background picturebackground picture

Секреты домашней азбуки: от А до Я с удовольствием

Родители

Раннее детство

Дошкольники

Цифровая среда

10

Логопед о том, как помочь ребенку полюбить чтение

Еще Александр Сергеевич Пушкин писал: «Чтение — вот лучшее учение». Великий поэт очень любил книги, считал их настоящими учителями, которые всегда помогут открыть что-то ранее неизвестное. Поэтому на полках в доме Пушкиных часто появлялись новые книги. Обучение чтению  очень важный этап в жизни каждого ребенка. И именно поддержка и вовлеченность родителей играют огромную роль в формировании любви к чтению и успешном освоении навыка. О том, как узнать секреты домашней азбуки и превратить знакомство с буквами в увлекательное приключение для малыша, рассказала учитель-логопед МБДОУ № 29 «Журавушка» (г. Сургут) Ольга Лысенко.

Важное о буквах

Перед тем как научить ребенка читать, постарайтесь для начала научить его узнавать и различать звуки. Обратите внимание на неречевые звуки — звуки окружающего мира (звуки природы, голоса животных и птиц, звуки, которые издают предметы и материалы). Это поможет малышу стать внимательнее.

Важно объяснить ребенку, что букву можно увидеть и прочитать, а звук — произнести и услышать.

При этом букву нельзя произнести, пропеть, продекламировать, ее невозможно и услышать.

Все дети по-разному воспринимают разницу между буквами и звуками: одни это понимают после первого объяснения, а другие — намного позже. И вот тогда родителям придется подключить фантазию и все свои педагогические способности, чтобы для начала самим понять, а потом и ребенку объяснить, для чего же различать звуки и буквы и как это делать.

Звуков намного больше, чем букв, звуки главнее букв, буквы сами по себе ничего не значат, а все качества (например, звонкость, мягкость и т. д.) относятся к звукам. Одна буква может обозначать несколько звуков — например, буква Я в начале слова обозначает два звука — [й] и [а]. Об особенностях звуков дети узнают позже. А пока учимся правильно называть буквы.

Большинство педагогов и логопедов сходятся во мнении, что при обучении дошколят называть буквы нужно упрощенно: не «пэ», а «п», не «мэ», а «м».

Советы родителям, как приучить малыша к чтению

  • Главное — начать. Начните с 2–3 букв в неделю.
  • Учитывайте интересы ребенка. Если ребенок любит динозавров, учите буквы, используя названия динозавров (например, Д — диплодок, С — стегозавр).
  • Повторение — мать учения. Повторяйте уже изученные буквы.
  • Поощрение и похвала. Хвалите ребенка за каждый успех, даже самый маленький. Можно использовать небольшие поощрения (наклейки, маленькие игрушки).
  • Не давите на ребенка. Обучение должно быть непринужденным. Если ребенок устал или не хочет заниматься, сделайте перерыв.

Будьте терпеливы! У каждого ребенка свой темп обучения. Не сравнивайте его с другими детьми. Если трудно запоминать какие-то буквы, нужно сделать перерыв и вернуться к ним позже.

Ответы на частые вопросы

С какого возраста начинать учить буквы?

Не существует единого правильного возраста. Ориентируйтесь на интерес ребенка. Обычно это происходит в возрасте 4–5 лет.

В каком порядке учить буквы?

Можно использовать азбуку, в которой буквы расположены в определенном порядке.

Вам может помочь и классическая методика обучения:

  • гласные — А, О, У, И;
  • остальные гласные;
  • согласные — Л, М, Н, Б, П, Г;
  • согласные — Ш, Ж, Ч, Щ.
Как помочь ребенку, если он испытывает трудности?

Не давите на ребенка. Вернитесь к более простым упражнениям. Попробуйте использовать другие методы обучения. Обратитесь за консультацией к специалисту.

Лучшие проверенные способы, как быстро выучить буквы

«Буквы вокруг»

Почти у 80% детей развито зрительное восприятие, поэтому пусть буквы, с которыми ребенок знакомится, как можно чаще попадаются ему на глаза. Обращайте внимание на буквы в повседневной жизни — на упаковках продуктов, на вывесках, в книгах. Интересны магниты-буквы на холодильнике. Называйте их и просите ребенка повторить. Уже с 2–3 лет можно задавать ребенку вопрос: «А что это за буква здесь?»

