background picturebackground picture

Возможности оценки интеллекта ребенка в раннем возрасте

Родители

Младенцы

Раннее детство

Особые дети

737

Несколько методик от психолога

Внимание родителей к малышу, умение подмечать даже незначительные изменения, знание определенных норм развития очень часто помогают вовремя заметить возможные отклонения и уже на раннем этапе помочь ребенку. Это касается как физического, так и когнитивного развития малыша. Сегодня мы попросили  психолога Ольгу Ускову рассказать, какие методы и методики оценки интеллекта малыша существуют и на что родителям стоит обратить особое внимание.

В первые годы жизни малыши развиваются очень быстро, изменения происходят стремительно. Легко можно наблюдать за физическим и речевым развитием ребенка, радоваться первым шагам и словам. С интеллектуальной сферой все обстоит несколько сложнее. Для нас привычнее считать, что уровень интеллектуального развития ребенка можно оценить скорее не раньше 3 лет. Но все же есть способы оценки когнитивного развития у детей раннего возраста.

Виды методик

В мире есть разные стандартизированные методики, используемые для этой цели. К ним можно отнести шкалы Бейли-III, шкалы раннего обучения Маллена, третью редакцию шкалы интеллекта Векслера для дошкольного и начального образования (WPPSI-III), Киотскую шкалу психологического развития и др. Среди стандартизированных методик, позволяющих оценить развитие ребенка с раннего возраста, переведенных на русский язык и адаптированных, можно выделить Шкалы развития Merrill-Palmer-Revised (MPR).

Шкалы развития MPR используются для диагностики детей в возрасте от 1 месяца до 6,5 лет и позволяют на раннем этапе выявить как задержки развития, так и опережающее развитие.

Помимо когнитивной сферы, методика диагностирует уровень физического развития, речевую сферу, социально-эмоциональную сферу, навыки самообслуживания и адаптацию. В качестве общего показателя развития ребенка выступает индекс развития.

MPR подходит для диагностики как типично развивающихся детей, так и детей, родившихся раньше срока, детей с потенциальной задержкой психомоторного развития, умственной отсталостью, расстройством аутистического спектра. Результаты диагностики могут использоваться различными специалистами для построения программ вмешательства, а структура методики при повторной диагностике позволяет отслеживать даже незначительные изменения.

На что ориентируются специалисты при оценке интеллектуального развития

В первые месяцы жизни для оценки интеллектуального развития ребенка специалисты ориентируются в первую очередь на слежение взглядом и перенос взгляда. Важно примечать, фиксирует ли ребенок свой взгляд на лице взрослого и предметах, следит ли взглядом при перемещении предмета, переносит ли взгляд между двумя предметами. Достраивает ли ребенок траекторию движения предмета, который исчез из поля зрения.

Также ребенку должно быть свойственно тянуться и пытаться ухватиться за заинтересовавший его предмет.

Еще одной важной пробой является реакция на звук. Обычно дети с первых месяцев жизни поворачивают голову в сторону источника звука (это может быть как погремушка, так и голос).

К 4–5 месяцам ребенок уже может некоторое время удерживать игрушки руками, перекладывать их из руки в руку, и специалист обращает внимание, как ребенок с ними взаимодействует, исследует ли он свойства предметов (стучит ими, берет в рот и облизывает, бросает).

Поскольку дети в этом возрасте начинают понемногу ориентироваться в пространстве своей комнаты, у родителей уточняется, знает ли ребенок местоположение основных предметов.

С полугода дети начинают обращать внимание на более мелкие детали предметов и игрушек, указывают на них, царапают. Продолжается активное исследование предметов. Ребенок может открывать и закрывать ящики, рвать бумагу, самостоятельно играть в течение 30–40 минут, по разному взаимодействуя с различными игрушками.

Ближе к концу первого года жизни дети начинают активно ощупывать предметы и различные поверхности пальцами, вкладывать предметы в баночки, коробочки, а также могут соотносить предметы по величине и вкладывать меньшее в большее, могут искать предметы по просьбе взрослого. Немаловажно, чтобы ребенок активно следил за происходящим вокруг — действиями людей, передвижением предметов — и использовал указательный жест.

Когда ребенку от 1 года до 3 лет, специалист смотрит на его взаимодействие с различными предметами, его знание частей тела, способность искать детали на картинках. В этом возрасте используются достаточно классические задания — например, ребенку предлагается построить башню из кубиков, собрать рамку-вкладыш, пирамидку, рассортировать предметы по цветам.

В книжках ребенка просят найти изображения персонажей или предметов с определенными свойствами (размер, цвет), указать на одинаковые изображения.

Интересно, что умение ребенка 2–3 лет распознавать эмоции относят к интеллектуальной сфере.

Родители и ближайшие взрослые, наблюдая за развитием своих детей в повседневной жизни, сами в целом могут оценить, все ли идет верным путем.

В случае если у мамы или папы возникло беспокойство относительно развития физической, речевой сферы или игровых навыков ребенка, им нужно обязательно обратиться к специалистам, которые смогут достоверно оценить уровень развития и при необходимости предложить программу помощи.

Поделиться в соцсетях