитие. Нина Чупракова, психолог, психотерапевт, старший преподаватель кафедры юридической психологии и права факультета «Юридическая психология» МГППУ, рассказывает о маячках тревожности у детей и дает рекомендации родителям, как помочь своему ребенку.
Насколько детская психика способна и дальше выдерживать такое воздействие и психоэмоциональные нагрузки? Как распознать, когда тревога становится проблемой и начинает вмешиваться в нашу повседневную жизнь и влиять на качество жизни взрослого и ребенка? Возможно ли с этим справиться самостоятельно и когда следует обращаться к специалистам? Чем больше мы об этом задумываемся, тем более тревожными, уязвимыми, растерянными, неустойчивыми становимся. А между тем ответы на эти вопросы очевидны, но не всегда нами осознаваемы.
Тревожность, тревога, тревожное состояние…
Попробуем разобраться, что такое тревожность, тревога, тревожное состояние, чтобы лучше понимать, что действительно является угрозой для психоэмоционального состояния вашего ребенка.
В теоретических исследованиях ученых Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина выделяется и определяется тревога двух видов: как личностная черта, которая вычисляет готовность к тревожным реакциям и проявляется в неуверенности в будущем, и актуальная тревога, которая отражает психическое состояние в данный конкретный момент.
Когда тревога переживается как неопределенное беспокойство, то это стимулирует субъекта (взрослого или ребенка) проявлять активность в поведении и совершать более целенаправленные осознаваемые действия, таким образом помогая адаптироваться к реальной ситуации. И тогда тревога является важной составляющей нашей психики.
Если тревога не соответствует ситуации (чрезмерно завышена и достаточно продолжительна по времени), то это работает как дезадаптация и может повлечь за собой поведенческие и психические нарушения.

О факторах, влияющих на уровень тревоги
Можно ли как-то помочь своему ребенку справляться со своим тревожным состоянием и более продуктивно адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям?
Предсказуемость событий и возможность подготовки к ним психоэмоционально и физически, а также возможность их контролирования значительно снижают уровень тревоги и тревожного состояния. Также этому способствует развитие волевых качеств и свойств личности.
Советский и российский психолог, кандидат биологических наук, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Евгений Ильин говорил: «Проявление волевых качеств (силы воли) — это, прежде всего, переключение сознания и волевого контроля с переживания неблагоприятного состояния на регуляцию деятельности (на ее продолжение, подачу внутренней команды к началу деятельности, к сохранению качества деятельности)».
Именно сила воли позволяет более эффективно управлять своим поведением и не застревать в состоянии тревоги и тревожного состояния, даже если к этому располагают индивидуальные особенности нервной системы и личности в целом.
Дети со слабым типом нервной системы более подвержены неблагоприятному воздействию стрессов в сторону увеличения тревоги. Дети с сильным типом нервной системы менее подвержены влиянию тех же стрессогенных факторов.
К сожалению, сегодня психологи все больше наблюдают детей со слабым типом нервной системы и незрелой волевой сферой, а значит, более подверженных стрессам и менее готовых адаптационно к изменяющимся внешним обстоятельствам, и это заведомо определяет их в группу риска с повышенным уровнем тревожности.
Но в большей степени неблагоприятно влияет на детей (независимо от того, какой у них тип нервной системы) именно эмоционально неблагополучное, тревожное состояние значимых для детей взрослых (родителей, педагогов и т. д.).

Рекомендации родителям
Что же делать, если вы замечаете тревогу, тревожность у вашего ребенка? Прежде всего, не паниковать и перестать тревожиться!
Своевременное обращение к специалисту, получение консультативной и диагностической помощи для установления актуального психического состояния поможет определить, насколько ваши и вашего ребенка тревога и тревожное состояние являются критическими и требуют психологического или медикаментозного вмешательства.
Информирование в данном вопросе, в свою очередь, позволит вам самостоятельно провести первичную самодиагностику и оказать возможную помощь вашему ребенку.
Важным направлением помощи по снижению уровня тревожности является развитие некоторых свойств личности, таких как локус контроля, психологическая устойчивость, самооценка и доминирующее настроение. Предполагается, что данные свойства влияют на психическое состояние и могут управлять тревогой и тревожным состоянием ребенка и взрослого.
«Локус контроля определяет, насколько человек может контролировать окружающую обстановку и влиять на нее», — утверждал Джулиан Роттер, американский психолог, автор влиятельных теорий, включая теорию социального научения и теорию локуса контроля.
Считается, что люди с низкой самооценкой менее способны адекватно оценивать свои возможности в трудных ситуациях и изначально прибегают к стратегиям избегания или воздействия. А жизнерадостные люди более устойчивы, способны сохранять контроль и критичность в сложных ситуациях.
Таким образом, развивая определенные свойства личности у детей, да и взрослых (локус контроля, психологическая устойчивость, адекватная самооценка) и создавая определенное эмоциональное состояние/настроение, можно способствовать изменению их психического самочувствия и снижению уровня тревоги, тем самым повышая их адаптационные возможности и качество жизни.

Не менее важно обучить детей приемам самопомощи, коппинг-стратегиям по совладанию с тревогой и тревожным состоянием (упражнения на дыхание, саморегуляция, релаксация), что также будет способствовать снижению общего тревожного состояния и развитию психологической устойчивости.
Благоприятное воздействие на устойчивое безопасное развитие ребенка оказывают всевозможные совместные игры: фольклорные народные игры, игры с правилами, подвижные игры.
В процессе игры ребенок позитивно эмоционально включен в игровой процесс и испытывает переживания и тревожность не по поводу надуманных и возможно опасных жизненных ситуаций, а реальных, часто непредсказуемых и критичных ситуаций, возникающих в игровых условиях. Таким образом, ребенок или взрослый испытывает тревогу, которая стимулирует их проявлять активность в поведении и совершать более целенаправленные осознаваемые действия, помогает адаптироваться к реальной ситуации и развивать, запускать адаптационные механизмы, тем самым способствуя психологической устойчивости в развитии.
Подводя итог, можно сказать о том, что пути решения проблемы тревоги и тревожного состояния детей — это информирование, диагностика и самодиагностика, помощь специалистов и самопомощь.
Предсказуемость внешних событий и возможность подготовки к ним и их контролирования, проявление волевых качеств (переключение сознания и волевого контроля с переживания неблагоприятного состояния на регуляцию деятельности), а также индивидуальные особенности нервной системы и личности в целом необходимо учитывать как факторы, уменьшающие неблагоприятное воздействие стресса. Локус контроля, психологическую устойчивость, адекватную самооценку и настроение можно иметь в виду как факторы управления психическим состоянием и снижения уровня тревоги и тревожного состояния в целом.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.