«Пазлы»

Буквы можно купить или сделать самостоятельно. Как вариант, можно нарисовать букву, назвать ее и попросить ребенка раскрасить ее. Затем разрезать картинку на четыре-пять частей и попросить собрать, приговаривая: «Какая буква у нас получается?» Собирать буквы можно с детьми с 4 лет.

Положительные эмоции имеют важное значение в процессе обучения. Хороший вариант — испечь печенье в виде букв, вместе сложить буквы из овощей или фруктов, нарисовать их на поверхности блинчика сгущенкой или сметаной. Вкусные буквы — это здорово!

«На что похожа буква?»

Каждую букву можно ассоциировать с каким-то словом. Классический пример: «П — спортивная перекладина». Нужно вместе с ребенком придумать и нарисовать слово, которое начинается с нужной буквы. Вариант посложнее — изобразить слово в виде его начальной буквы, к примеру, чтобы буква Д была похожа на дом. Учить алфавит с помощью ассоциаций можно с детьми с 4–5 лет.

«Самый внимательный»

Напишите крупно несколько букв подряд. И дайте задание малышу: найти нужную букву и подчеркнуть ее. Можно написать буквы внутри геометрической фигуры — после поиска выписывать найденные буквы ниже, чтобы в конце получилось слово (как переход к освоению чтения). Игра тренирует еще и внимательность. Под силу детям с 4–5 лет.

«Угадай букву»

Пусть ребенок угадает, какую букву вы написали на его спине, а потом предложите ему загадать букву вам.

«Стань буквой»

Букву нужно изобразить телом. Как именно, пусть решит маленький игрок. К примеру, букву Г можно показать, выставив одну руку вперед. Игра будет интересна детям примерно с 5 лет.

Попробуйте поиграть не только дома за столом, но и на природе, во время прогулок.

«Рисование букв»

Рисуйте буквы пальчиком на песке, манке или красками на бумаге. Летом пишите буквы мелом на асфальте или палочкой на земле.

«Буква своими руками»

Сделайте тактильные буквы из различных материалов: картона, ткани, пластилина, круп. Предлагайте ребенку ощупывать их и называть. Тогда она уж точно запомнится.

«Умные буквы»

Называя букву, подберите с ребенком как можно больше слов, которые начинаются с этой буквы. Играя, старайтесь научить ребенка слышать звуки речи, выделять их из слов, узнавать облик букв, сравнивать буквы между собой по внешнему виду и звучанию.

В работе можно использовать такие полезные материалы, как алфавит на магнитах (магнитные буквы на холодильнике), азбуку (читайте азбуку вместе с ребенком, важно рассматривать картинки, рассказывайте истории, связанные с каждой буквой), онлайн-игры и приложения (они помогут ребенку в игровой форме выучить буквы).

Создаем комфортные условия дома

  • Создайте в доме красивый уголок с книгами. Пусть у ребенка будет возможность в любое время взять книгу.
  • Используйте разные обучающие материалы: карточки с буквами, кубики с буквами, магнитные буквы, книги, компьютерные игры. Чем больше разных материалов, тем интереснее будет ребенку. А если у вас дома есть конструктор, предложите малышу собирать буквы из него.
  • Читайте ребенку вслух каждый день. Выбирайте книги, которые ему интересны. Пусть книги будут о добре и мире.
  • Будьте примером для подражания: ребенок должен видеть, что вы сами любите читать. Расскажите о том, что и у вас есть любимые книги, вместе ходите в библиотеку.

Обучение буквам — важный, но не единственный этап в развитии ребенка. Главное — это создать для ребенка позитивную и поддерживающую среду, в которой ребенку будет интересно узнавать и запоминать буквы.

Получайте удовольствие от процесса. Если вы будете получать удовольствие от обучения ребенка, ему тоже будет интересно.

Материал подготовлен при содействии ФГБНУ «Институт развития, здоровья и адаптации ребенка».

Поделиться в соцсетях