Несколько методик от психолога
Внимание родителей к малышу, умение подмечать даже незначительные изменения, знание определенных норм развития очень часто помогают вовремя заметить возможные отклонения и уже на раннем этапе помочь ребенку. Это касается как физического, так и когнитивного развития малыша. Сегодня мы попросили нашего эксперта Ольгу Ускову, младшего научного сотрудника научной лаборатории Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ, рассказать, какие методы и методики оценки интеллекта малыша существуют и на что родителям стоит обратить особое внимание.
В первые годы жизни малыши развиваются очень быстро, изменения происходят стремительно. Легко можно наблюдать за физическим и речевым развитием ребенка, радоваться первым шагам и словам. С интеллектуальной сферой все обстоит несколько сложнее. Для нас привычнее считать, что уровень интеллектуального развития ребенка можно оценить скорее не раньше 3 лет. Но все же есть способы оценки когнитивного развития у детей раннего возраста.
Виды методик
В мире есть разные стандартизированные методики, используемые для этой цели. К ним можно отнести шкалы Бейли-III, шкалы раннего обучения Маллена, третью редакцию шкалы интеллекта Векслера для дошкольного и начального образования (WPPSI-III), Киотскую шкалу психологического развития и др. Среди стандартизированных методик, позволяющих оценить развитие ребенка с раннего возраста, переведенных на русский язык и адаптированных, можно выделить Шкалы развития Merrill-Palmer-Revised (MPR).
Шкалы развития MPR используются для диагностики детей в возрасте от 1 месяца до 6,5 лет и позволяют на раннем этапе выявить как задержки развития, так и опережающее развитие.
Помимо когнитивной сферы, методика диагностирует уровень физического развития, речевую сферу, социально-эмоциональную сферу, навыки самообслуживания и адаптацию. В качестве общего показателя развития ребенка выступает индекс развития.
MPR подходит для диагностики как типично развивающихся детей, так и детей, родившихся раньше срока, детей с потенциальной задержкой психомоторного развития, умственной отсталостью, расстройством аутистического спектра. Результаты диагностики могут использоваться различными специалистами для построения программ вмешательства, а структура методики при повторной диагностике позволяет отслеживать даже незначительные изменения.
На что ориентируются специалисты при оценке интеллектуального развития
В первые месяцы жизни для оценки интеллектуального развития ребенка специалисты ориентируются в первую очередь на слежение взглядом и перенос взгляда. Важно примечать, фиксирует ли ребенок свой взгляд на лице взрослого и предметах, следит ли взглядом при перемещении предмета, переносит ли взгляд между двумя предметами. Достраивает ли ребенок траекторию движения предмета, который исчез из поля зрения.
Также ребенку должно быть свойственно тянуться и пытаться ухватиться за заинтересовавший его предмет.
Еще одной важной пробой является реакция на звук. Обычно дети с первых месяцев жизни поворачивают голову в сторону источника звука (это может быть как погремушка, так и голос).
К 4–5 месяцам ребенок уже может некоторое время удерживать игрушки руками, перекладывать их из руки в руку, и специалист обращает внимание, как ребенок с ними взаимодействует, исследует ли он свойства предметов (стучит ими, берет в рот и облизывает, бросает).
Поскольку дети в этом возрасте начинают понемногу ориентироваться в пространстве своей комнаты, у родителей уточняется, знает ли ребенок местоположение основных предметов.
С полугода дети начинают обращать внимание на более мелкие детали предметов и игрушек, указывают на них, царапают. Продолжается активное исследование предметов. Ребенок может открывать и закрывать ящики, рвать бумагу, самостоятельно играть в течение 30–40 минут, по разному взаимодействуя с различными игрушками.
Ближе к концу первого года жизни дети начинают активно ощупывать предметы и различные поверхности пальцами, вкладывать предметы в баночки, коробочки, а также могут соотносить предметы по величине и вкладывать меньшее в большее, могут искать предметы по просьбе взрослого. Немаловажно, чтобы ребенок активно следил за происходящим вокруг — действиями людей, передвижением предметов — и использовал указательный жест.
Когда ребенку от 1 года до 3 лет, специалист смотрит на его взаимодействие с различными предметами, его знание частей тела, способность искать детали на картинках. В этом возрасте используются достаточно классические задания — например, ребенку предлагается построить башню из кубиков, собрать рамку-вкладыш, пирамидку, рассортировать предметы по цветам.
В книжках ребенка просят найти изображения персонажей или предметов с определенными свойствами (размер, цвет), указать на одинаковые изображения.
Интересно, что умение ребенка 2–3 лет распознавать эмоции относят к интеллектуальной сфере.
Родители и ближайшие взрослые, наблюдая за развитием своих детей в повседневной жизни, сами в целом могут оценить, все ли идет верным путем.
В случае если у мамы или папы возникло беспокойство относительно развития физической, речевой сферы или игровых навыков ребенка, им нужно обязательно обратиться к специалистам, которые смогут достоверно оценить уровень развития и при необходимости предложить программу помощи.
Также вы всегда можете получить поддержку, обратившись в Службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи по месту жительства. Консультант Службы совместно с вами найдет решение возникающих проблем, подскажет, куда обратиться за помощью. Получить бесплатную консультацию можно очно или дистанционно (по телефону или посредством письменного обращения). Для получения консультации необходимо позвонить по номеру «Горячей линии по оказанию помощи родителям» 8 (800) 444-22-32 и/или обратиться в Службу на портале Растимдетей.рф, выбрав нужный регион.
Материал подготовлен при содействии Отдела по информационной политике и связям с общественностью МГППУ.